Автор: Герута Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №70
Населённый пункт: г.Сургут,Тюменская область
Наименование материала: проект
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок в театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно - творческий проект
Выполнила:
Герута Елена Вячеславовна
воспитатель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения
детского сада № 70 «Голубок»
города Сургута
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования для обеспечения познавательной
активности детей в дошкольном учреждении широко используется
проектный метод, как вариант интеграции образовательных областей в
разных видах детской деятельности детей дошкольного возраста.
Метод проектов актуален и является эффективным средством
реализации основной образовательной программы. Выстраивая
образовательный процесс по принципу интеграции образовательных
областей с использованием проектной деятельности решаются такие
педагогические задачи, как создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его личностного развития; формирование
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.
Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять
участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Театрализованная
деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Она
позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения
благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей
дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Использование театрализованного творчества позволяет воспитывать у
дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром
прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию,
сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают
психологической адаптации ребенка в коллективе. Очевидно, что
театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями,
способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить
правильный выход из проблемных ситуаций, а так же развивает речь, что
немаловажно в младшем дошкольном возрасте. В Стратегии развития
образования ХМАО – Югры до 2020 года одним из основных направлений
является создание условий для поддержки семейного воспитания, вовлечение
родителей в образовательный процесс через использование технологии
проектной деятельности с использованием регионального компонента,
формирование компетентной педагогической позиции по отношению к
собственному ребёнку. Поэтому у меня и возникла идея вовлечь всех
участников образовательного процесса в проектную деятельность, которая
поможет воплотить все задумки в жизнь.
Познавательно-творческий проект
«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного
возраста посредством использования русских народных сказок в
театрализованной деятельности»
Технологическая карта проекта
Название
проекта
«Духовно-нравственное
воспитание
детей
младшего
дошкольного возраста посредством использования русских
народных сказок в театрализованной деятельности»
Тип проекта
Средне-срочный;
групповой;
познавательно-творческий
Разработчики
и
составители
проекта
Герута Елена Вячеславовна, воспитатель
Название
организации
МБДОУ № 70 «Голубок»
Участники
Воспитатель,
учитель
музыки,
воспитанники
группы
младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет, родители
воспитанников.
Актуальность,
основания
для
разработки
проекта.
Адаптационный период – серьезное испытание для
ребёнка младшего дошкольного возраста: из знакомой
семейной обстановки он попадает в новые для него
условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих
реакций ребенка. Эмоции играют важную роль в жизни,
особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку
приспособиться к той или иной ситуации. Основные
эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в
этот период в основном отрицательные: страх, печаль,
гнев, но есть и положительные, например, удивление,
интерес от знакомства с новым – обстановкой,
деятельностью. В этот период важно создать условия,
направленные на формирование познавательных
процессов и социальную адаптацию детей младшего
возраста. В области познавательной активности у ребёнка
следует воспитывать интерес к культуре поведения на
примере сказочных героев, побуждать и находить
необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком
анализировать и делать маленькие открытия в сказках. Но
для этого необходимо создание таких условий, в которых
каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства,
желания и взгляды через героя сказки, публично, не
стесняясь присутствия посторонних слушателей. Самым
увлекательным направлением в дошкольном возрасте
является театрализованная деятельность. Именно
театрализованная деятельность позволяет решать многие
педагогические задачи, касающиеся духовно-
нравственного воспитания личности. Они познают
радость, связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе. Увлеченность детей
театрализованной игрой, их внутренний комфорт,
раскованность, личностно-ориентированная модель
общения взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий
комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает, а
жанр сказок является той самой щедрой почвой для
«взращивания» представлений о добре и зле, ведь их
смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе
добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных.
В сказке ребенок встречается с идеальными образами
героев, что помогает ему выработать определенное
нравственное отношение к жизни. Сценические образы –
образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ
всегда несет ребенку большую информацию о жизни,
людях, социальном опыте окружающего его общества.
Проблема
Проанализировав данные педагогического мониторинга
образовательных достижений воспитанников, выяснилось,
что дети недостаточно ознакомлены с произведениями
устного народного творчества, слабо развита речь,
коммуникативная деятельность и эмоциональная
отзывчивость детей.
