Автор: Елена Михайловна Роденбергер
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Ханты - Мансийский АО - Югра
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Использование разнообразных приемов при постановке звуков у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка».
Мастер – класс на тему
«Использование разнообразных приемов
при постановке звуков у детей дошкольного возраста»
Роденбергер Е. М.
учитель – логопед
г. Советский, 2018 г.
Слайд № 1.
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы не будем говорить о всех приемах постановки
звуков у детей - дошкольников, а рассмотрим некоторые нетрадиционные и игровые
приемы.
Рассмотрим нарушения свистящих звуков.
Слайд № 3.
Нарушения свистящих звуков.
1. Сигматизмы
Отсутствии звука
Межзубный сигматизм
Боковой сигматизм
Носовой сигматизм
2. Парасигматизмы
Губно-зубной парасигматизм
Призубный парасигматизм
Шипящий парасигматизм
Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков
«Улыбка»
«Заборчик»
«Окошко»
«Накажем непослушный язычок»
«Трубочка»
«Лопатка»
«Почистим зубки»
«Холодный ветерок»
Приступая к исправлению любого дефектного звука, помните: пока не будут
четко
сформированы
артикуляционные
уклады,
звук
ставить
нельзя.
Поэтому
подбираем соответствующие упражнения и начинаем готовить артикуляционный
аппарат. Ребёнку не говорим, что будем правильно учиться говорить звук «с», а
будем учиться петь песенку «птички» «и-и-и-
и», и не отрывая языка от зубов
пускать ветерок на язычок («дуть» на язычок).
Постановка звука. Прием подражания. Используется при отсутствии звука. Как
правило,
у
детей
с
дизартрическим
компонентом
этого
способа
бывает
недостаточно. И
тогда
нужно
воспользоваться
механической
помощью.
Делаем
широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик
языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной
головки, зубочистку, зонд (показать зонд). Слегка нажимаем палочкой, формируя
таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует
на кончик языка. Слышится звук [с]. Обращаем внимание! Воздушная струя должна
быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту
тыльную сторону ладони. Механическую помощь можно использовать на этапе
произношения изолированного звука (звукоподражания) и на этапе автоматизации
слогов.
Затем палочку постепенно убираем. Когда ребенок научится самостоятельно, без
механической
помощи,
произносить
правильный
звук
[c],
можно
переходить
к
автоматизации этого звука в словах и предложениях.
Межзубный сигматизм,
боковой сигматизм - как правило, показатель
дизартрического компонента, показатель того, что у ребенка слабые мышцы языка.
Необходимо прежде всего укреплять мышцы языка, отрабатывать упражнения на
выработку ощущений от соприкосновения языка и нижних зубов. Язык заводится за
нижние резцы, отрабатывается опорный звук «и», хорошая воздушная струя. Чтобы
отработать у ребенка ощущение от соприкосновения языка и нижних зубов поможет
несложное изобретение (пуговица на ниточке).
Для развития силы выдоха, направленной воздушной струи можно использовать
игры
«Калейдоскоп»
(дутьё
в
бутылочку
при
помощи
коктейльных
трубочек),
«Пароход гудит» (дутьё в баночку), «Буря» (дутьё в стакан с водой при помощи
коктейльных трубочек), «Посади бабочку на цветок» и т. д.
При этом нужно
помнить: длительного дутья следует избегать, так как у ребенка может возникнуть
кислородное голодание.
Еще
один
интересный
прием:
постановка
звука
[С]
на
вдохе.
1. Пусть ребенок, приоткрыв рот, разместит плоский широкий язык на дне ротовой
полости
так,
чтобы
он
по
всему
периметру
соприкасался
с
нижними
зубами.
Покажите ему эту артикуляцию. Затем он должен сомкнуть (но не сжать) зубы в
ф о р м е
п р а в и л ь н о г о
п р и к у с а
и
в ы т я н у т ь
г у б ы
в
у л ы б к у .
2. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребенок должен
«всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он «попал» на самый
кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится более
и л и
м е н е е
в н я т н ы й ,
о ч е н ь
т и х и й
з в у к
[ с ] .
3. Если звука [с] не получится (может слышаться просто «всхлип»), значит, ребенок
сделал слишком глубокий вдох. Вы можете даже заметить, как поднялась у него
грудная клетка. Скажите ему, что он не должен вдыхать, а только «втянуть» сквозь
зубы чуть-чуть воздуха, чтобы «охладить» кончик языка. Покажите ему, как это
сделать,
чтобы
он
понял,
до
какой
степени
незаметное
действие
он
должен
совершить.
