Напоминание

родительское собрание "Скоро в школу"


Автор: Трубчанинова Елена Лионардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №191
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родительское собрание "Скоро в школу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание в подготовительной группе «Еще год и в школу»

Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу

готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1.

Познакомить

родителей

с

характеристиками

психологической

и

педагогической готовности;

2.

Способствовать

взаимному

эмоциональному

расположению

между

участниками; объединить всех участников преемственной связи;

3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию

психологической культуры родителей;

4.

Предоставить

родителям

практический

опыт

игрового

партнерства

с

детьми.

Участники: родители детей подготовительных групп, воспитатели групп,

педагог-психолог.

Материалы и пособия: Мультимедийный проектор, мячик, спички, задания

для игры, памятки с рекомендациями родителям

Ход собрания

Психолог: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас

поздравить уважаемые родители с переходом в подготовительную к школе

группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши

отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам

подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.

Упражнение- визуализация "Первый раз в первый класс":

Психолог: Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о

которых я вам расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей,

которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то,

возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть

портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа

красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко,

вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день,

когда

он

примерил

на

свои

плечи

портфель,

пока

ещё

не

заполненный

книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому

он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц,

кто-то

ему

улыбается,

но

это

чужие

люди…

В

глазах

появляется

растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек!

Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет

хорошо… Тетя,она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены

школы, какая – то комната -

это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а

вон ту девочку… А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с

вами сейчас находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации.

Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того,

что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам

всем познакомиться, ведь имя человека – это самый сладостный и самый

важный для него звук на любом языке.

Упражнение "Имена"

Цель:

Уст ановление

конт акт а

между

участниками.

С о зд а н и е

доброжелательной атмосферы.

Содержание: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У

кого она в руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня

зовут

Ольга

Владимировна".

Тот,

кто

принимает

игрушку,

должен

произнести: "Вас зовут Ольга Владимировна, а я……"

Психолог: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного поиграть и

сплотить наш коллектив.

Упражнение «Спичка»

Цель: Сплочение коллектива.

Содержание:

Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички,

которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе

дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся

команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула.

Как именно держать спички, решать вам. Главное условие – держать одним

пальцем. Молодцы, садитесь на свои места.

Ответьте на вопросы:

- Легко ли было выполнить это упражнение?

- Что мешало дойти до финиша?

Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.

Упражнение "Парад мнений"

Цель:

Активизировать

участников

собрания

в

обсуждении

предлагаемой

темы

Содержание:

Ведущий задает вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к

школьному обучению?" (высказывания родителей записываются на доску)

Примерные ответы:

Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том,

что:

ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может

включиться в общий режим работы;

ребенок

имеет

слабое

развитие

связной

речи

и

умственных

способностей,

не

умеет

задавать

вопросы,

сравнивать

предметы,

выделять главное;

ребенок

проявляет

мало

инициативы;

тяготеет

к

шаблонным

действиям

и

решениям,

имеет

затруднения

в

общении

со

сверстниками и взрослыми.

Выступление педагога – психолога:

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в

дошкольном

учреждении

и

семье.

Поступление

в

школу

переломный

момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка

дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная

деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо

знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности,

большей

способности

к

управлению

своим

поведением,

большей

работоспособности.

Родителям

необходимо

знать,

что

существуют

два

понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность.

Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются

первоначальные навыки счета, письма и чтения.

Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к

школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые

нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать,

считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе

или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в

этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в

школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то

время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не

нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе –

психологическая.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие

компоненты:

1. физическая готовность.

2. интеллектуальная готовность.

3. социально-личностная.

4. мотивационная.

Физическая

готовность

подразумевает

зрелость

организма,

его

функциональных систем.

Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во

избежание

нежелательных

отклонений,

появления

различного

рода

заболеваний и определяют этот вид готовности.

Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у

него

специальных

умений

и

навыков

(умения

сравнивать,

обобщать,

анализировать,

классифицировать

полученную

информацию,

иметь

достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе

говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении

читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже

умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе.

Гораздо

важнее

научить

дошкольника

грамотному

пересказу,

умению

рассуждать и мыслить логически.

Социально-личностная готовность.

Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими

людьми,

в

частности

взрослыми,

принявшими

на

себя

роль

учителей-

наставников.