Цель
Создать условия для развития нравственных ценностей у
детей младшего возраста посредством театрализованной
деятельности.
Задачи
Образовательные:
-учить
связно,
последовательно
и
выразительно
пересказывать небольшие сказки.
-учить
детей
планировать
процесс
создания
спектакля,
следовать плану, используя творческие способности.
- р а с ш и р я т ь
и
а кт и в и з и р о ват ь
с л о ва р ь
д е т е й
(существительные,
прилагательные,
глаголы
для
обозначения действий персонажей).
Развивающие:
-развивать
эмоционально-образное
во сприятие
произведений устного народного творчества;
-
стимулировать
внимание,
память,
мышление
и
воображение
детей.
Развивать
представления
о
нравственных
качествах
человека,
эмоциональное
состояние самого себя.
-расширять представление о видах театра;
-развивать у детей познавательную активность, желание
получать новые знания;
-активизировать словарь детей, обогащать лексику.
-ра з в и в ат ь
п л а с т и ч е с к у ю
в ы р а з и т е л ь н о с т ь
и
музыкальность.
Воспитательные:
-организовать совместную деятельность, направленную на
формирование
способности
к
сопереживанию,
чувства
ответственности
за
свои
поступки,
отзывчивость
и
сопереживание
по
отношению
к
сверстникам,
умению
мирно
разрешать
конфликты
через
коллективные
действия, взаимодействия;
-воспитывать интерес к театрализованной деятельности и
народному творчеству
- воспитывать культуру поведения в театре, уважение к
сценическому искусству.
- с о в е р ш е н с т в о ват ь
р а з в и ва ю щ у ю
п р е д м е т н о -
пространственную
среду,
способствующую
развитию
интере с а
к
устному
народному
творче ству
и
театрализованной деятельности.
- вовлечь родителей в проектную деятельность .
Сроки
реализации
ноябрь2018 - март 2019
Ожидаемые
результаты
- повышение уровня приоритетности и общепризнанности
в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к
окружающему
миру,
толерантного
отношения
друг
к
другу, милосердия, готовности прийти на помощь.
-получение
воспитанниками
удовлетворения
от
результатов
и
процесса перевоплощения, импровизации;
ощущение собственной необходимости и полезности от
исполнения собственной роли.
-
формирование
устойчивого
интереса
к
изучению
произведений устного народного творчества, уважение к
национальной культуре;
- обогащение речи дошкольников;
- повышение активности родителей к участию в
образовательной деятельности.
Предполагаемые
продукты
проекта
Создан центр театральной деятельности «Юные
артисты»,
Изготовлены совместно с родителями герои сказок
С воспитанниками:
-музыкальная гостиная «В гостях у сказки»: постановка
воспитанниками
спектакля
«Репка»,
«Колобок»,
«Теремок», «Волк и семеро козлят».
С родителями воспитанников:
- круглый стол « Влияние устного народного творчества на
развитие речи детей»
-«Семейная
гостиная»
-
мастер-класс
«Театр
своими
руками» в
-участие
в
конкурсе
изготовления
книжки
–
малышки
«Сочиняем сказку»;
- постановка родителями сказки «Колобок»
М е т о д ы
и
приемы
работы
с детьми
Наглядный метод:
наблюдение, показ, демонстрация.
Словесный метод:
рассказ, чтение, беседа.
Игровой метод:
дидактические,
народные,
подвижные,
настольно-
печатные игры.
Практический метод:
упражнения
Интеграция
образовательных
областей
Реализация
проекта
осуществляется
через
интеграцию
образовательных
областей
и
различные
виды
детской
деятельности:
игровую,
продуктивную,
музыкально-
художественную,
коммуникативную,
познавательную,
восприятие художественной литературы
Ресурсное
обеспечение
проекта
Материально-технические ресурсы:
наличие
развивающей
предметно-пространственной
среды:
-
разнообразные
виды
театров:
настольный,
конусный,
пальчиковый,
театр
на
фланелеграфе,
на
магните,
кукольный;
- костюмы к сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок»
картотеки: «Русские народные игры», «Песни и потешки
для малышей», «Русские народные сказки».