4. После этого скажите ребенку, чтобы этот же самый воздух, который он чувствует
холодком на кончике языка (потому что тот еще не нагрелся), он сквозь зубы
«выдул» наружу. Пусть «сдует» его с кончика языка и «процедит» сквозь зубы. Губы
должны оставаться в широкой улыбке. В результате ребенок произнесет тихий звук
[с].
5. В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же
крошечную порцию воздуха) произносит звук [с]. Следите, чтобы он не запыхался,
давайте ему передохнуть. Грудная клетка и плечи должны быть опущены, губы
вытянуты в улыбку. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут
же «сдуваться» также именно с кончика языка.
6. Когда звук [с] будет получаться достаточно устойчиво, обратите внимание ребенка
на то, что у него получается тоненький свист, как у «маленького комара». Пусть на
выдохе «свистит» подольше.
7. Затем нужно «свистеть» только на выдохе — прерывисто, с паузами («комар,
дескать,
свиснет,
потом
задумается
немного,
потом
опять
свиснет»).
8. После этого переходите к произношению слогов [са], [сэ], [сы]. [со], [су] (по
картинкам).
Скажите
ребенку,
что
ваш
«комар
будет
учиться
разговаривать».
9. Когда звук [с] будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук
он выговаривает.
Переходим к нарушениям шипящих звуков.
Слайд № 4
Нарушения произношения шипящих звуков.
1. Сигматизмы
Межзубный сигматизм
Боковой сигматизм
Носовой сигматизм
2. Парасигматизмы.
Губно-зубной парасигматизм
Призубный парасигматизм
Шипящий парасигматизм
Свистящий парасигматизм
Артикуляционные упражнения для постановки шипящих звуков
«Накажем непослушный язычок»
«Лопатка»
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
«Грибок»
«Фокус»
«Лошадка»
«Качели»
«Гармошка»
Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок
поднимать
кончик
языка
за
верхние
зубы,
может
ли
делать
язык
широким
(распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают. Затем
воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки (чашечки).
Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний
край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается,
логопед подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки (шпатель) и,
подняв, прижимает к верхней губе.
Усвоив
движение,
ребенок
может
повторять
его
при
широко
открытом
рте,
постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не
прикасаясь кончиком к нёбу, чуть отодвинув от верхних зубов.
Так как у детей с дизартрией и со стертой формой дизартрии имеется нарушение
функций
мышц, речевого
дыхания,
слюнотечения
часто
наблюдаем
щечное
произношение звука /Ш/.
Считается, что это один из самых сложных дефектов, требующий длительной
подготовки: массаж языка, массаж щек, физиолечение и комплекс упражнений,
включающий нормализацию продолжительности речевого вдоха и речевого выдоха;
направленной воздушной струи. (Игры и упражнения на развитие воздушной струи
схожи
с
теми,
о
которых
мы
с
вами
говорили
при
работе
над
сигматизмом
свистящих).
Только
когда
боковые
края
языка
перестанут
провисать
можно
приступить к постановке звука /Ш/. Если мышцы языка еще слабые и боковые края
провисают,
можно
воспользоваться
следующим
способом.
Ребенку
предлагается
выполнить
«чашечку»,
одновременно
поддерживая
боковые
края
большим
и
указательным пальцами. Далее предлагаем ребенку подуть на язычок, произнося
звук /Ш/.
Укрепляем боковые края языка при помощи массажа, лёгких покусываний,
пожёвываний
боковых
краёв
языка.
Я
часто
использую
на
занятиях
элементы
самомассажа лица и самомассажа языка.
Неоценимую помощь в работе с детьми со стертой формой дизартрии оказывает
правильно подобранное медикаментозное лечение. Однако при высокой занятости
невропатологов очень часто при обследовании не уделяется должного внимания
стертым неврологическим симптомам, отчего и лечение может быть недостаточно
эффективным.
В
этой
связи
учителю-логопеду
нужно
донести
до
родителей
необходимость своевременного и систематического лечения у врача – невролога.
Нарушения соноров. Дефекты произношения звука л.
Слайд №5
1. Ламбдацизмы
Отсутствие звука л.
Межзубное произношение звука л.
Носовое произношение звука л.
