Автор: Бардокина Валентина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №33"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: Конспект занятия по окружающему миру
Тема: "В мире насекомых"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия на тему «В мире насекомых» (в средней группе)
Цель: формирование знания детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные: -
Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.
- Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида.
- Подвести к понятию насекомые.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к окружающей среде.
-Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания)
-Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.
1.Организационный момент.
Встали, встали дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Предлагаю встать в круг вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные
бабочки.
- Дети, а какое сейчас время года? Цветет черемуха,цветы. Сегодня мы с вами будем
говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни.
Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам. Подуйте на них, чтобы они
закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
-Дети: нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув
губы трубочкой.
- Правильно. Выполняйте упражнение.
-Молодцы, а сейчас садитесь на стульчики.
2. Сообщение темы занятия.
-А сейчас мы отправимся в лес. Но что такое? На траве и на листочках кто-то сидит и не
двигается. Оказывается всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они
теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки.
На ромашку у ворот
Опустился самолёт.
Золотистые глаза,
Кто же это? (Стрекоза.)
А вот малюсенький малыш,
На плечах – соломинка.
Его в очках не разглядишь,
А он сильнее слоника. (Муравей.)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо. (Оса).
Кто на них руками машет-
Нос и лоб зелёнкой мажет.
А кто к ним не пристаёт-
С мёдом ест и с мёдом пьёт. (Пчёлы.)
Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю.
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю,
Свой дом покидаю,
На лугу порхаю. (Бабочка)
Я — пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко.
В обморок я упаду. (Божья коровка)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький … (кузнечик)
(дети самостоятельно, выставляют на магнитной доске насекомых).
- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку, осу, пчелу,
муравья?
Дети: это насекомые.
-
Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».
3. Беседа о насекомых.
(Вношу Незнайку, в руках у него баночка с жучком).
Незнайка: Здравствуйте! Вы меня узнали? Я Незнайка. Когда я ходил по лесу, то нашел
вот такое существо Кто это, я не знаю? Может быть дети вы мне подскажите?
Дети: это….
Воспитатель: Незнайка, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз
отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай
мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Незнайка
останешься?
Незнайка: конечно останусь.
Воспитатель: ну тогда присаживайся.
- Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?
Дети: (перечисляют и показывают на картинках).
Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите,
пожалуйста, а для чего насекомым крылья?
Дети: чтобы летать с одного места на другое.
Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и
лапки.
- Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?
Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….
Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?
Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..
Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.
- А скажите каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: например муха, комар.
Воспитатель: а чем вредны мухи?
Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.
Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?
Дети: лягушки
Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?
Дети: она такая же красива, разноцветная.
Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой.
Дети: нет
Воспитатель: почему?
Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.
Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие
большие, а они маленькие.
Воспитатель: а сейчас приглашаю всех
встать и поиграть
«Стрекоза»
4. Физминутка. «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
(после Незнайка начинает чесаться, к нему заполз муравей)
Воспитатель
: ой Незнайка
, да это же муравей к тебе заполз.
Ребята, посмотрите.
Незнайка
: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда
я наклонялся и брал жука.
Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?
Дети: муравейник.
- Дети давайте поиграем.
5. Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Незнайка
: ой! Мне понравится игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со
мной.
Воспитатель: да Незнайка, у нас есть такая игра.
6. Игра «Запасливый муравей»
(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети
делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)
Воспитатель: Спасибо Незнайка. А теперь мы пойдем на прогулку и возьмем с собой
твоего жучка и выпустим его на травку.
Воспитатель: А вам, ребята, понравилось наше занятие? Какое у вас настроение?
Покажите его с помощью карточки. (Солнышко – радостное; солнышко с тучей -
грустное). Спасибо всем вам.