Напоминание

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Пидякова Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский-дом школа №95"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрализованная деятельность как средство развития речи

детей дошкольного возраста

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления,

творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь

– это многообразная деятельность.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом

деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно,

театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не

только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения,

фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков

(коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также

оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует

активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует

артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка.

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру

героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально

насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и

последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого

общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности,

приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм,

складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,

которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку

потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является

пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр– способствует развитию речи, внимания, памяти,

формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность,

выразительность, координацию движений, повышает работоспособность,

тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы

стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться

рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту).

Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.

Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют

процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует

не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,

которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на

формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору

головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо

говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной

постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети

осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр,

театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры

в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и

содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят

смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими,

действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и

активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения,

приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной

игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более

многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки

мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У

детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций,

афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок

становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он

придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их

переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные

средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить

правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный

театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в

различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный

запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-

воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той

области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой

предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных

особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им

настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные

чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются:

увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты

спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство

детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими

движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности,

соотносить движения с речью.

Вязаный театр –развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую

координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает

пассивный и активный словарь.

Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз,

сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством

мимики и речи.

Театр –топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая

слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством.

Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее

терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших

его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с

куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе

с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может

передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в

кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет,

кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и

прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения

словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что

является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших

воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими

впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка

видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь

прекрасное и доброе.

Список литературы:

1. Артемова,

Л.В.

Театрализованные

игры

дошкольников:

кн.

Для

воспитателей

дет.

сада

[Текст]

/

Л.В.Артемова.-

М.:

Просвещение,

1991. – 127с.

2. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-

эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера,

2010. – 128 с.

3.

Ерофеева,

Т.И.

Игра-драматизация

//Воспитание

детей

в

игре

[Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева,

О.Л. — М.: Просвещение, 1994. –

128с.

4. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие

для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. –

128с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!