Автор: Лукьяненко Евгения Владимировна
Должность: преподаватель русского языка
Учебное заведение: Оренбургский медицинский колледж - структурное подразделение ОрИПС - филиала СамГУПС
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Деловая игра как одна из инновационных педагогических технологий"
Раздел: среднее профессиональное
Лукьяненко Е. В.
«Деловая игра как одна из инновационных педагогических технологий».
Деловая
игра
–
форма
воссоздания
предметного
и
социального
содержания
профессиональной
деятельности,
моделирования
систем
отношений,
разнообразных
условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.
В
деловой
игре
обучение
участников
происходит
в
процессе
совместной
деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей
ролью
и
функцией.
Общение
в
деловой
игре
–
это
не
просто
общение
в
процессе
совместного
усвоения
знаний,
но
первым
делом
–
общение,
имитирующее,
воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая
игра
-
это
не
просто
совместное
обучение,
это
обучение
совместной
деятельности,
умениям и навыкам сотрудничества.
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения
состоит в следующем:
процесс
обучения
максимально
приближен
к
реальной
практической
деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в
деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.
метод
деловых
игр
представляет
собой
не
что
иное,
как
специально
организованную
деятельность
по
активизации
полученных
теоретических
знаний,
переводу
их
в
деятельностный
контекст.
То,
что
в
традиционных
методах
обучения
«отдается
на
откуп»
каждому
учащемуся
без
учета
его
готовности
и
способности
осуществить
требуемое
преобразование,
в
деловой
игре
приобретает
статус
метода.
Происходит
не
механическое
накопление
информации,
а
деятельно стно е
распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.
Виды деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и
классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.
Например, классификация деловых игр:
1.
По типу человеческой практики, воссоздаваемой в игре и каковы
целям: учебная, исследовательская, управленческие, аттестационная;
2.
По времени проведения:
без ограничения времени;
с ограничением времени;
игры, проходящие в реальное время;
1
игры, где время сжато;
3.
По оценке деятельности:
балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
оценка того, кто как работал, отсутствует;
4.
По конечному результату:
жесткие
игры
–
заранее
известен
ответ
(например,
сетевой
график),
существуют жесткие правила;
свободные,
открытые
игры
–
заранее
известного
ответа
нет,
правила
изобретаются
для
каждой
игры
свои,
участники
работают
над
решением
неструктурированной задачи.
Этапы подготовки
1. Подготовка занятия. Проведению деловых игр предшествует разработка единых
требований к отдельным этапам:
целевая установка проведения игры;
сценарий всех этапов деловой игры;
структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или
явление;
критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;
рекомендации
по
дальнейшему
совершенствованию
профессиональных
умений и навыков.
Условия проведения деловых игр:
проигрывать реальные события;
приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;
ситуации должны быть проблемными;
обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям
и уровню подготовленности участников;
проверка пригодности аудитории для занятия;
использование
адекватных
характеру
игры
способов
фиксации
ее
процесса поведения игроков;
определение
способов
анализа
игрового
процесса,
оценка
действий
игроков с помощью системы критериев;
оптимизация требований к участникам;
2
структурирование
игры
во
времени,
обеспечение
примерного
соблюдения ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и
всего процесса игры;
формирование игровой группы;
руководство игрой, контроль за ее процессом;
подведение итогов и оценка результатов.
2.
Вступление.
Для
разработки
деловой
игры
принципиальными
моментами
являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены:
характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.
При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных
вопросов:
1) Для чего проводится данная деловая игра?
2) Для какой категории обучаемых?
3) Чему именно следует их обучать?
4) Какие результаты должны быть достигнуты (Примеры учебных целей: «показать,
как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов
(рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.);
проверить
уровень
подготовленности
должностных
лиц
в
определенном
виде
производственной деятельности и др.»).
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед
собой преподаватель, руководитель игры) и цели действий её участников (студентов),
которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Таким образом, деловая игра имеет
достаточно сложную целевую систему.
Задачи преподавателя в подготовке деловой игры:
отобрать необходимые ситуации;
подготовить дидактический материал, карточки-задания для каждого (можно
с подсказкой о характере его деятельности);
подобрать подгруппы студентов;
поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказывать свою
точку зрения;
продумать предполагаемые ответы и реплики;
проявлять к студентам интерес, постоянное внимание и т.п.
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой
моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет
структуру деловой игры.
3
Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных,
зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории
(классы),
специально
оборудованные
для
игр,
средства
отображения
информации,
средства
управления,
тренажеры,
вычислительная
техника
и
т.п.
Разумеется,
состав
материально-технического обеспечения и размещение в решающей степени зависят от
формы игрового занятия, числа участников и многих других факторов.
Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа
обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное
нормативами время.
3. Основная часть. Рассмотрим этапы проведения деловой игры (таб. 2.3.1).
Таблица 2.3.1.
Этапы проведения деловой игры
Этап
Содержание деятельности
Время (минуты)
1
Постановка целей, задач, формирование команд.
Выбор экспертов.
3-5
2
Ознакомление с правилами деловой игры, правами
и обязанностями.
15
3
Выполнение заданий в паре участников
10
4
Обмен информацией между парами участников в
команде.
Обсуждение выступления.
Выступление экспертов с критериями оценки
деятельности.
5
5
5
5
Обмен опытом участников деловой игры.
Выступление преподавателя с научным
обобщением.
10-15
6
Подведение итогов. Выступление экспертов.
10
Заключение о результатах деловой игры.
4. Выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование
коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение
вопросов
по
заданному
руслу,
вырабатывать
правильный
стиль
отношений.
В
играх
формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу,
выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в
соответствии
с
намеченным
планом,
готовить
проекты
документов.
Деловые
игры
развивают
культуру
принятия
решений,
воспитывают
ограничения
в
эмоциональных
проявлениях, сдержанность в словах и поступках.
4