Автор: Тарасова Ирина Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Этапы и основные компоненты построения воспитательной работы с младшими школьниками. Из опыта работы.
Раздел: начальное образование
Этапы и основные компоненты построения
воспитательной работы с младшими школьниками.
Из опыта работы.
Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении»
писал,
что
основное
внимание
в
его
исследованиях
сосредоточено
на
обучении.
Поэтому
оформленной
системы
воспитательной
работы
в
начальных
классах
вниманию
педагогов,
работающих
в
данной
дидактической системе, предложено не было.
Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически
связаны
между
собой...
Разработка
педагогически
и
психологически
обоснованной
системы
воспитания
младших
школьников
–
это
одна
из
актуальнейших задач».
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но
развитие
личности
–
процесс
длительный,
протекающий
в
течение
всей
жизни человека.
Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В
этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная
работа по формированию детской личности. Для того чтобы обеспечить
каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее
актуальными следующие принципы и подходы:
1. Личностный подход. Личность ребенка – высшая ценность. Ребенка
надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно
уважение
личности
каждого
ребенка,
его
индивидуальности,
бережное
отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
2. Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и
внеурочную деятельность.
З. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его
потребностям
и
особенностям
деятельность:
игровая,
познавательная,
трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются,
укрепляются отношения между воспитанниками.
4.
Средовый
подход.
Школа
не
может
оградить
детей
от
негативного
влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей
заботы и проблемы ближайшего окружения.
5.
Комплексный
подход.
Воспитание
и
развитие
актуальных
качеств
личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга.
Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок
раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. В
моем понимании, воспитание – целенаправленное управление процессом
развития личности школьник. Значит, воспитательная деятельность призвана
обеспечить условия личностного роста детей. Цель воспитательной работы –
свободное
развитие
личности,
создание
условий
для
самовыражения,
самоутверждения, самореализации каждого ребенка.
Воспитательный
процесс
строится
по
разным
направлениям:
патриотическое,
экологическое,
эстетическое,
трудовое,
спортивно-
оздоровительное, ПДД и ОБЖ.
Потребности образуют основу мотивов поведения ребенка. Благополучное
осуществление
потребностей
формирует
здоровые,
благополучные
потребностно - мотивационные основы поведения ребенка. Неблагополучное
– деформирует эти основы. Наконец, потребности образуют своеобразную
программу саморазвития, саморазвертывания личности ребенка. Поднимаясь
по
ее
ступеням
к
собственному
«Я»,
воспитанник
становится
равным
(идентичным)
самому
себе,
способным
осуществить
себя,
находит
и
достигает истинных целей и смысла жизни. Он становится ЛИЧНОСТЬЮ!
Данная воспитательная система является программой самостроительства.
Потребности
определяют
содержание
бытия
человека,
основные
внутренние задачи ребенка в процессе его развития и становления личности.
Схематично
программу
можно
выразить
в
такой
формуле:
здоровье
+
самозащита
+самоутверждение
+
самореализация
+
самореабилитация
(научение радостному проживанию жизни) = личность!
Потребности
обусловливают
содержание
воспитательной
работы
педагога, круг воспитательных задач, его позицию, его основную функцию
— помощь воспитаннику в решении жизненных проблем. Удовлетворение
потребностей
ребенка
—
есть
методологическое
основание
«педагогики
сотрудничества»
Оно
покоится
на
объективном
единстве
целей
жизни
ребенка и воспитательных целей классного руководителя.
Цель воспитательной системы:
создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации
внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка-школьника.
Задачи:
-
Организация разнообразной, творческой, личностно - и
общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа
будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и
благополучная социализация воспитанников;
-
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья
воспитанников;
-
Создание благоприятного нравственно-психологического
климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его
члена;
-
Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в
формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым
необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
-
Создание условий и оказание помощи в поисках и обретениях
ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее
окончания;
-
Психолого-педагогическое просвещение воспитанников,
обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции,
самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной
социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни;
-
Привитие оптимистического мировосприятия.
Этапы построения воспитательной системы.
Этапы
Основные направления деятельности
I - проектно-
мобилизационый
1 Создание диагностических материалов для системы
мониторинга
выявлению
интересов,
запросов,
ц е н н о с т н ы х
о р и е н т а ц и й
у ч а щ и хс я
у р о в н я
воспитанности
учащихся
как
основы
планирования
воспитательной работы в классе.
2.Разработка
системы
мер
по
созданию
и
продолжению традиций класса.
З .
Р а з р а б о т к а
в о с п и т ат е л ь н ы х
п р о г р а м м
«Возвращение к истокам», «Здоровье».
4.
Установление
отношений
с
социальными
партнерами.
