Напоминание

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте на тему: "Перелетные птицы"


Автор: Ситдыкова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 42"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте на тему: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия в подготовительной группе

по развитию речи и обучению грамоте

на тему: «Перелетные птицы»

Цель:
Обогащение знаний детей о перелетных птицах.
Задачи:

Образовательные:
1. Познакомить детей с понятием «перелетные птицы». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке, соловье, утке; об образе жизни птиц. 3. Работать над слоговой структурой слов по теме. 4. Закрепить употребление предлогов В, НА, К, НАД, ИЗ в самостоятельной речи детей. 5.Упражнять в употреблении существительных в: -родительном падеже, ед. и мн. числа; -образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Развивающие:
6. Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
предметные картинки с изображением перелетных птиц, аудиозаписи с голосами и пением птиц, попугай Кеша, макет скворечника на дереве со скворцом для закрепления предлогов, наглядное пособие «солнце».
Предварительная работа:
наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах, словесные игры, подвижные игры, пальчиковые игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, продуктивные виды деятельности (аппликация и рисование «Перелетные птицы», «Ждем гостей»(объемная аппликация с элементами конструирования; лепка из соленого теста и роспись «Жаворонок»; аппликация нетрадиционной формы для выставки в детском саду «Грач», «Ласточка», «Лебеди», «Ледоход»; создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы»).
Действия воспитателя

Содержание

Действия детей
Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые! Ой, а солнышко наше спит. Давайте его разбудим потешкой: Встаньте рядышком друг с другом, Словно месяц, - полукругом. Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.) Солнце красное, нарядись. Выполняют движения
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс.) Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.) (Переворачиваем солнышко). Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна. Назовите признаки весны. (Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые.) Какие птицы прилетают с юга? (соловьи, грачи, кукушки, скворцы, ласточки, утки.) Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия. (Включаем музыку). - С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кого называют пернатыми друзьями? Почему? (Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.) Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? (О перелетных птицах). Отвечают на вопросы воспитателя. Садятся на места Отвечают на вопросы воспитателя.
Ребята, к нам сегодня прилетел гость. Это попугай Кеша. Он живет далеко-далеко за морями и очень хочет узнать о перелетных птицах, которые возвращаются в наши края весной. Расскажем Кеше о перелетных птицах? (Да). Кто сможет объяснить, почему птицы, которые к нам прилетают, называются перелётными? (Это птицы совершающие перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой. Поэтому и называются – перелетными птицами). Что можно рассказать о перелетных птицах? -Название птицы, какая по величине. - Какие у нее крылья, хвост, клюв по цвету. - Чем покрыто туловище. - Как поет. -Чем питается. - Как передвигается. - Где живет. - Когда появляются птенцы). А рассказать о птице поможет схема. Предлагаю вам познакомить Кешу с некоторыми перелетными птицами. Но сначала нужно отгадать загадки. (Показываю презентацию с изображениями и голосами перелетных птиц..) Отвечают на вопросы воспитателя. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это?...(Соловей.) -Кто хочет рассказать о соловье? - Вот какой прекрасный получился рассказ про соловья! Рассказ полный, интересный, использованы интересные слова. Я рада, что у тебя получился красивый рассказ!
Соловей
– маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Тело покрыто перьями. Соловей очень красиво поет. В качестве пищи соловьи в основном употребляют различных насекомых, пауков, дождевых червей, ягоды. Соловей хорошо летает. Ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза, избегая человека. Соловьи - родители принимаются вить гнезда, выбирая для них место на земле среди густого кустарника со слоем сухих листьев или в развилке ветвей, но тоже над землей. Это перелетная птица Дети рассказывают о знакомых птицах, опираясь на картинки
Кто прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины (Ласточка). Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. (Грач)
Ласточка
- очень красивая птичка с черными острыми крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле. Ласточки поют, песенка их незатейлива, но приятна для слуха. Ласточки питаются исключительно насекомыми. Почти всю жизнь они проводят в воздухе - в полете. Ласточка строит свой домик на крыше или на склонах рек из комочков глины, соединяя их слюной. Птенцы появляются весной. Это перелетная птица.
Грач
- большая черная птица, похожая на ворону. У него блестящее черное оперение, большой клюв, маленькие черные глазки. Туловище покрыто перьями. Грачи кричат-кра-кра. Кормятся грачи разнообразной пищей: едят дождевых червей и различных насекомых и их личинок. Они хорошо летают. Грачи вьют гнезда на высоких деревьях из разных прутиков и веток. Там они откладывают яйца и выводят птенцов весной. Это перелетная птица.

