Автор: Трубчанинова Елена Лионардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №191
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родительское собрание "Скоро в школу"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в подготовительной группе «Еще год и в школу»
Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу
готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1.
Познакомить
родителей
с
характеристиками
психологической
и
педагогической готовности;
2.
Способствовать
взаимному
эмоциональному
расположению
между
участниками; объединить всех участников преемственной связи;
3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию
психологической культуры родителей;
4.
Предоставить
родителям
практический
опыт
игрового
партнерства
с
детьми.
Участники: родители детей подготовительных групп, воспитатели групп,
педагог-психолог.
Материалы и пособия: Мультимедийный проектор, мячик, спички, задания
для игры, памятки с рекомендациями родителям
Ход собрания
Психолог: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас
поздравить уважаемые родители с переходом в подготовительную к школе
группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши
отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам
подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.
Упражнение- визуализация "Первый раз в первый класс":
Психолог: Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о
которых я вам расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей,
которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то,
возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть
портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа
красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко,
вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день,
когда
он
примерил
на
свои
плечи
портфель,
пока
ещё
не
заполненный
книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому
он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц,
кто-то
ему
улыбается,
но
это
чужие
люди…
В
глазах
появляется
растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек!
Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет
хорошо… Тетя,она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены
школы, какая – то комната -
это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а
вон ту девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с
вами сейчас находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации.
Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того,
что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам
всем познакомиться, ведь имя человека – это самый сладостный и самый
важный для него звук на любом языке.
Упражнение "Имена"
Цель:
Уст ановление
конт акт а
между
участниками.
С о зд а н и е
доброжелательной атмосферы.
Содержание: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У
кого она в руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня
зовут
Ольга
Владимировна".
Тот,
кто
принимает
игрушку,
должен
произнести: "Вас зовут Ольга Владимировна, а я……"
Психолог: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного поиграть и
сплотить наш коллектив.
Упражнение «Спичка»
Цель: Сплочение коллектива.
Содержание:
Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички,
которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе
дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся
команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула.
Как именно держать спички, решать вам. Главное условие – держать одним
пальцем. Молодцы, садитесь на свои места.
Ответьте на вопросы:
- Легко ли было выполнить это упражнение?
- Что мешало дойти до финиша?
Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.
Упражнение "Парад мнений"
Цель:
Активизировать
участников
собрания
в
обсуждении
предлагаемой
темы
Содержание:
Ведущий задает вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к
школьному обучению?" (высказывания родителей записываются на доску)
Примерные ответы:
Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том,
что:
–
ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может
включиться в общий режим работы;
–
ребенок
имеет
слабое
развитие
связной
речи
и
умственных
способностей,
не
умеет
задавать
вопросы,
сравнивать
предметы,
выделять главное;
–
ребенок
проявляет
мало
инициативы;
тяготеет
к
шаблонным
действиям
и
решениям,
имеет
затруднения
в
общении
со
сверстниками и взрослыми.
Выступление педагога – психолога:
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в
дошкольном
учреждении
и
семье.
Поступление
в
школу
–
переломный
момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка
дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная
деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо
знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности,
большей
способности
к
управлению
своим
поведением,
большей
работоспособности.
Родителям
необходимо
знать,
что
существуют
два
понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность.
Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются
первоначальные навыки счета, письма и чтения.
Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к
школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые
нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать,
считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе
или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в
этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в
школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то
время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не
нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе –
психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие
компоненты:
1. физическая готовность.
2. интеллектуальная готовность.
3. социально-личностная.
4. мотивационная.
Физическая
готовность
подразумевает
зрелость
организма,
его
функциональных систем.
Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во
избежание
нежелательных
отклонений,
появления
различного
рода
заболеваний и определяют этот вид готовности.
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у
него
специальных
умений
и
навыков
(умения
сравнивать,
обобщать,
анализировать,
классифицировать
полученную
информацию,
иметь
достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе
говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении
читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже
умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе.
Гораздо
важнее
научить
дошкольника
грамотному
пересказу,
умению
рассуждать и мыслить логически.
Социально-личностная готовность.
Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими
людьми,
в
частности
взрослыми,
принявшими
на
себя
роль
учителей-
наставников.