Информационные ресурсы:
-использование информационно-коммуникационных
технологий;
- пополнение медиатеки;
-создание и использование слайдовых презентаций для
проведения мероприятий.
Этапы
реализации
проекта
Сроки реализации проекта: ноябрь2018-март 2019г.
1 этап: Подготовительный
- планирование предстоящей деятельности, направленное
на
реализацию
проекта,
определение
наиболее
эффективных форм работы с семьей
-практическая
работа
по
подготовке
необходимых
материалов.
2 этап: Основной
- проведение основных комплексов мероприятий.
-взаимодействие с родителями.
3 этап: Заключительный
- проведение заключительных комплексов мероприятий
План мероприятий по реализации проекта
Этапы
Форма
работы
Содержание
Интеграция
образовательных
областей
Подгото-
витель
ный этап
Практическая
р а б о т а
п о
подготовке
необходимых
материалов
-беседы по привлечению
родителей, детей к участию в
данном проекте.
-анкетирование родителей.
- п о д б о р к а
и
и з у ч е н и е
литературы по теме проекта;
- пополнение (приобретение и
изготовление)
дидактического
материала.
-подборка и оформление
книжного уголка для детей;
-подборка наглядно -
иллюстративного материала
совместно с родителями;
-создание условий для
театральной деятельности,
оснащение театрального
уголка;
-создание презентаций по теме
проекта совместно с
родителями.
Основной
Проведение
основных
комплексов
мероприятий
-беседа «Что такое театр»,
«Кто работает в театре»
«Культура поведения в
театре», «Как вести себя в
зрительном зале»;
-рассматривание альбома
«Наши театры».
- чтение русских народных
сказок : «Теремок»,
«Колобок», «Репка», «Волк и
семеро козлят», «Заюшкина
избушка»,
«Маша и медведь», «Курочка
Ряба», «Кот, петух и лиса»,
«Лисичка сестричка и серый
волк», «Зимовье».
-дидактические игры «Вершки
и корешки», «Кто герои этой
сказки?», «Отгадай-ка!» «Что
сначала, что потом?» «Чей
домик?», «Кто мы?»,
«Речевое
развитие»,
«Познавательное
развитие»
« С о ц и а л ь н о
-
коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
«Расскажи сказку по
иллюстрациям», «Угадай
сказку по нарисованному
предмету»,пазлы «Колобок»,
«Теремок», «Заюшкина
избушка», «Репка» ;
-игры на развитие
эмоционального интеллекта с
варежковым театром.
-просмотр мультимедийной
презентации «Угадай героев
сказки»;
-просмотр
мультипликационных фильмов
по русским народным сказкам;
- непрерывная образовательная
деятельность «В гостях у
сказки», «Путешествие по
сказке «Колобок»»;
-рассказ с обсуждением
-слушание песен «Песенка
Колобка», «Пляска Лисы и
Медведя к сказке «Теремок»;
-непрерывная образовательная
деятельность по рисованию
«Любимые герои сказок»;
по лепке «Репка»;
по аппликации «Теремок».
- подвижные игры: «Теремок»,
«Волк и козлята», «Зайцы и
лиса»;
-отгадывание загадок по
русским народным сказкам;
Театрализованная
деятельность: пальчиковый
театр «Курочка ряба»; театр
масок «Колобок», «Репка»;
театр бибабо «Заюшкина
избушка», «Маша и медведь»;
настольный театр «Волк и
семеро козлят», «Теремок».
- физкультминутки:
«Сказочная зарядка»,
«Колобок», «Репка»,
«Теремок».
