Напоминание

Этапы и основные компоненты построения воспитательной работы с младшими школьниками. Из опыта работы.


Автор: Тарасова Ирина Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Этапы и основные компоненты построения воспитательной работы с младшими школьниками. Из опыта работы.
Раздел: начальное образование





Назад




Этапы и основные компоненты построения

воспитательной работы с младшими школьниками.

Из опыта работы.

Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении»

писал,

что

основное

внимание

в

его

исследованиях

сосредоточено

на

обучении.

Поэтому

оформленной

системы

воспитательной

работы

в

начальных

классах

вниманию

педагогов,

работающих

в

данной

дидактической системе, предложено не было.

Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически

связаны

между

собой...

Разработка

педагогически

и

психологически

обоснованной

системы

воспитания

младших

школьников

это

одна

из

актуальнейших задач».

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но

развитие

личности

процесс

длительный,

протекающий

в

течение

всей

жизни человека.

Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В

этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная

работа по формированию детской личности. Для того чтобы обеспечить

каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее

актуальными следующие принципы и подходы:

1. Личностный подход. Личность ребенка – высшая ценность. Ребенка

надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно

уважение

личности

каждого

ребенка,

его

индивидуальности,

бережное

отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и

внеурочную деятельность.

З. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его

потребностям

и

особенностям

деятельность:

игровая,

познавательная,

трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются,

укрепляются отношения между воспитанниками.

4.

Средовый

подход.

Школа

не

может

оградить

детей

от

негативного

влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей

заботы и проблемы ближайшего окружения.

5.

Комплексный

подход.

Воспитание

и

развитие

актуальных

качеств

личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга.

Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок

раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. В

моем понимании, воспитание – целенаправленное управление процессом

развития личности школьник. Значит, воспитательная деятельность призвана

обеспечить условия личностного роста детей. Цель воспитательной работы –

свободное

развитие

личности,

создание

условий

для

самовыражения,

самоутверждения, самореализации каждого ребенка.

Воспитательный

процесс

строится

по

разным

направлениям:

патриотическое,

экологическое,

эстетическое,

трудовое,

спортивно-

оздоровительное, ПДД и ОБЖ.

Потребности образуют основу мотивов поведения ребенка. Благополучное

осуществление

потребностей

формирует

здоровые,

благополучные

потребностно - мотивационные основы поведения ребенка. Неблагополучное

– деформирует эти основы. Наконец, потребности образуют своеобразную

программу саморазвития, саморазвертывания личности ребенка. Поднимаясь

по

ее

ступеням

к

собственному

«Я»,

воспитанник

становится

равным

(идентичным)

самому

себе,

способным

осуществить

себя,

находит

и

достигает истинных целей и смысла жизни. Он становится ЛИЧНОСТЬЮ!

Данная воспитательная система является программой самостроительства.

Потребности

определяют

содержание

бытия

человека,

основные

внутренние задачи ребенка в процессе его развития и становления личности.

Схематично

программу

можно

выразить

в

такой

формуле:

здоровье

+

самозащита

+самоутверждение

+

самореализация

+

самореабилитация

(научение радостному проживанию жизни) = личность!

Потребности

обусловливают

содержание

воспитательной

работы

педагога, круг воспитательных задач, его позицию, его основную функцию

— помощь воспитаннику в решении жизненных проблем. Удовлетворение

потребностей

ребенка

есть

методологическое

основание

«педагогики

сотрудничества»

Оно

покоится

на

объективном

единстве

целей

жизни

ребенка и воспитательных целей классного руководителя.

Цель воспитательной системы:

создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации

внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка-школьника.

Задачи:

-

Организация разнообразной, творческой, личностно - и

общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа

будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и

благополучная социализация воспитанников;

-

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья

воспитанников;

-

Создание благоприятного нравственно-психологического

климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его

члена;

-

Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в

формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым

необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;

-

Создание условий и оказание помощи в поисках и обретениях

ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее

окончания;

-

Психолого-педагогическое просвещение воспитанников,

обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции,

самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной

социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни;

-

Привитие оптимистического мировосприятия.

Этапы построения воспитательной системы.

Этапы

Основные направления деятельности

I - проектно-

мобилизационый

1 Создание диагностических материалов для системы

мониторинга

выявлению

интересов,

запросов,

ц е н н о с т н ы х

о р и е н т а ц и й

у ч а щ и хс я

у р о в н я

воспитанности

учащихся

как

основы

планирования

воспитательной работы в классе.

2.Разработка

системы

мер

по

созданию

и

продолжению традиций класса.

З .

Р а з р а б о т к а

в о с п и т ат е л ь н ы х

п р о г р а м м

«Возвращение к истокам», «Здоровье».

4.

