Автор: Майорова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ 100 им. С Е Цветкова"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: В мире прекрасного, или театр на уроках литературы
Раздел: среднее образование
В мире прекрасного, или театр на уроках
литературы
Подготовила Майорова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ
«ООШ №100 им. С. Е. Цветкова. Г. Новокузнецк»
Введение.
Наверное, это очень трудно: всем подарить
тепло своей души, ничего не ожидая взамен. Но каждый
из нас выбирает на этой земле свою судьбу, порой
ошибаясь, а плата за ошибку – неудовлетворённость,
ощущение своей ненужности. Основная задача учителя-
словесника – дать возможность ребёнку почувствовать
себя
маленьким
первооткрывателем
большого
мира
литературы. Настоящую литературу читать сложно, она
требует от читателя работы: переживания, осмысления,
поиска. Как же организовать преподавание литературы
так, чтобы она стала интересна современному ученику?
Приоритетные задачи работы педагога:
- формировать
у детей общечеловеческие ценности:
способность
к
сопереживанию,
состраданию,
умению
чувствовать и понимать красоту окружающего мира;
-
воспитывать
грамотного
читателя,
способного
к
самостоятельному осмыслению художественного слова
и явлений действительности;
-
пробуждать
в
моём
ученике
творца,
желающего
и
умеющего творить по законам красоты.
Опыт работы показывает, что школьникам
необходимы две вещи: знания и общение. На уроках
мне хочется им дать и то и другое. Ведь именно в их
п ол н о ц е н н о м
в з а и м од е й с т в и и
д ет и
у ч а т с я
сопереживать героям произведений, различать добро и
зло, постигать тайну человеческой души.
Ещё М. М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не
находится в голове отдельного человека, она рождается
между людьми, совместно ищущими истину, в процессе
диалогического общения». Развитию и стимулированию
интереса
к
изучению
предмета
с по с о бс т вует
использование
различных
уроков
когнитивного
и
креативного
типа
(схема
№
1).
Мне
хотелось
бы
р а с с к а з а т ь
о
р о л и
т е а т р а л ь н ы х
у р о к о в
в
образовательном процессе.
Е. И. Ильин писал: «Художественная книга
требует
и
художественного
подхода.
Понять
и
объяснить её можно лишь теми средствами, какими она
создавалась.
Отсюда:
строить
урок
по
законам
искусства – вовсе не субъективная позиция отдельных
артистических
натур
и
даже
не
способность
нашего
экранного
времени,
а
потребность
самой
жизни».
Поэтому
наш
предмет,
как
никакой
другой,
требует
наиболее полного использования всех выразительных
средств,
вплоть
до
слияния
литературы
и
театра
непосредственно
на
уроке.
Одним
из
эффективных
путей
осуществления
такого
сочетания
является
театрализованная игра.
Театр – искусство синкретическое,
поэтому применение в практике учебно-воспитательной
деятельности
средств
театрального
искусства
содействует
расширению
общего
и
художественного
кругозора учащихся, общей и специальной культуры,
обогащению
эстетических
чувств
и
развитию
художественного вкуса.
Психолого
–
педагогические
предпосылки
проведения театральных уроков.
Чем же отличается театральный урок от
традиционного?
На
традиционном
уроке
ученик
и
учитель
разделены.
Отсюда
и
мизансцена
урока:
учитель
и
ученик
находятся
напротив
друг
друга.
Театральный
урок
–
совсем
другое
дело.
Здесь
всё
определяется
законами
коллективного
творчества.
Следовательно,
все
всё
делают
вместе.
Функция
пространства – объединить всех участников процесса
независимо
от
возраста.
На
традиционном
уроке
существуют незыблемые дисциплинарные правила. На
театральном
уроке
эти
строгости
нужно
серьёзно
ослабить,
т.
к.
творчество
не
родится
по
команде:
необходима атмосфера поиска, спора и соревнования,
рождающего «творческий шум». Необходимо помнить:
если ребята почувствуют, что сами являются авторами и
исполнителями будущего действия, то учитель получит
целый
кладезь
выдумок
и
фантазий,
на
которые
неистощимы
наши
дети.
Театральные
уроки
всегда
выполняют
компенсаторные
функции.
З д е с ь
восполняется дефицит общения, движения, личностной
реализации.
