Автор: Андырева Надежда Егоровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Березники Пермский край
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Планета здоровья"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА
№7 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа
№7 для обучающихся с ОВЗ»
__________ __________
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Планета здоровья»
4 класс
Составитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Андырева Н.Е.
г.Березники, 2020 г
Пояснительная записка.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная
на
достижение
результатов
освоения
основной
образовательной
программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении
дополнительных
условий
для
развития
интересов,
склонностей,
способностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к
различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального
становления
обучающегося
в
процессе
общения
и
совместной
деятельности в детском сообществе,
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального
самоопределения,
необходимого
для
успешной
реализации
дальнейших жизненных планов обучающихся.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для
достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и
социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
коррекция
всех
компонентов
психофизического,
интеллектуального,
личностного
развития
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
с
учетом
их
возрастных
и
индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной
жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в
разных видах деятельности;
формирование
основ
нравственного
самосознания
личности,
умения
правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование
положительного
отношения
к
базовым
общественным
ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение
круга
общения,
выход
обучающегося
за
пределы
семьи
и
образовательной организации;
развитие
навыков
осуществления
сотрудничества
с
педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания
других людей и сопереживания им.
Результативность внеурочной деятельности предполагает:
приобретение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
социального
знания,
формирования
положительного
отношения
к
базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые
национальные
ценности
российского
общества:
патриотизм,
социальная
солидарность,
гражданственность,
семья,
здоровье,
труд
и
творчество,
наука,
традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны: экскурсии, кружки, секции,
соревнования,
праздники,
общественно
полезные
практики,
смотры-конкурсы,
викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и
т. п), туристические походы и т. д.
Программа внеурочной деятельности по формированию экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни «Планета здоровья» составлена на
основании
«Курса
занятий
для
младших
школьников
по
обучению
здоровью»
Л.А.
Обуховой, Н.А. Лемяскиной «Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья» и
адаптирована в соответствии с ФГОС ОО с УО учителем начальных классов МАОУ
«Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» Андыревой Н.Е.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни – комплексная программа формирования у обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
знаний,
установок,
личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психического
здоровья
как
одной
из
ценностных
составляющих,
способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Содержание программы ориентировано на 1 час в неделю, занятие длится 40 минут.
Цель программы: социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении
физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ
экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
1. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека
и окружающей среды;
2. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
3. Формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и
здорового образа жизни4.Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье
(формирование
заинтересованного
отношения
к
собственному
здоровью)
путём
соблюдения правил здорового образа жизни;
4. Формирование представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и
отдыха, двигательной активности;
5. Формирование установок на здоровое питание;
6. Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
7. Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся
(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики);
8. Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.
Содержательные
приоритеты
программы
определяются
на
основании
учёта
индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся их потребностей, а так же
особенностей региона проживания. Программа включает в себя следующие разделы:
Правила дорожного движения
Профилактика социально-опасных заболеваний и травм
Вредные привычки
Правила безопасного поведения в окружающем мире
Человек
Формы организации внеурочной деятельности:
Досугово-развлекательные мероприятия,
Ролевые игры,
Занятия, развивающие ситуации,
Общественно-полезная практика,
Тематические беседы
Внеурочная деятельность по курсу «Планета Здоровья» направлена на достижение
обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирования
всестороннего
развития
и
социализации
каждого
обучающегося
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды.
Планируемые результаты освоения программы:
1.Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым
организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям
;
2.Потребность в занятиях физической культурой и спортом;
3.Негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная
активность, курение, алкоголь, наркотики);
4.Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
5.Готовность следовать социальным установкам экологически-культурного
здоровьесберегающего, безопасного поведения ( в отношении к природе и
людям).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются
по уровням.
Минимальный уровень:
Приобретение обучающимися представлений об основах экологической культуры
на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для
человека и окружающей среды; познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
представлений
об
основных
компонентах
культуры
здоровья
и
здорового
образа жизни.
Достаточный уровень:
Побуждение у обучающихся желания заботиться о своём здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил
здорового
образа
жизни
(режима
дня,
учёбы
и
отдыха,
двигательной
активности,
здорового питания); формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся
(сниженная
двигательная
активность,
курение,
алкоголь,
наркотики);
формирование
потребности
ребёнка
безбоязненно
обращаться
к
врачу
по
любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.
Мониторинг уровня результатов внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Планета здоровья»
№
Критери
и
ФИ
учащегос
я
Отношени
е к
природе
Отношени
е к спорту
Отношени
е к
здоровью
Соблюдение
правил
безопасного
поведения
Средний
балл
Уровень
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н
.г.
К.г
.
Н.г
.
К.г.
1
итог
о
2
итог
о
итог
о
3
итог
о
итог
о
Критерии оценивания:
0 баллов – негативное отношение
1 балл – безразличное отношение
2балла – позитивное отношение
Уровень воспитательных результатов:
0,5 – 1 – минимальный (М)
1 – 2 – достаточный (Д)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Планета здоровья»
№
урок
а
Тема урока
Количес
тво
часов
Дата
Словарь
1.Мир эмоций
1
Радость
1
радость
2
Гнев.
