Автор: Пидякова Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский-дом школа №95"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность как средство развития речи
детей дошкольного возраста
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления,
творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь
– это многообразная деятельность.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом
деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно,
театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не
только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения,
фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков
(коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также
оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует
активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует
артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка.
Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру
героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально
насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и
последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого
общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности,
приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм,
складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,
которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку
потешек, стихов или сказок.
Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является
пальчиковый и кукольный театры.
Пальчиковый театр– способствует развитию речи, внимания, памяти,
формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность,
выразительность, координацию движений, повышает работоспособность,
тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы
стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться
рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту).
Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.
Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют
процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует
не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,
которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на
формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору
головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо
говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной
постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети
осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр,
театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры
в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и
содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят
смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими,
действующими, они получат еще большее удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и
активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения,
приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной
игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более
многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки
мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У
детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций,
афиш и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок
становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он
придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их
переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные
средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить
правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный
театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в
различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный
запас.
Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-
воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той
области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой
предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных
особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им
настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные
чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются:
увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты
спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство
детей с его разными видами.
Вот некоторые примеры.
Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности,
соотносить движения с речью.
Вязаный театр –развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую
координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает
пассивный и активный словарь.
Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз,
сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством
мимики и речи.
Театр –топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая
слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством.
Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее
терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших
его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с
куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе
с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может
передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в
кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет,
кормить кашей и так далее.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и
прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения
словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что
является психологической основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших
воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими
впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка
видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь
прекрасное и доброе.
Список литературы:
1. Артемова,
Л.В.
Театрализованные
игры
дошкольников:
кн.
Для
воспитателей
дет.
сада
[Текст]
/
Л.В.Артемова.-
М.:
Просвещение,
1991. – 127с.
2. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-
эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера,
2010. – 128 с.
3.
Ерофеева,
Т.И.
Игра-драматизация
//Воспитание
детей
в
игре
[Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева,
О.Л. — М.: Просвещение, 1994. –
128с.
4. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие
для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. –
128с.