Существуют исследования психологов о наличии
у детей «драматического инстинкта». «Драматический
инстинкт,
который
обнаруживается,
судя
п о
многочисленным
статистическим
исследованиям,
в
необыкновенной любви детей к театру и кинематографу
и
их
страсти
к
самостоятельному
разыгрыванию
всевозможных ролей, - писал известный американский
учёный Стенли Холл, - является для нас, педагогов
прямо открытием новой силы в человеческой природе;
та
польза,
которую
можно
ожидать
от
этой
силы
в
педагогическом деле, если мы научимся пользоваться
ею, как следует, может быть сравнима разве только с
теми благами, какими сопровождается в жизни людей
вновь открытая сила природы». Разделяя это мнение,
Н.
Н.
Бахтин
рекомендовал
учителям
и
родителям
целенаправленно
развивать
в
детях
«театральный
инстинкт».
Существует устойчивое мнение, что маленькие
дети – все артисты. Точно можно сказать: не все. Кто-то,
и таких большинство, хочет и любит пообезьяничать,
стремится привлечь к себе внимание, но есть и такие,
кто этого не хочет. Публичное творчество привлекает не
всех. Другое дело – творчество вообще. Вот тут следует
согласиться: все дети – творцы. Но одни склонны к
и з о б р а з и т ел ь н о м у
т в о р ч е с т в у,
д р у г и е
–
к
сочинительству, третьи – к конструированию, четвёртые
–
ещё
к
чему-то.
Нельзя
неволить
неокрепшую
творческую природу ребёнка, заставлять его быть на
виду,
если
он
этого
не
хочет.
Нельзя
ставить
его
в
ситуацию, где он почувствует себя смешным и нелепым,
хуже
других.
Но
в
то
же
время
нельзя
исключать
ребёнка
из
общего
дела,
забывать
о
маленьком
человеке, оставлять его в стороне. Для каждого нужно
найти интересное ему занятие – то, в котором он может
творчески реализоваться.
Работая над конкретной постановкой, можно
р а зд ел и т ь
к л а с с
н а
« а рт и с т о в »
и
« г р у п п у
обеспечения»,которая помогает изготовить бутафорию,
реквизит, костюмы, декорации, рисуют афиши и т. д.
Необходимо помнить, что законы детской игры и
законы сцены различны. Играть для себя, за «закрытой
дверью», и играть публично – не одно и то же. Ирга
«для
себя»
психологически
естественна,
игра
на
публику противоречит природе.
Необходимо помнить, что театрально-
образовательный
процесс
в
силу
своей
уникальной
синтетической игровой природы является мощнейшим
средством
воспитания
именно
через
проживание
духовных культурных образцов человечества.
В этой связи необходимо отметить, что в
последние
годы
широкое
распространение
получил
социо-игровой
стиль,
который
родился
на
стыке
гуманистических направлений в театральной педагогике
и педагогики сотрудничества.
Основные группы театральных уроков.
Театральные уроки можно разделить на три группы:
- по одному литературному произведению;
- по нескольким произведениям;
- использование инсценировки как части урока.
Основные формы работы.
Подготовка
театрального
урока
–
очень
длительный
и
сложный
процесс.
Если
просто
дать
задание инсценировать тот или иной отрывок, то вряд
ли
что-нибудь
получится.
Какие
же
формы
работы
используются на театральных уроках?
-
составление
партитуры
текста
( п о с та н о в к а
логического ударения, расстановка пауз, повышение и
понижение интонации и т. д.). Такая работа проводится
на
уроках
русского
языка
и
литературы
и
помогает
правильно расставить акценты в той или иной реплике;
- перевод повествовательного текста в драматический
диалог, чтобы из него стали понятны все предлагаемые
обстоятельства,
изложенные
в
повествовательном
тексте.
- создание речевых характеристик персонажей через
анализ текста;
- игра «Кто сказал?»;
- игра «Этого не может быть»;
-
озвучивание
кинофильма
(учащимся
предлагается
фрагмент
кинофильма, идёт обсуждение отрывка с
точки зрения речевой и внеречевой ситуации, мимики,
жестов,
затем
выключается
звук,
учащиеся
после
предварительной
подготовки
пробуют
сам
озвучить
отрывок);
- составление словаря героев;
- создание оригинальной пьесы. Необходимо помнить:
как и в любом деле, связанном с творчеством, жёстких
правил, касающихся порядка действий, нет. Но есть
определённые
этапы,
которые
художник
проходит
в
любом случае. Рассмотрим эти этапы в том порядке
который является наиболее логичным:
1. Определение темы.