1
гнев.
3
Удивление
1
удивление
4
Страх
1
страх
Уроки общения
5
Какой я
1
портрет, хвалюсь
6
Моё настроение
1
настроение
7
Я и другие
1
копна, натура
8
Поиграли – проиграли
1
успехи
9
Почему люди ссорятся
1
ссора
10
Вежливые слова.
Комплименты
1
комплименты,
вежливые слова
11
Умение слушать
1
ассоциации
12
Принимаю решение
1
принимаю
решение
13
Я отвечаю за свое решение
1
ответственность
14
Умей сказать НЕТ
1
белая ворона
15
Как сказать НЕТ
1
посеешь-пожнёшь
поступок-судьба
16
Почему вредной привычке ты
скажешь НЕТ?
1
дерево решений
17
Я умею выбирать – тренинг
безопасного поведения
1
замедление роста
18
Береги свое здоровье
1
режим дня
гигиена
19
Профилактика гриппа и
простудных заболеваний
1
грипп
профилактика
эпидемия
личная гигиена
витамины
20
Если больному нужна твоя
помощь
1
больной
врач
беспомощный
сочувствие
21
Мальчишки и девчонки
1
обязанность
дружба
семья
22
Как дружить мальчику с
девочкой
1
образ юноши
образ девушки
23
Моя семья
1
глава семьи
фамилия
24
Дружба
1
комплимент
25
Умеем ли мы правильно
питаться?
1
правильное
питание
полезные
продукты
вредные продукты
26
Здоровое питание – чудеса на
букву Е
1
витамины
27
Я выбираю кашу
1
полезные каши
завтрак
28
Чистота и здоровье
1
гигиена
предметы гигиены
29
Откуда берутся грязнули?
(Игра-путешествие)
1
грязнуля
неряшливость
30
Школа радости
1
эмоции
злость
грусть
32
Я иду по улице
1
общественное
место
32
Один дома
1
безопасность
телефоны
экстренных служб
01, 02, 03, 04
33
Я здоровье берегу – сам себе я
помогу
1
закаливание
гимнастика
микробы
34
Будьте здоровы!
1
здоровье
Конспекты уроков внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению
«Планета здоровья»
ТЕМА 1. МИР ЭМОЦИЙ
Урок 1. Радость.
1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»
Вопросы к детям:
— О чем вы думали, когда слушали музыку?
— Что чувствовали
— Что хочется делать под такую музыку?
2. Повторное прослушивание музыкального произведения.
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую
игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание
детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они
выражали радость.
3. Беседа.
Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-
своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время
беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от
человека, его особенностей и от самого события.
4. Рисование на тему «Радость»;
Предложить желающим рассказать о своем рисунке.
Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после
занятия.
5. Ответы детей на вопрос:
— Что такое радость?
Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:
— Радость — это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает
маленькая. Маленькая — это когда у одного, а большая — когда у всех.
— Радость — это когда праздник.
— Радость — когда никто не плачет. Ни один человек.
— Радость — когда нет войны.
— У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.
— Радость - это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость»
6. Хоровод.
Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне
«Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).
Урок 2. Гнев.
1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр»;, где автор
описывает гнев Умывальника и Крокодила.
Вопросы к детям: — Почему рассердились Умывальник и Крокодил?
— Как описал автор гнев Умывальника?
— Как описал автор гнев Крокодила?
Рассматривание иллюстраций художника A.M. Алянского, на которых изображены
сердитые Умывальник и Крокодил.
Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.
2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»;.
Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том,
что кто-то пользовался их вещами.
Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок,
медведица и медведь.
3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились.
4. Упражнение «Зеркало»;
Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.
5. Рисование гнева.
Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.
Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева,
отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.
Урок 3. Удивление.
1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»; (об
удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).
Вопросы:
— Какие чудеса описывает автор?
— Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?
Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю
Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям,
или об удивительных случаях, которые с ними происходили.
2. Упражнение «Зеркало»;.
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось
что-то сказочное, и удивиться.
Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но,
несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.
Вопрос:
— Что общего в том, как вы изображали удивление?
3. Игра «Фантазии»;.
Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:
— К нам пришел слон...
— Мы оказались на другой планете...
— Внезапно исчезли все взрослые...
— Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...
Урок 4. Страх.
1. Игра «Гуси-лебеди»;.
Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей
полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.
Игра повторяется несколько раз.
2. Упражнение «Найди пиктограмму»;
Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.
Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда
прятались от гусей.
Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови,
глаза, рот.
3. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики»;.
Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.
Вопрос к детям:
— Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно
страшнее, чем было на самом деле?
4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка»;
(эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от
страха).
Вопрос к детям:
— Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?
1) Рисование на тему «Наф-Наф не боится страшного волка»;.
2) Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова «Три
поросенка»;.
Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения
смелого
поросенка.