Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте на тему: "Перелетные птицы"
Автор: Ситдыкова Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 42" Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: конспект Тема: Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте на тему: "Перелетные птицы" Раздел: дошкольное образование
Цель: Обогащение знаний детей о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с понятием «перелетные птицы».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах:
граче, скворце, ласточке, кукушке, соловье, утке; об образе жизни птиц.
3. Работать над слоговой структурой слов по теме.
4. Закрепить употребление предлогов В, НА, К, НАД, ИЗ в самостоятельной речи детей.
5.Упражнять в употреблении существительных в:
-родительном падеже, ед. и мн. числа;
-образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Развивающие:
6. Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных
птиц, аудиозаписи с голосами и пением птиц, попугай Кеша, макет скворечника на дереве со скворцом для закрепления предлогов, наглядное пособие
«солнце».
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах, словесные игры,
подвижные игры, пальчиковые игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, продуктивные виды деятельности (аппликация
и
рисование
«Перелетные
птицы»,
«Ждем
гостей»(объемная
аппликация
с
элементами
конструирования;
лепка
из
соленого
теста
и
роспись
«Жаворонок»; аппликация нетрадиционной формы для выставки в детском саду «Грач», «Ласточка», «Лебеди», «Ледоход»; создание альбома для
рассматривания «Перелетные птицы»).
Действия воспитателя
Содержание
Действия детей
Здравствуйте,
ребята!
Какие
все
бодрые,
веселые!
Ой, а солнышко наше спит.
Давайте его разбудим потешкой:
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись,
(Руки вытянуты
вперед.)
Солнце красное, нарядись.
Выполняют движения
Платье алое надень, (Девочки берутся
за юбку, мальчики – руки на пояс.)
Подари
нам
красный
день.
(Хлопают
в
ладоши.)
(Переворачиваем солнышко).
Солнышко
проснулось.
Тепло
на
улице
стало. К нам пришла весна.
Назовите признаки весны.
(Весной пригревает солнышко. Появляются
проталины.
Тает
снег,
и
бегут
ручьи.
Начинается
капель.
Прилетают
птицы.
Появляются насекомые.)
Какие птицы
прилетают с юга? (соловьи,
грачи, кукушки, скворцы, ласточки, утки.)
Давайте
под
чудесное
пение
птиц
займем
свои места для занятия.
(Включаем музыку).
-
С
приходом
весны
возвращаются
наши
пернатые друзья. Кого называют пернатыми
друзьями? Почему? (Пернатые, потому что
тело
птиц
покрыто
перьями.
А
друзья,
потому
что
птицы
поедают
вредных
насекомых, птицы поют песни и радуют ими
нас.)
Кто
догадался,
о
ком
мы
сегодня
будем
говорить? (О перелетных птицах).
Отвечают на вопросы воспитателя.
Садятся на места
Отвечают на вопросы воспитателя.
Ребята, к нам сегодня прилетел гость. Это
попугай Кеша. Он живет далеко-далеко за
морями и очень хочет узнать о перелетных
птицах, которые возвращаются в наши края
весной.
Расскажем
Кеше
о
перелетных
птицах? (Да).
Кто
сможет
объяснить,
почему
птицы,
которые
к
нам
прилетают,
называются
перелётными?
(Это
птицы
совершающие
перелеты – осенью улетают в теплые края, а
весной снова возвращаются домой. Поэтому
и называются – перелетными птицами). Что
можно рассказать о перелетных птицах?
-Название птицы, какая по величине.
- Какие у нее крылья, хвост, клюв по цвету.
- Чем покрыто туловище.
- Как поет.
-Чем питается.
- Как передвигается.
- Где живет.
- Когда появляются птенцы).
А рассказать о птице поможет схема.
Предлагаю
вам
познакомить
Кешу
с
некоторыми
перелетными
птицами.
Но
сначала нужно отгадать загадки.
(Показываю презентацию с изображениями
и голосами перелетных птиц..)
Отвечают на вопросы воспитателя.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это?...(Соловей.)
-Кто хочет рассказать о соловье?
- Вот какой прекрасный получился рассказ
про соловья! Рассказ полный, интересный,
использованы интересные слова. Я рада, что
у тебя получился красивый рассказ!
Соловей
–
маленькая
птичка,
имеет
коричневое
оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Тело покрыто
перьями. Соловей очень красиво поет. В качестве пищи
соловьи в основном употребляют различных насекомых,
пауков, дождевых червей, ягоды. Соловей хорошо летает.
Ведет
скрытный
образ
жизни
и
редко
попадается
на
глаза,
избегая
человека.
Соловьи
-
родители
принимаются вить гнезда, выбирая для них место на
земле среди густого кустарника со слоем сухих листьев
или
в
развилке
ветвей,
но
тоже
над
землей.
Это
перелетная птица
Дети
рассказывают
о
знакомых
птицах,
опираясь на картинки
Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (Ласточка).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Ласточка - очень красивая птичка с черными острыми
крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у
ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле.