II – поисково-
преобразовательный
1
.Апробация
и
использование
в
воспитательном
процессе технологий, приемов и методов обучения и
воспитания школьников, социальной и психолого-
педагогической
поддержки
личности
ребенка
в
процессе развития и раскрытия его индивидуальных
способностей.
2.
Проведение
мониторинга
развития
личности
и
классного коллектива.
З.Апробация
годового
цикла
дел,
направленных
на
проявление
и
развитие
творческих
способностей
учащихся.
III – рефлексивно
-обобщающий
1. Осуществление рефлексии процесса и результатов
деятельности по построению воспитательной системы
класса.
2.0пределение
перспектив
дальнейшего
развития
воспитательной системы класса
Принципы и подходы, определяющие концепцию данной
воспитательной системы:
-
Принцип
гуманистического
воспитания
—
результат:
развитие
личности
ребенка;
-
Личностный
подход
—
признание
ребенка
высшей
социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть умело влиять на
его развитие, опираясь на совокупность знаний о нем;
-
Принцип
природосообразности
воспитания
предполагает,
что
оно
основывается
на
понимании
взаимосвязи
природных
и
социокультурных
процессов,
на
основании
возраста,
пола,
особенностей
психики
и
физиологии;
-
Культурологический
подход
обеспечивает
режим
наибольшего
благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании
эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.
Основа базового и дополнительного образования;
-
Принцип средового подхода. Школа не может оградить ребенка от
негативных влияний среды. В этом смысле особое место занимает семья.
-
Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что
ему
нужна
интересная,
отвечающая
его
потребностям
и
особенностям
деятельность.-
Целостный
подход:
воспитание
и
обучение
являются
равноправными
и
взаимодействующими
компонентами.-
Дифференциация
воспитания
предполагает
отбор
содержания,
форм
и
методов,
учет
специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет
их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий.
-
Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-
либо качества ребенка в комплексе. Следует так организовать деятельность
учащихся , чтобы в ней ребенок, удовлетворяя свои потребности, развивал
свои личностные качества.
Деятельность
классного
руководителя
в
рамках
воспитательной
системы
класса
направлена
на
создание
условий
для
удовлетворения
базовых.
Психосоциальных потребностей учащихся через:
-
изучение личности ученика;
-
ориентирование личности на уклад жизни в школе и классе;
-
дополнительное образование;
-
тесную взаимосвязь обучения и воспитания;
-
ориентацию на здоровый образ жизни;
-
реализацию познавательной деятельности средствами различных конкурсов,
состязаний, интеллектуальных игр;
-
организацию самоуправления;
-
традиционные классные и школьные мероприятия; - взаимодействие с
семьей.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты
воспитательной системы
Составные части (элементы) компонентов
I - индивидно-групповой
компонент
1.
Классный руководитель
2.
Учащиеся класса.
З. Родители учащихся.
4.Педагоги и другие взрослые, участвующие в
воспитательном процессе и жизнедеятельности
классного коллектива.
II -
ценностноориентационны
й компонент
1.Цели и задачи воспитателя.
2 . П е р с п е кт и в ы
ж и з н е д е я т е л ь н о с т и
классного сообщества.
З.Принципы
построения
воспитательной
системы и жизнедеятельности класса.
III – функционально
-деятельностный
компонент
1.Системообразующий
вид
деятельности,
формы
и
методы
организации
совместной
деятельности и общения.
2.Основные функции воспитательной системы.
З.Педагогиче ско е
обе спечение
и
самоуправление
жизнедеятельностью
классного коллектива.
IV – пространственно
-временной компонент
1.Эмоционально-психологическая,
духовно-
нравственная и предметно-материальная среда.
2 . С вя з и
и
от н о ш е н и я
к л а с с н о г о
сообщества с Другими общностями Детей
и взрослых.
З.Место и роль класса в воспитательном
п р о с т р а н с т в е
о б р а з о в а т е л ь н о г о
учреждения.
4 . Э т а п ы
с т а н о в л е н и я
и
р а з в и т и я
воспитательной системы.
V – диагностико -
аналитический компонент
1.Критерии
эффективности
воспитательной
системы.
2.Методы и приемы изучения результативности
воспитательной системы.
З.
Формы
и
способы
анализа,
оценки
и
интерпретации полученных результатов.
Критерии эффективности функционирования воспитательной
системы масса:
-
воспитанность учащихся;
-
защищенность и комфортность ребенка в классе;
-
удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в
классе;
-
сформированность классного коллектива;
-
репутация масса;
-
проявление индивидуальности («лица») классной общности.
Использование
в
своей
педагогической
деятельности
перечисленных
критериев
и
методик
позволит
более
достоверно
точно
оценивать
результативность воспитательной работы в классе.