Автор: Панарина Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №11
Населённый пункт: г.Реутов, Московская обл.
Наименование материала: доклад
Тема: «Ум ребёнка на кончиках пальцев»
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
«Ум ребёнка на кончиках пальцев»
Наша встреча сегодня посвящена развитию мелкой моторики.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое
стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков
АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности
тонких
движений
пальцев
рук.
Так
на
основе
проведенных
опытов
и
обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если
развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие,
хотя
общая
моторика
при
этом
может
быть
нормальной
и
даже
выше
нормы
(Л.В.Фомина).
Известный физиолог Марианелла Максимовна Кольцова пришла к заключению, что
формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов
от рук, а точнее от пальцев
Хочется отметить высказывания выдающихся людей
“Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. И.Кант
“...кончики пальцев рук – это второй мозг”. ЙосироЦуцуми
“...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию”. В.
М.Бехтерев
“…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев
рук”. Д.Селли
“При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг”.Н.А.Бернштейн
Все исследования дают нам право утверждать, что речь – это, прежде всего результат
согласованной деятельности многих областей мозга.
Таким образом, рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки
движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики
Тренировку пальцев нужно начинать уже с младенчества. Елена Анатольевна Екжанова
разработала специальные упражнения для массажа рук младенца. Вот основные упражнения
1.
Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук 6-8 раз по каждой руке от периферии к
центру.
2.
Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев ребенка одновременно (без большого) 4-8
раз.
3.
Спиралевидные
движения
пальцем
взрослого
по
ладошке
ребенка
с
внешней,
внутренней стороны.
4.
Точечные нажатия большим и указательным пальцами взрослого на середину каждого
фаланга пальца ребенка, от периферии к центру.
5.
Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка вперед, назад, в сторону и
по кругу.
6.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка от периферии к центру 5-6 раз.
В дальнейшем упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей
- катание деревянных шариков различного диаметра (грецких орехов, шишек, желудей)
- конструирование из кубиков;
- собирание различных пирамидок;
- сбор мозаики
- перекладывание из одной кучки в другую счетных палочек, карандашей, пуговиц
- перекладывание бусин пинцетом
- “пальчиковый бассейн”;
- игры с прищепками
-застегивание и расстегивание пуговиц;
- завязывание и развязывание узелков;
- игры-шнуровки
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Могут
использоваться
как
упражнения
без
речевого
сопровождения,
когда
взрослый
на
себе
все
демонстрирует, например: “Пальчики здороваются”, “Слоненок”, “ Корни деревьев” и т. д., так и
упражнения с речевым (часто стихотворным) сопровождением
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма
Большое внимание нужно уделять выкладыванию различных фигур:
- изсчетных палочек и спичек
- из гороха и фасоли
- изниток и пряжи
Эта работа является профилактикой дисграфии, так как развивает пространственную
ориентировку, ориентировку на листе бумаги (определение верха-низа, лева-права, помогает
чувствовать строку, клетку
Так же нельзя не отметить пользу таких занятий, как лепка и конструирование.
Очень хорошо использовать для массажа кисти:
- массажные шарики
- шестигранные карандаши
- массажные шарики с металлическими колечками Су-Джок
В старших группах дети знакомятся с графическим изображением букв. Для лучшего
запоминания букв рекомендую использовать следующие приемы
- выкладывание из счетных палочек, спичек
- выкладывание из фасоли, гороха, другой крупы
- рисование на песке, манке
- лепка
- конструирование
Среди прочих приемов для запоминания букв, хорошо использовать изображение букв
руками. Понятно то, что вызывает интерес, лучше запоминается. Поэтому изображение букв
пальцами желательно сопровождать стихотворением. Таким образом, в игровой ситуации дети
запоминают буквы, развивая мелкую моторику и мотивацию к обучению
При выполнении этих упражнений нужно помнить два важных правила:
1 - пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
2 - после каждого упражнения нужно расслабить пальцы (например, потрясти кистями)
Книжки-раскраски, штриховки, трафареты очень помогают в приобретении навыков письма
Нужно следить, чтобы во время раскрашивания или штриховки кисть двигалась в нужном
направлении, а книга лежала неподвижно.
Используемые мною пособия, надеюсь, помогут и вам в работе по развитие мелкой моторики
Желаю удачи!