Чтобы Кеша и вы не забыли, о чем мы с вами сегодня говорили, закрепим материал в играх. Рассмотрите картинки и
«Спрячь слоги в ладошках»
Со-ло-вей Грач Ку-куш-ка Скво-рец Скво-реч-ник Лас-точ-ка Ут-ка Гнез-до Отхлопывают слоги. Вспоминают, какими способами можно делить слова на слоги ещё (протопать, с помощью подбородка) Мальчики, назовите слова, которые делятся на 2 слога (Скворец, утка, гнездо) Девочки согласны с мальчиками? (Да). Девочки, назовите слова, которые делятся на 3 слога (Соловей, кукушка, скворечник, ласточка). Одно слово пропустили, назовите его. (Грач). Рассматривают картинки и находят нужные слова
Почему? (1 слог). Назовите гласный звук в этом слове (а) Назовите согласные звуки в этом слове (г, р, ч). Давайте сделаем звуковой разбор этого слова-ГРАЧ ( г - согласный, твердый, звонкий; р – согласный, твердый, звонкий; а – гласный звук; ч – согласный
, мягкий
, глухой). Выполняют звуковой анализ слова Встанем, отдохнём и сделаем пальчиковую гимнастику «Скворечник». Мы построили скворечник (кулачок-ладошка) Для весёлого скворца Мы повесили скворечник (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Возле самого крыльца. Всё семейство вчетвером (Хлопают в ладоши) Проживает в доме том. Мать, отец и скворушки (Загибают пальцы.) Чёрненькие пёрышки. (Машут «крылышками») Выполняют гимнастику
«
Назовем птиц ласково». Пусть им будет приятно! Утка- уточка. Что делает(крякает) Соловей- соловушка. Что делает (заводит трели) Кукушка- кукушечка. Что делает (кукует) Скворец- скворушка. Что делает (поет) Грач – грачонок. Что делает (поет) Образовывают имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами Внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь
«Четвертый лишний»
и объясните, почему. волк, ГРАЧ, лиса, заяц скворец, КУРИЦА, кукушка, грач синица, воробей, ЛАСТОЧКА, сорока скворец, ласточка, ВОРОБЕЙ, соловей собака, кошка, корова, СОЛОВЕЙ Находят лишнюю картинку, объясняют почему
Ребята, а вот и скворец сидит на веточке. Он почему-то грустный. Поможем ему составить предложения с маленькими словами. Может он повеселеет! Я буду показывать движения, а вы назовите предложение с словом помощником правильно. Сколько слов в предложении? (4) Назовите 1 слово,2,3,4. Скворец доволен и говорит вам «Спасибо!» Скворец вылетел … скворечника. (из) Скворец залетел… скворечник. (в) Скворец подлетел … скворечнику. (к) Скворец кружится … скворечником. (над) Скворец сел … скворечник. (на) Закрепляют употребление предлогов В, НА, К, НАД, ИЗ О ком мы с вами сегодня на занятии говорили? Чему научили попугая Кешу? Что нового и интересного узнали? В какие игры играли? Попугай Кеша узнал много нового и интересного о перелетных птицах, говорит вам «спасибо» и обещает прилететь еще. А в подарок он принес вам интересное задание, которые вы сможете сделать после занятия. О перелетных птицах. Делить слова на слоги, составлять предложения, составлять рассказ по схеме «Спрячь слоги в ладошках», «Один-много», «Назовем птиц ласково», «Стайка», « С о с т а в ь предложение», «Четвертый лишний» Отвечают на вопросы


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!