2. Определение формы и формата произведения.
3. Выбор героев. Первый из них - это герой. Весь сюжет
строится на том, что герой стремится к достижению
некой цели. В этом ему мешает антагонист – второй тип
главного
действующего
лица.
Цели
антагониста
не
просто
не
совпадают
с
целями
героя,
они
прямо
противоположны,
взаимоисключающи.
Третий
тип
действующего
лица
–
объект,
то
есть
персонаж,
являющийся
целью,
к
которой
стремится
герой.
Четвёртый тип главного действующего лица – соратник,
помощник героя в достижении его целей.
4. Определить мотив – то, к чему стремится герой. Всё,
что будет предпринимать для достижения цели, - это
действие. Всё, что ему мешает достигнуть цели, будет
порождать конфликт, т. е. конфликт – это столкновение
действия и противодействия. Можно воспользоваться
следующей таблицей:
КТО?
ЧЕГО ХОЧЕТ?
ЧТО МЕШАЕТ?
Герой
Антагонист
Соратник
Объект
Вот как выглядит таблица применительно к пьесе Е.
Шварца «Снежная королева»:
КТО?
ЧЕГО ХОЧЕТ?
ЧТО МЕШАЕТ?
Герой - Герда
Найти и вернуть
Кая домой
Не знает, где он.
Интриги
Советника.
Снежная
Королева
хочет
оставить
Кая
у
себя.
Антагонисты
–
Снежная
Королева,
Советник
Оставить Кая у
себя,
отомстить
Герде,
уничтожить её.
Любовь
Герды
к
Каю,
находчивость
Герды.
Девочке
помогает
Сказочник.
С о р а т н и к
–
Сказочник
Помочь Герде и
хорошо
закончить
сказку.
Интриги
Советника.
Снежная
Королева
хочет
оставить
Кая
у
себя.
Объект – Кай
Вернуться
домой.
Ледяное
сердце.
Снежная
Королева
хочет
оставить
мальчика у себя.
Эта таблица поможет более чётко определить
функции каждого из действующих лиц и сделать сюжет
более чётким и понятным;
- создание костюмов героев. Во многих литературных
произведениях
костюмы
героев
описаны
достаточно
подробно. А вот у А. С. Пушкина читаем: «Дуня, одетая
со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как
наездница
на
своём
английском
седле».
Учащиеся
получают задание – создать костюм для Дуни. Одни
ребята
выполняют
задание,
обращаясь
к
костюмам
литературных
героев
того
же
времени,
другие
обращаются
к
специальной
литературе,
например,
к
книге Бруна, Тильке «История костюма от древности до
нового
времени».
Для
выполнения
задания
можно
обратиться
к
таблице
«Силуэты-схемы
женских
костюмов разных эпох».
Очень важным для начинающего артиста
является
умение
двигаться
и
говорить.
К.
Г.
Станиславский говорил: «Все действия должны быть
логичны,
тогда
они
будут
правдивы».
Динамические
паузы,
проводимые
на
уроках
русского
языка
и
литературы,
направлены
на
развитие
пластики,
например, «Цветочный магазин», «Свеча», «Тряпичная
кукла» и т. д. Все игры строятся согласно следующим
принципам:
игрового
самочувствия,
от
простого
к
сложному,
от
элементарного
фантазирования
к
созданию образа.
На уроках русского языка проводятся фонетические и
орфоэпические паузы.
Роль педагога в организации театральных
уроков:
Очень часто учитель боится ошибиться в
чём-то, уронить свой авторитет в глазах учеников.
Для театральной педагогики важно снять с
учителя и с учеников страх перед ошибкой.
Первый этап освоения театральной
педагогики в своей доминанте преследует именно эту
цель – дать возможность «побыть в шкуре» ученика и
изнутри увидеть, что же происходит с теми, кого мы
учим, взглянуть на себя со стороны
Театральная педагогика предлагает увидеть
значимость в самой организации проблемной ситуации-
деятельности, в которой дети, общаясь между собой,
будут открывать новое через заданную игру, пробы и
ошибки. Часто сами дети организовать такую поисково-
творческую
деятельность
организовать
не
могут
и
благодарны
человеку,
который
организовал
для
них
праздник исследования-общения.