Имея

данный

компонент

готовности,

ребенок

может

быть

внимателен

на

протяжении

30-40

минут,

может

работать

в

коллективе.

Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети

начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в

школу.

В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:

- игровой,

- познавательный,

- социальный.

Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно

будет играть с ними") не готов к обучению в школе.

Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то

новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный

мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период

обучения в начальной школе.

Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести

новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники,

школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться

от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок

этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги

начальной

школы

ориентированы

на

игровой

мотив

и

во

многом

свою

деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент.

На

начальном

этапе

школьном

обучения

наиболее

слабым

звеном

в

психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед

ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать

собой" часто представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку

анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые

отвечают

за

эту

деятельность,

только-только

оформляется

к

семи

годам

жизни. Очень важны также способность тормозить на определенное время

высокую

двигательную

активность,

столь

свойственную

детям,

умение

сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования

необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев

рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это

неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная

зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и

осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто

ценой

чрезмерного

напряжения

старается

выполнить

требования

школы,

страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх

перед

школой

и

нежелание

учиться.

Чтобы

предотвратить

подобные

ситуации, необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё

до

поступления

в

школу

и

системная

совместная

работа

педагогов

и

родителей по формированию у детей готовности к школьному обучению,

которая включает следующие составляющие.

1.

Выработка

представления

о

занятиях

как

о

важной

деятельности

для

приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет

себя

на

занятиях

(тщательно

выполняет

задания,

проявляет

внимание

к

словам педагога).

2.

Развитие

настойчивости,

ответственности,

самостоятельности,

старательности.

Сформированность

данных

качеств

проявляется

в

стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные

усилия

3.

Воспитание

опыта

деятельности

в

коллективе

и

положительного

отношения

к

сверстникам;

усвоение

способов

активного

воздействия

на

сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь,

справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать

недостатки).

4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности

в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий

процесс

нравственного

становления

личности

ребенка,

делает

его

более

самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к

школьному обучению" (высказывание родителей)

• Физическое здоровье.

• Наличие мотива учения (познавательного и социального).

Сформированность

произвольности

поведения:

умение

сознательно

подчинять

свои

действия

правилу,

требованию

взрослого,

умение

внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение

сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Сформированность

интеллектуальной

сферы

(умение

анализировать,

обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать;

достаточный уровень развития восприятия речи)

Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В

первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять

определенные

единые

в

семье

требования

и

добиваться

их

выполнения,

формировать

у

детей

объективный

образ

школы,

прививать

ребенку

эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес

к

учебной

деятельности:

посещать

музей,

покупать

иллюстрированные

энциклопедии

и

т.п.,

развивать

у

ребенка

уверенность

в

себе.

А

теперь

Вашему вниманию предлагаем игры, в которые можно играть с детьми дома.

(презентация игр и упражнений)

Рефлексия: Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.

Памятка для родителей первоклассников

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе:

1. Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается,

сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и

недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

3.

Не

заставляйте

ребенка

делать

упражнения,

если

он

вертится,

устал,

расстроен;

займитесь

чем-то

другим.

Постарайтесь

определить

пределы

выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на

очень небольшое время.

4.

Избегайте

неодобрительной

оценки,

находите

слова

поддержки,

чаще

хвалите

ребенка

за

его

терпение,

настойчивость

и

т.д.

Никогда

не

подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у

него уверенность в своих силах.

5. Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка –

это его работа, как потом его работой станет учение.

6.

Научите:

умению

быть

вежливыми

в

общении

со

сверстниками

и

взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению

быть дисциплинированными.

7. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как

тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения,

никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная

возможность больше общаться с ребенком.

Список литературы

1. Бабаева Т. И. "У школьного порога"

2. Гуткина Н. И. "Психологическая готовность к школе"

3. Ковалёва Е., Синицына Е. "Готовим ребёнка к школе"

4. Мир дошкольника:"Вопросы и ответы" составитель Г. К. Кислица и другие

5. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. "Предшкольный бум или что нужно знать

родителям будущего первоклассника"

6. Нартова С. К., Мухортова Е. А. "Скоро в школу! Увлекательная подготовка

детей к первому классу"

7.

Рогов

Е.

И.

"Настольная

книга

практического

психолога"

Книга

1."

Система работы психолога с детьми разного возраста"



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!