Установление

отношений

с

социальными

партнерами.

II – поисково-

преобразовательный

1

.Апробация

и

использование

в

воспитательном

процессе технологий, приемов и методов обучения и

воспитания школьников, социальной и психолого-

педагогической

поддержки

личности

ребенка

в

процессе развития и раскрытия его индивидуальных

способностей.

2.

Проведение

мониторинга

развития

личности

и

классного коллектива.

З.Апробация

годового

цикла

дел,

направленных

на

проявление

и

развитие

творческих

способностей

учащихся.

III – рефлексивно

-обобщающий

1. Осуществление рефлексии процесса и результатов

деятельности по построению воспитательной системы

класса.

2.0пределение

перспектив

дальнейшего

развития

воспитательной системы класса

Принципы и подходы, определяющие концепцию данной

воспитательной системы:

-

Принцип

гуманистического

воспитания

результат:

развитие

личности

ребенка;

-

Личностный

подход

признание

ребенка

высшей

социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть умело влиять на

его развитие, опираясь на совокупность знаний о нем;

-

Принцип

природосообразности

воспитания

предполагает,

что

оно

основывается

на

понимании

взаимосвязи

природных

и

социокультурных

процессов,

на

основании

возраста,

пола,

особенностей

психики

и

физиологии;

-

Культурологический

подход

обеспечивает

режим

наибольшего

благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании

эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.

Основа базового и дополнительного образования;

-

Принцип средового подхода. Школа не может оградить ребенка от

негативных влияний среды. В этом смысле особое место занимает семья.

-

Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что

ему

нужна

интересная,

отвечающая

его

потребностям

и

особенностям

деятельность.-

Целостный

подход:

воспитание

и

обучение

являются

равноправными

и

взаимодействующими

компонентами.-

Дифференциация

воспитания

предполагает

отбор

содержания,

форм

и

методов,

учет

специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет

их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий.

-

Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-

либо качества ребенка в комплексе. Следует так организовать деятельность

учащихся , чтобы в ней ребенок, удовлетворяя свои потребности, развивал

свои личностные качества.

Деятельность

классного

руководителя

в

рамках

воспитательной

системы

класса

направлена

на

создание

условий

для

удовлетворения

базовых.

Психосоциальных потребностей учащихся через:

-

изучение личности ученика;

-

ориентирование личности на уклад жизни в школе и классе;

-

дополнительное образование;

-

тесную взаимосвязь обучения и воспитания;

-

ориентацию на здоровый образ жизни;

-

реализацию познавательной деятельности средствами различных конкурсов,

состязаний, интеллектуальных игр;

-

организацию самоуправления;

-

традиционные классные и школьные мероприятия; - взаимодействие с

семьей.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты

воспитательной системы

Составные части (элементы) компонентов

I - индивидно-групповой

компонент

1.

Классный руководитель

2.

Учащиеся класса.

З. Родители учащихся.

4.Педагоги и другие взрослые, участвующие в

воспитательном процессе и жизнедеятельности

классного коллектива.

II -

ценностноориентационны

й компонент

1.Цели и задачи воспитателя.

2 . П е р с п е кт и в ы

ж и з н е д е я т е л ь н о с т и

классного сообщества.

З.Принципы

построения

воспитательной

системы и жизнедеятельности класса.

III – функционально

-деятельностный

компонент

1.Системообразующий

вид

деятельности,

формы

и

методы

организации

совместной

деятельности и общения.

2.Основные функции воспитательной системы.

З.Педагогиче ско е

обе спечение

и

самоуправление

жизнедеятельностью

классного коллектива.

IV – пространственно

-временной компонент

1.Эмоционально-психологическая,

духовно-

нравственная и предметно-материальная среда.

2 . С вя з и

и

от н о ш е н и я

к л а с с н о г о

сообщества с Другими общностями Детей

и взрослых.

З.Место и роль класса в воспитательном

п р о с т р а н с т в е

о б р а з о в а т е л ь н о г о

учреждения.

4 . Э т а п ы

с т а н о в л е н и я

и

р а з в и т и я

воспитательной системы.

V – диагностико -

аналитический компонент

1.Критерии

эффективности

воспитательной

системы.

2.Методы и приемы изучения результативности

воспитательной системы.

З.

Формы

и

способы

анализа,

оценки

и

интерпретации полученных результатов.

Критерии эффективности функционирования воспитательной

системы масса:

-

воспитанность учащихся;

-

защищенность и комфортность ребенка в классе;

-

удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в

классе;

-

сформированность классного коллектива;

-

репутация масса;

-

проявление индивидуальности («лица») классной общности.

Использование

в

своей

педагогической

деятельности

перечисленных

критериев

и

методик

позволит

более

достоверно

точно

оценивать

результативность воспитательной работы в классе.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!