Но праздник не состоится, если «хозяин дома»
в плохом самочувствии. Равноправие педагога и детей
не
только
в
праве
на
ошибку,
но
и
в
адекватной
заинтересованности.
Взрослому
должна
быть
тоже
интересна игра, он самый активный болельщик
за
успешность.
Но
его
роль
в
ней
организационная,
«заигрываться»
ему
некогда.
Организатор
праздника
всегда
в
хлопотах
о
«продуктах»,
«топливе»
для
интересной мыследеятельности детей.
Педагогу необходимо в совершенстве владеть
содержательным материалом предмета, что даст ему
уверенность
в
поведении
и
скорость
в
его
игровой
методологической трансформации материала в игровую
задачную форму. Ему необходимо овладеть приёмами
режиссёрско-педагогического сценирования. Это значит
уметь
перевести
учебный
материал
в
игровые
проблемные задания. Распределить содержание урока
по смысловым логически взаимосвязанным эпизодам.
Вскрыть
главную
проблему
учебного
материала
и
перевести её в последовательный ряд игровых задач.
Это может быть как в форме дидактической игры, так в
форме ролевой игры. Необходимо обладать большим
арсеналом игровых ходов и постоянно накапливать их.
Тогда можно надеяться на возможность импровизации
во
время
урока,
без
чего
урок
станет
трафаретно
мёртвым.
Основные принципы работы:
Развивать и укреплять союз равноправных
участников процесса игры-обучения педагогу помогают
следующие игровые правила:
1.
Принцип
импровизационности.
«Здесь,
с е г о д н я ,
с е й ч а с ! »
Б ы т ь
г о т о в ы м
к
импровизации
в
заданиях
и
условиях
его
выполнения.
Быть
готовым
к
просчётам
и
победам как своим, так и учеников.
2.
Принцип
дефицита
информации
или
умалчивания.
Не
«разжёвывать»
каждое
задание. «Не понял» у детей часто связано не
с самим процессом понимания. Это может быть
просто защита – «не хочется работать, потяну
время», желание обратить на себя внимание
педагога и школьная привычка «нахлебничать»
-
педагог
обязан
всё
«разжевать
и
в
рот
положить».
3.
П р и н ц и п
п р и о р и т е т а
у ч е н и ч е с к о й
самодеятельности.
Даже
если
задание
на
самом деле не понято, но они что-то делают, не
спешите
прервать
и
разъяснить
правильный
ответ.
Часто
неверное
выполнение
задания
открывает новые возможности его применения,
новую модификацию, о которых вы даже не
догадываетесь.
4.
Принцип приоритета ученика. Часто педагог
переживает
острые
негативные
эмоции
при
столкновении
с
отказом
детей
выполнять
задание.
Он
«мучился,
творил,
выдумывал
ночами» и принёс детям подарок, за который
ждёт
естественного
вознаграждения
–
радостного принятия и воплощения.
5.
Принцип
работы
над
заданием
малыми
группами.
И м е н н о
з д е с ь ,
в
с и т у а ц и и
взаимодополнения
и
постоянной
смены
ролевых функций, эффективно работают
и
постоянно оттачиваются все приёмы и умения
создать общий лад в совместной работе.
6.
Принцип «Не суди». Отрабатывается такт в
умении «судить» работу другой группы по делу,
а
не
по
личным
симпатиям
и
претензиям,
которые
выливаются
во
взаимные
обиды
и
боль.
7.
Принцип соответствия содержания работы
определённой
внешней
форме,
т.
е .
мизансцене.
8.
Принцип
проблематизации.
У ч и т е л ь
формулирует задание как некое противоречие,
что
приводит
учеников
к
переживанию
состояния эмоционального тупика и погружает
в проблемную ситуацию. Проблемная ситуация
(проблема-задача,
ситуация-положение)
есть
п р о т и в о р е ч и е
к р у г а
п р е д л а г а е м ы х
обстоятельств с потребностями индивида или
группы индивидов, находящихся внутри этого
замкнутого круга. Рефлексия в данном случае
понимается
как
взаимное
отображение
субъектов
и
их
деятельности
по
шести,
как
минимум, позициям:
- сами правила игры, как они есть в данном
материале – контрольные;
- исполнитель, каким он видит самого себя, и
то, что он сделал;
- исполнитель и то, что он выполнил, со
стороны другого субъекта;
- и те же самые три позиции, но со стороны
другого субъекта.