Ласточки поют, песенка их незатейлива, но приятна для
слуха. Ласточки питаются исключительно насекомыми.
Почти
всю
жизнь
они
проводят
в
воздухе
-
в
полете. Ласточка строит свой домик на крыше или на
склонах рек из комочков глины, соединяя их слюной.
Птенцы появляются весной. Это перелетная птица.
Грач - большая черная птица, похожая на ворону. У него
блестящее черное оперение, большой клюв, маленькие
черные
глазки.
Туловище
покрыто
перьями.
Грачи
кричат-кра-кра. Кормятся грачи разнообразной пищей:
едят дождевых
червей
и
различных
насекомых
и
их
личинок.
Они
хорошо
летают.
Грачи
вьют
гнезда
на
высоких деревьях из разных прутиков и веток. Там они
откладывают
яйца
и
выводят
птенцов
весной.
Это
перелетная птица.
Чтобы Кеша и вы не забыли, о чем мы с
вами сегодня говорили, закрепим материал в
играх.
Рассмотрите картинки и
«Спрячь слоги в ладошках»
Со-ло-вей
Грач
Ку-куш-ка
Скво-рец
Скво-реч-ник
Лас-точ-ка
Ут-ка
Гнез-до
Отхлопывают слоги.
Вспоминают,
какими
способами
можно
делить слова на слоги ещё (протопать, с
помощью подбородка)
Мальчики,
назовите
слова,
которые
делятся на 2 слога (Скворец, утка, гнездо)
Девочки согласны с мальчиками? (Да).
Девочки, назовите слова, которые делятся на
3
слога
(Соловей,
кукушка,
скворечник,
ласточка).
Одно слово пропустили, назовите его. (Грач).
Рассматривают
картинки
и
находят
нужные слова
Почему? (1 слог).
Назовите гласный звук в этом слове (а)
Назовите согласные звуки в этом слове (г,
р, ч).
Давайте
сделаем
звуковой
разбор
этого
слова-ГРАЧ
( г - согласный, твердый, звонкий;
р – согласный, твердый, звонкий;
а – гласный звук;
ч – согласный , мягкий , глухой).
Выполняют звуковой анализ слова
Встанем, отдохнём и сделаем пальчиковую
гимнастику «Скворечник».
Мы построили скворечник (кулачок-ладошка)
Для весёлого скворца
Мы повесили скворечник
(Ритмично сжимают и
разжимают кулачки)
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером (Хлопают в ладоши)
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки (Загибают пальцы.)
Чёрненькие пёрышки. (Машут «крылышками»)
Выполняют гимнастику
« Назовем птиц ласково». Пусть им будет
приятно!
Утка- уточка. Что делает(крякает)
Соловей-
соловушка.
Что
делает
(заводит
трели)
Кукушка- кукушечка. Что делает (кукует)
Скворец- скворушка. Что делает (поет)
Грач – грачонок. Что делает (поет)
Образовывают имена существительные с
уменьшительно- ласкательными
суффиксами
Внимательно посмотрите на картинки,
хорошо
подумайте
и
назовите,
кто
здесь
«Четвертый лишний» и объясните, почему.
волк, ГРАЧ, лиса, заяц
скворец, КУРИЦА, кукушка, грач
синица, воробей, ЛАСТОЧКА, сорока
скворец, ласточка, ВОРОБЕЙ, соловей
собака, кошка, корова, СОЛОВЕЙ
Находят
лишнюю
картинку,
объясняют
почему
Ребята, а вот и скворец сидит на веточке.
Он
почему-то
грустный.
Поможем
ему
составить
предложения
с
маленькими
словами. Может он повеселеет!
Я буду показывать движения, а вы назовите
предложение
с
словом
помощником
правильно.
Сколько слов в предложении? (4)
Назовите 1 слово,2,3,4.
Скворец доволен и говорит вам «Спасибо!»
Скворец вылетел … скворечника. (из)
Скворец залетел… скворечник. (в)
Скворец подлетел … скворечнику. (к)
Скворец кружится … скворечником. (над)
Скворец сел … скворечник. (на)
Закрепляют
употребление
предлогов
В,
НА, К, НАД, ИЗ
О ком мы с вами сегодня на занятии
говорили?
Чему научили попугая Кешу? Что нового и
интересного узнали?
В какие игры играли?
Попугай Кеша узнал много нового и
интересного о перелетных птицах, говорит
вам «спасибо» и обещает прилететь еще. А в
подарок он принес вам интересное задание,
которые вы сможете сделать после занятия.
О перелетных птицах.
Делить
слова
на
слоги,
составлять
предложения,
составлять рассказ по схеме
«Спрячь слоги в ладошках», «Один-много»,
«Назовем
птиц
ласково»,
«Стайка»,
« С о с т а в ь
предложение», «Четвертый лишний»
Отвечают на вопросы