2. Параламбдацизмы
Замена звука л на звук в.
Замена звука л на звук ы.
Замена звука л на звук у.
Замена звука л на звук г.
Замена звука л на звук й.
Артикуляционные упражнения для постановки звука «л».
«Заборчик»
«Окошко»
«Пароход гудит»
«Лопатка»
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
«Лошадка»
«Грибок»
Известный,
наиболее
простой
способ
постановки
«л»
от
межзубного.
Показывая
ребенку,
как
прикусывать
широкий
кончик
языка,
ему
объясняют:
«Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами.
Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно
лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть
лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед
зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий
язык
передними
резцами,
затем,
открывая
рот,
оставлять
язык
в
прежнем
положении.
Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к постановке звука л при
межзубном положении языка (так называемого л межзубного). Предложите ребенку
произносить звук а и прикусить кончик языка. Пусть он повторит это упражнение
перед зеркалом 5—6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это
движение с произнесением звука а. Постепенно темп убыстряется, и мы услышим
сначала слоги ал, ал, ал, затем —ла, ла, ла. Далее следует перевести язык в зазубное,
нормальное
для
этого
звука,
положение.
Ребенку
предлагают
поднять
язык
за
верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы
у
лы. В
сочетании со звуком ы звук л приобретает большую четкость.
Я
стараюсь
не
пользоваться
этим
способом,
так
как
многие
дети
произносят межзубно и другие звуки, например: т, д, н,
с, з, ц.
Можно
после
отработки
правильной
артикуляции
сразу
приступить
к
постановке л. Для этого широкий язычок, «чашечкой», завести за верхние зубы,
сделать упражнение «катушка». Держим язык «катушкой» прижатым к верхним
зубам, произносим при этом «ы – ы - ы», слышится «л – л - л». Добавляем гласный
звук. Причем, ребенку даем инструкцию: «Пой песенку: ы – ы – ы – а – а.». Нельзя
говорить
ребенку:
«Скажи:
ла»,
потому
что
он
вернется
к
дефектному
произношению.
Однако, при работе с детьми – дизартриками часто сталкиваешься с тем, что у
ребенка снижено ощущение от соприкосновения языка и зубов. И при постановке
звука «л», ребенок заводит «чашечку» далеко вглубь рта, и правильное звучание не
получается. Поэтому иногда приходится не только ставить звук «л» межзубно, но и
автоматизировать межзубное произношение в слогах, словах и в тексте. Бывает, что
поставленный
звук
никак
не
вводится
в
речь.
И
если
ребенок
изолированно
произносит твердый звук л, то в тексте слышится что – то среднее между твердым и
мягким звуком. Это говорит о том, что у ребенка узкий язык и не достает до альвеол.
Есть такой способ. Если автоматизировать звук, прижав подбородок ребенка к его
груди, язык занимает нужное положение и звук получается твердым.
Дефекты произношения звука р.
Слайд №6
1. Ротацизмы
Отсутствии звука р.
Ротоцизм одноударный (проторный).
Ротоцизм увулярный (горловой).
Ротоцизм велярный (картавость).
Ротоцизм щечный.
Ротоцизм назальный.
2. Параротоцизм.
Замена звука р на звук в.
Замена звука р на звук л.
Замена звука р на звук ль.
Замена звука р на звук г.
Замена звука р на звук й.
Артикуляционные упражнения для постановки звука р.
«Заборчик»
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
«Лошадка»
«Грибок»
«Качели»
«Барабанщик»
«Заводим моторчик»
Вы должны знать, что простое подражание рокочущих звуков окружающего мира
- гремит гром, рычит тигр, едет машина - помогает только в очень легких случаях и
скорей всего к желанной цели вас не приведет.
Рассмотрим несколько способов постановки звука р.
Постановка звука [Р]от звука [В].
Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают
д у т ь
н а
ко н ч и к
н о с а
г уд я щ и м
з в у ко м ,
п о х о ж и м
н а
« В - В - В » .
В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на
нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий
характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно
предложить
самостоятельное
«исполнение».
Затем
постепенно
сокращать
длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться
вибрационного
звучания
от
малейшего
прикосновения
к
нижней
губе
(что-то
похожее
на
«в-в-р-р-э-э…»).
Сохраняя
ту
же
конфигурацию
языка,
во
время
выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы.