Так происходит удвоенное зеркальное
взаимоотображение
деятельности
друг
друга.
То
же
самое можно делать, сидя за столом,
не выходя на
игровую площадку. Этот способ можно условно назвать
мыслительным или воображаемым экспериментом, что
в театральной практике называется «работа за столом».
Для работы использую систему общения по
Станиславскому:
1.
Выход актёра на сцену. Рассматривание всех
присутствующих и выбор объекта.
2.
Подход (психологический) к объекту и попытка
привлечь его внимание на себя.
3.
Зондирование души объекта щупальцами глаз.
4.
Передача своих сведений объекту.
5.
Отклик объекта
Во внеурочное время для учащихся организован
факультатив «История про театр», который преследует
три основные задачи:
1.Выработать
единую
понятийную
систему,
единый
язык, на котором можно говорить об
искусстве.
2.Сформировать культуру восприятия искусства.
3.Активизировать творческий процесс.
Итак, театральные уроки:
-
развивают
творческие
способности,
креативное
мышление учащихся;
- обеспечивают подготовку к уроку всех учащихся;
-
помогают
углубить
интерес
учащихся
к
литературе, искусству;
- совершенствуют коммуникативные навыки.
Роль театральных уроков в развитии творческих
способностей:
Способность
к
творчеству
требует
самого
тщательного
развития,
её
надо
растить
бережно
и
скурпулёзно.
Ученик должен учить себя сам – открывать для
себя секреты свободного существования на сцене и в
жизни. Тогда каждый из них будет понят на всю жизнь.
Позиция самостоятельного поиска истины и проверка
её
самостоятельной
же
практикой
–
вот
принцип
обучения К. Г. Станиславского.
Нельзя навязывать ученику своё педагогическое
представление – надо подвести ученика к рождению
своего собственного. Нельзя пичкать ученика знаниями,
необходимость овладения которыми он ещё не осознал.
Ученик должен упереться в проблему на практике и сам
спросить «почему?» - вот когда педагог отдаёт свои
знания, ставшие теперь необходимыми.
Театральные уроки – это именно та стихия, которая
способствует росту личности как таковой, а не только
приобретению набора знаний и усвоению неких норм.
Так современная театральная педагогика
комплексно
подходит
к
тренировке
всего
спектра
сенсорных
способностей
детей,
одновременно
идёт
наработк а
компетентности
в
создании
л а д а
межличностного
общения,
расширяется
сфера
с а м о с т о я т ел ь н о й
т в о р ч е с к о - м ы с л и т е л ь н о й
деятельности, что создаёт комфортные и, что важно,
естественные условия для процесса учения-общения.
Приёмы
театральной
педагогики
решают
не
только
специальные
учебные
проблемы
театрального
образования, но и позволяет с успехом применять их и
при решении общеобразовательных задач.
Заключение:
Где можно найти подтверждение того, что система
работы
эффективна?
Что
позволяет
у вид еть
конкретные
результаты
работы
класса
и
отдельного
ученика и своевременно скорректировать работу?
На мой взгляд, вот эти показатели:
- интересы школьников выходят за рамки программы,
они увлечённо читают;
-
сформировано
умение
работать
с
дополнительной
литературой;
- развита речь учащихся, которые логически выражают
свои мысли, иллюстрируют их примерами из изучаемых
произведений;
-
усвоены
литературоведческие
понятия,
школьники
умеют их применять;
-
творческие
работы
глубоки,
демонстрируют
читательскую культуру;
- ученики выбирают литературу в качестве экзамена;
-
учителя
литературы
школьники
представляют
в
качестве интересного собеседника, психолога, друга;
- учащиеся успешно сдают экзамен в ВУЗы.
В заключении хочется сказать, что мы, учителя
литературы,
имеем
возможность
оценить
результаты
своей работы и по блеску глаз, и по тембру голоса, и по
тому, как ученик покидает класс и с каким настроением
в него входит. Уйдут наши ученики из школы, станут
кем-то,
какими-то…
Но
если
мой
ученик
приведёт
своего ребёнка в нашу школу, в наш класс, к нашему
учителю
литературы,
то
тот
духовный
диалог
существует, живёт и продолжается.