Напоминание

"Занимательные карточки" пособие для родителей


Автор: Галина Владимировна Лопухова
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ №19
Населённый пункт: город Реутов Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Занимательные карточки" пособие для родителей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занимательные карточки

Малыш подрастает, учится познавать мир. Для того, чтобы ребенок гармонично

развивался, ему необходимо общение посредством маминых прикосновений, жестов,

мимики и, конечно, слов. Малыш может еще не произносить свои первые слова, но уже

понимает, что это его кроватка, его бутылочка, его игрушка, его мама и папа. Все это он

узнает от взрослого, в процессе общения с ним. Для появления активной речи,

необходимо пополнять пассивный( внутренний) словарь ребенка.

Предлагаю вашему вниманию долгосрочную игру, направленную на расширение

словарного запаса, на развитие понимания речи. Начинать играть можно с ребенком ближе

к 2 годам, так как дети в этом возрасте могут адекватно воспринимать не только объемные

игрушки, но и плоскостные изображения.

Суть игры – накопление предметных карточек по основным лексическим группам:

мебель, посуда, одежда, птицы, игрушки, дикие и домашние живые и т.д., а затем

различные варианты игр с помощью созданных карточек.

Изготовление карточек.

Нам понадобятся: квадраты из цветного картона 6 на 6 см, широкий прозрачный скотч и

много разных старых журналов, порванных детских книг и т.д. Чтобы получилась

карточка, необходимо вырезать по контуру картинку ( мяч, звезда и т.д.). Размотать скотч

приблизительно на 8 см. Пока не приклеили картинку, пока не закрепили ее на заготовке

не отрезайте скотч от рулона. Затем приклеиваем цветное изображение к липкой стороне

скотча а затем прикладываем к картонному квадрату так, чтобы кончики скотча зашли на

обратную сторону заготовки. Картинки надо выбирать чуть поменьше ширины скотча,

чтобы вся картинка пряталась под пленку.

Итак заготовки готовы, можно приступить к самой игре.

Начинать необходимо с темы, которая ближе всего ребенку для понимания: игрушки,

домашние животные, дикие животные, транспорт.

Заранее отбираем картинки по выбранной теме, вырезаем их. Просим малыша помочь

отыскать ту картинку, которая нам понадобиться. Например, просим найти мишку или

кубики. При благополучном исходе, можете смело делать первую карточку, причем на

глазах у ребенка. Пусть он тоже включается в работу( подает ножницы, помогает отрезать

скотч и т.д.). В случае, если малыш неохотно идет на игру, не расстраивайтесь! Первый

комплект карточек вы можете сделать сами и предъявить малышу уже в процессе игры.

Пусть это будут игрушки.

Причем будет очень хорошо, если вы сделаете парные картинки : два мяча, две

пирамидки, две машинки, два медвежонка. А еще лучше, если два мяча будут отличаться

по величине: один большой, другой – маленький.

Первый этап- учимся отбирать ту картинку, которую загадала мама:

- Найди пирамидку, найди мячик и т.д.

Обыграйте ситуацию поиска картинки: вместе с малышом громко позовите, например,

пирамидку. Если малыш не может вместе с вами позвать, пусть это сделает жестом: иди-

иди! Если первое задание прошло успешно и ребенку доступно назвать и найти предмет,

обязательно поменяйтесь с ним местами – пусть теперь он вам загадает картинку, а вы

долго думайте ,даже можете пошалить, дав неправильный ответ. В этом случае ребенок

учится контролировать не только свои действия, но и действия взрослого.

Второй этап – найди такой же предмет.

Ищем картинки с одинаковым изображением. Перед ребенком выкладываем несколько

картинок с разными игрушками и показываем дубликат одной из картинок: найди такую

же машину( мячик, пирамидку, куклу и т.д.)

Третий этап – большой предмет, маленький предмет.

Учимся сравнивать предметы по величине. Объясняем малышу, что это большая

пирамидка, а это маленькая пирамидка. Предлагаем найти маленькую пирамидку, затем

находим большую. Для большей убедительности руками показываем, какая игрушка

большая или маленькая. Очень хорошо и голосом подкрепить величину предмета: по

большой предмет сказать грубым голосом, а про маленький предмет сказать тоненьким

голосочком. Если ребенок успешно справился с заданием. Предложите выбрать из всех

картинок только маленького медвежонка, маленькие кубики, маленькую куклу и.т.д. А

затем пытаемся отобрать только большие игрушки. Развитие умения сортировать

предметы по определенному признаку дает толчок развитию логического мышления

ребенка. Чтобы эта сортировка была интересна ребенку, можно использовать машинки с

кузовом: в одну мы складываем маленькие предметы, а в другую –большие. Можно

использовать небольшие коробки. Можно начать с двух цветов : красная и синяя. Затем

добавляем зеленую и потом желтую коробочку.

В красную коробку убираем картинки красного цвета, в синюю – синего и.т.д. На этом

этапе мы учимся соотносить цвет предмета и цвет коробочки. А потом можно попросить

убрать пирамидку в красную коробочку, а машинку в синюю.

Аналогично игрушкам таким образом можно играть с транспортом, причем выбираем

самые простые модели: паровозик, самолет, корабль, легковая машина, грузовая машина.

Мы их также можем сортировать по цвету, величине.

В теме домашние и дикие животные выбираем тоже самых простых представителей:

заяц, волк, ежик, белка, медведь и лиса; кошка, собака, корова, коза, свинья.

На примере домашних и диких животных на этапе «большой- маленький» очень

интересно поиграть в игру «Найди маму»

Перед малышом выкладываем карточку с изображением взрослого животного и 2-3

картинки с детенышами. Объясняем малышу, что мама потеряла своего сыночка(дочку) и

зовет его: «му» – «му» ( голоса меняем в зависимости от выбранного животного). Ребенок

должен найти свою маму. Можно играть и наоборот: искать не малыша, а маму. Правила

игры остаются прежними. Для формирования знаний о цвете, можно прятать животных в

цветные домики(те же коробки). Например, корову – в красную коробку, а кошку – в синю

и т.д.

Время ознакомления с каждой категорией не надо ограничивать каким –то временным

отрезком . Вы можете делать карточки в течение недели, а затем играть с ними еще 1-2

недели. Все зависит от того, как малыш усваивает материал, от его настроения. Можно

возвращаться к ним снова и снова. Хорошо, если для этих карточек вы отведете отдельную

яркую коробку. Важно, чтобы малыш убирал карточки после игры или при желании мог

принести ее взрослому, тем самым приглашая поиграть.

В процессе предложенных игр в первую очередь необходимо развивать понимание

малыша. Даже если он пока не называет самостоятельно слова или не повторяет их за

взрослым не переживайте. Важнее , чтобы он с пониманием выполнял задания. Ведь это

означает, что в пассивном словаре отложились все понятия, с которыми познакомил его

взрослый. Желаю вам удачи, умения фантазировать и просто играть с малышом.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!