Важно не терять форму языка! Этот прием рекомендован для детей с дизартрией, так
как
в
данном
случае
от
ребёнка
не
требуется
больших
мышечных
усилий,
а,
следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.
Постановка звука [Р]от звука [З].
Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по
артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.
Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко,
лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко
слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в
вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].
Постановка звука [Р] от звука [Ж]: ребенок произносит звук [Ж], длительно,
на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через
секунду можно услышать одноударный [Р]
Механические способы.
1. После того, как отработано упражнение «Грибок», одновременно большим и
указательным пальцами ребенка прижмите к небу боковые края его языка. Следите,
чтобы кончик языка и средняя линия оставались свободными. Ребенок должен с
силой дуть на язык. Как правило, сразу появляется вибрация и звук Р.
2.Выполняем упражнение «Барабанщик»: т-т-т-т и одновременно производим
колебательные движения под языком у подъязычной связки из стороны в сторону
(пальцем, соской, зондом). Затем ребенок может производить эти движения своим
пальцем самостоятельно. Появляется звукосочетание «тр». Во время перехода от
звукосочетания тр, др к слогам тра - дра очень часто возникают затруднения в
слитном произношении. Попробуйте такой прием: поставить сжатые кулачки перед
грудью и в момент, когда произноситься тр-р-р-а рука резко опускается вниз. Так
же можно сочетать с хлопками в ладоши, прыжками вверх. Выполнение резких
движений
с
произнесением
слогов,
переключает
с
лишней
сосредоточенности
ребенка
на
движение
артикуляционного
аппарата,
облегчает
переход
от
изолированного произнесения в введению звука в слова.
Часто ребенок длительное время автоматизирует «тр» и не может отделить «т»
от «р». В этом случае можно попробовать заменить опорный
«т» на другой
согласный звук, т. е. сменить опору: б, к, г (груша, кружка…)
Иногда перечисленные способы оказываются не эффективными. Можно
попробовать следующие способы постановки звука р: постановка лежа на полу,
постановка
лежа
на
коленях
у
логопеда.
При
таком
положении
ребенка
язык
находится вверху и ребенку легче «заводить мотор». Иногда в таком положении звук
не только ставится, но и автоматизируется. Давайте попробуем с вами эти приемы.
Если у ребенка был горловой звук, то поставленный правильный звук тоже можно
автоматизировать лежа на полу, шепотом. Горловое произношение - очень тяжелый
дефект,
трудно
поддающийся
исправлению. Чтобы
избавиться
от
горлового
произношения звука, иногда помогает прием, когда просишь ребенка не произносить
звук в словах, а просто пропускать его в речи. Можно попросить родителей и
воспитателей группы следить за произношением ребенка. После того, как ребенок
«забыл» горловое произношение, переходим к постановке звука, как при отсутствии.
При постановке ребенок начинает дифференцировать звук от горлового.
В последнее время все чаще встречаются дети с дефектами заднеязычных звуков.
Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к', г, г', х, х' объединяют общим
названием - каппацизм.
Слайд №7
1. Каппацизм
Отсутствие звуков.
Искажения (носовой или боковой).
2. Паракаппацизм
Замена звука к на т.
Замена звука г на д.
Замена звука х на т.
Артикуляционные упражнения для постановки заднеязычных звуков.
«Заборчик»
«Блинчик»
«Киска сердится»
«Горка»
«Чистим зубки»
«Змейка»
Постановка звуков. Ребенку предлагают сделать язычком «горку» и в таком
положении покашлять. У детей с дизартрией это вызывает затруднения. Иногда
ставят звук при помощи зонда. Но часто дети боятся зондов, не дают вставлять его в
рот. Есть один быстрый и легкий способ постановки звука к. Логопед оборачивает
свой
палец
чистым
бинтом
или
салфеткой
и
предлагает
ребенку
игру.
«Давай
посоревнуемся: кто сильнее – твой язычок или мой палец». Логопед нажимает на
язык ребенка, а ребенок старается вытолкнуть палец логопеда изо рта. Когда ребенок
привыкнет
и
перестанет
бояться,
логопед
отодвигает
язык
ребенка
вглубь
рта,
образуя «горку». Затем в этом положении предлагаем ребенку произносить звук т
(слышится к).
Слайд № 8
Мы рассмотрели несколько различных способов постановки звуков у детей с
дизартрией. Я буду рада, если мое выступление было для вас полезным и вы что –
то взяли для себя.
Спасибо за внимание!