развитие»
«Речевое
развитие»,
«Социально-
коммуникативное
развитие»,
«Физическое
развитие»
«Речевое развитие»,
Социально -
коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Художественно-
эстетическое
развитие»
«Речевое
развитие»,
«Физическое
развитие»
Заключи
тельный
Проведение
заключитель
ных
комплексов
мероприятий
-музыкально-
театрализованная гостиная «В
гостях у сказки»;
- участие в конкурсе на
изготовление книжек-малышек
«Сочиняем сказку»
«Речевое развитие»,
«Социально-
коммуникативное
развитие»,
«Художественно -
эстетическое
развитие»,«Физическ
ое развитие»
План мероприятий по реализации проекта
с родителями (законными представителями)
Срок
реализаци
и
Мероприятия с родителями
Ноябрь
Анкетирование «Театр и дети»
Консультация для родителей «Приобщение детей к театральному
искусству»
Памятка для родителей «Создания театра в домашних условиях»
Декабрь
«Семейная академия»: «Театр своими руками»
Январь
Папка-передвижка: «Виды театра для детей»
Февраль
Театрализованное представление для родителей «Колобок»
Круглый стол « Влияние устного народного творчества на развитие
речи детей»
Март
Театрализованное представление для родителей «Репка»
Участие в конкурсе книжка – малышка «Сочиняем сказку»
Театрализованное представление для детей «Колобок»
В ходе реализации проекта:
1. Совместно со всеми участниками образовательного процесса обновлена
развивающая
предметно-пространственная
среда:
центр
театральной
деятельности «Юные артисты»; подобраны дидактические игры «Вершки и
корешки», «Кто герои этой сказки?», «Кто мы?», «Что сначала, что потом?»
«Отгадай-ка!»,
«Расскажи
сказку
по
иллюстрациям»,
«Угадай
сказку
по
нарисованному
предмету»,
пазлы
«Колобок»,
«Теремок»,
«Заюшкина
избушка»,
«Репка»
;
альбом
«Вот
какие
мы
артисты»;изготовлены
родителями
совместно
с
детьми
герои
сказок
своими
руками
,книжки
–
малышки собственного сочинения. Поставлены сказки «Колобок», «Репка»,
«Теремок»
2. В информационном уголке для родителей размещены памятки, буклеты,
материалы консультаций, папки-передвижки.
3.
Воспитанники
совместно
с
родителями
приняли
участие
в
конкурсе
книжка – малышка «Сочиняем сказку»
4.
Организован
круглый
стол
с
родителями
по
теме:
"Влияние
устного
народного творчества на развитие речи детей".
5. Состоялась встреча всех участников проекта в музыкальной гостиной по
теме «В гостях у сказки», где были представлены детьми сказка «Репка» и
родителями сказка «Колобок».
Рефлексия
Работая
над
реализацией проекта, с
целью создания условия для
развития нравственных ценностей у детей младшего возраста посредством
театрализованной
деятельности
через
интеграцию
образовательных
областей, выяснилось, что дети обогатили и расширили знания, словарный
запас,
сформировались
навыки
исследовательской
и
познавательной
деятельности,
ряд
проектных
умений.
Партнерское
взаимодействие
и
сотрудничество взрослых стало результатом участия в создании условий для
реализации творческих и познавательных способностей детей, развивающей
предметно-пространственной
среды,
в
организации
и
проведении
запланированных мероприятий.
Таким образом, проведя последовательную работу, воспитанники
получили представления о театре, о культуре поведения в театре,
познакомились с русскими народными сказками, научились эмоционально
играть роль в спектакле, расширился словарный запас. Через объединение
образовательных областей сформировалась целостная картина мира.
Познавательно-творческий проект помог выявить творческий потенциал
воспитанников, сформировать у детей духовно-нравственные ценности. Дети
овладели необходимыми знаниями и представлениями о нравственных
нормах и правилах поведения в различных ситуациях.
И в завершении хотелось бы добавить слова В. А. Сухомлинского:
«Самые важные способности в ребёнке - это красота души, чистота
сердца и талант любви. Мы, взрослые, должны быть для ребёнка и
плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком,
согревающим цветок детской души. «Если человека учат добру - в результате
будет добро»»
Список используемой литературы:
1. Гаврилова Т. П.
«
О воспитание нравственных чувств.
»
– М., 2004
2.Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи», М. ,-2003
3.Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у
дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение»,
1985
4.Каиров И. А., Богданова О. С. « Азбука нравственного воспитания», - 2004
5.Родина М.И., Буренина А.И.«Кукляндия», учебно-методическое пособие по
театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008
7.Рябкова И. В. «Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки», М. -
2004