Имея
данный
компонент
готовности,
ребенок
может
быть
внимателен
на
протяжении
30-40
минут,
может
работать
в
коллективе.
Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети
начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в
школу.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
- игровой,
- познавательный,
- социальный.
Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно
будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то
новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный
мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период
обучения в начальной школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести
новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники,
школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться
от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок
этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги
начальной
школы
ориентированы
на
игровой
мотив
и
во
многом
свою
деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент.
На
начальном
этапе
школьном
обучения
наиболее
слабым
звеном
в
психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед
ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать
собой" часто представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку
анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые
отвечают
за
эту
деятельность,
только-только
оформляется
к
семи
годам
жизни. Очень важны также способность тормозить на определенное время
высокую
двигательную
активность,
столь
свойственную
детям,
умение
сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования
необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев
рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это
неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная
зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и
осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто
ценой
чрезмерного
напряжения
старается
выполнить
требования
школы,
страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх
перед
школой
и
нежелание
учиться.
Чтобы
предотвратить
подобные
ситуации, необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё
до
поступления
в
школу
и
системная
совместная
работа
педагогов
и
родителей по формированию у детей готовности к школьному обучению,
которая включает следующие составляющие.
1.
Выработка
представления
о
занятиях
как
о
важной
деятельности
для
приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет
себя
на
занятиях
(тщательно
выполняет
задания,
проявляет
внимание
к
словам педагога).
2.
Развитие
настойчивости,
ответственности,
самостоятельности,
старательности.
Сформированность
данных
качеств
проявляется
в
стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные
усилия
3.
Воспитание
опыта
деятельности
в
коллективе
и
положительного
отношения
к
сверстникам;
усвоение
способов
активного
воздействия
на
сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь,
справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать
недостатки).
4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности
в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий
процесс
нравственного
становления
личности
ребенка,
делает
его
более
самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к
школьному обучению" (высказывание родителей)
• Физическое здоровье.
• Наличие мотива учения (познавательного и социального).
•
Сформированность
произвольности
поведения:
умение
сознательно
подчинять
свои
действия
правилу,
требованию
взрослого,
умение
внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение
сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
•
Сформированность
интеллектуальной
сферы
(умение
анализировать,
обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать;
достаточный уровень развития восприятия речи)
Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В
первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять
определенные
единые
в
семье
требования
и
добиваться
их
выполнения,
формировать
у
детей
объективный
образ
школы,
прививать
ребенку
эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес
к
учебной
деятельности:
посещать
музей,
покупать
иллюстрированные
энциклопедии
и
т.п.,
развивать
у
ребенка
уверенность
в
себе.
А
теперь
Вашему вниманию предлагаем игры, в которые можно играть с детьми дома.
(презентация игр и упражнений)
Рефлексия: Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.
Памятка для родителей первоклассников
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе:
1. Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается,
сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.
2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и
недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
3.
Не
заставляйте
ребенка
делать
упражнения,
если
он
вертится,
устал,
расстроен;
займитесь
чем-то
другим.
Постарайтесь
определить
пределы
выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на
очень небольшое время.
4.
Избегайте
неодобрительной
оценки,
находите
слова
поддержки,
чаще
хвалите
ребенка
за
его
терпение,
настойчивость
и
т.д.
Никогда
не
подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у
него уверенность в своих силах.
5. Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка –
это его работа, как потом его работой станет учение.
6.
Научите:
умению
быть
вежливыми
в
общении
со
сверстниками
и
взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению
быть дисциплинированными.
7. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как
тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения,
никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная
возможность больше общаться с ребенком.
Список литературы
1. Бабаева Т. И. "У школьного порога"
2. Гуткина Н. И. "Психологическая готовность к школе"
3. Ковалёва Е., Синицына Е. "Готовим ребёнка к школе"
4. Мир дошкольника:"Вопросы и ответы" составитель Г. К. Кислица и другие
5. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. "Предшкольный бум или что нужно знать
родителям будущего первоклассника"
6. Нартова С. К., Мухортова Е. А. "Скоро в школу! Увлекательная подготовка
детей к первому классу"
7.
Рогов
Е.
И.
"Настольная
книга
практического
психолога"
Книга
1."
Система работы психолога с детьми разного возраста"