Напоминание

"Деловая игра как одна из инновационных педагогических технологий"


Автор: Лукьяненко Евгения Владимировна
Должность: преподаватель русского языка
Учебное заведение: Оренбургский медицинский колледж - структурное подразделение ОрИПС - филиала СамГУПС
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Деловая игра как одна из инновационных педагогических технологий"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Лукьяненко Е. В.

«Деловая игра как одна из инновационных педагогических технологий».

Деловая

игра

форма

воссоздания

предметного

и

социального

содержания

профессиональной

деятельности,

моделирования

систем

отношений,

разнообразных

условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В

деловой

игре

обучение

участников

происходит

в

процессе

совместной

деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей

ролью

и

функцией.

Общение

в

деловой

игре

это

не

просто

общение

в

процессе

совместного

усвоения

знаний,

но

первым

делом

общение,

имитирующее,

воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая

игра

-

это

не

просто

совместное

обучение,

это

обучение

совместной

деятельности,

умениям и навыкам сотрудничества.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения

состоит в следующем:

процесс

обучения

максимально

приближен

к

реальной

практической

деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в

деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.

метод

деловых

игр

представляет

собой

не

что

иное,

как

специально

организованную

деятельность

по

активизации

полученных

теоретических

знаний,

переводу

их

в

деятельностный

контекст.

То,

что

в

традиционных

методах

обучения

«отдается

на

откуп»

каждому

учащемуся

без

учета

его

готовности

и

способности

осуществить

требуемое

преобразование,

в

деловой

игре

приобретает

статус

метода.

Происходит

не

механическое

накопление

информации,

а

деятельно стно е

распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.

Виды деловых игр

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и

классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

Например, классификация деловых игр:

1.

По типу человеческой практики, воссоздаваемой в игре и каковы

целям: учебная, исследовательская, управленческие, аттестационная;

2.

По времени проведения:

без ограничения времени;

с ограничением времени;

игры, проходящие в реальное время;

1

игры, где время сжато;

3.

По оценке деятельности:

балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

оценка того, кто как работал, отсутствует;

4.

По конечному результату:

жесткие

игры

заранее

известен

ответ

(например,

сетевой

график),

существуют жесткие правила;

свободные,

открытые

игры

заранее

известного

ответа

нет,

правила

изобретаются

для

каждой

игры

свои,

участники

работают

над

решением

неструктурированной задачи.

Этапы подготовки

1. Подготовка занятия. Проведению деловых игр предшествует разработка единых

требований к отдельным этапам:

целевая установка проведения игры;

сценарий всех этапов деловой игры;

структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или

явление;

критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;

рекомендации

по

дальнейшему

совершенствованию

профессиональных

умений и навыков.

Условия проведения деловых игр:

проигрывать реальные события;

приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;

ситуации должны быть проблемными;

обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям

и уровню подготовленности участников;

проверка пригодности аудитории для занятия;

использование

адекватных

характеру

игры

способов

фиксации

ее

процесса поведения игроков;

определение

способов

анализа

игрового

процесса,

оценка

действий

игроков с помощью системы критериев;

оптимизация требований к участникам;

2

структурирование

игры

во

времени,

обеспечение

примерного

соблюдения ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и

всего процесса игры;

формирование игровой группы;

руководство игрой, контроль за ее процессом;

подведение итогов и оценка результатов.

2.

Вступление.

Для

разработки

деловой

игры

принципиальными

моментами

являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены:

характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных

вопросов:

1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты (Примеры учебных целей: «показать,

как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов

(рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.);

проверить

уровень

подготовленности

должностных

лиц

в

определенном

виде

производственной деятельности и др.»).

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед

собой преподаватель, руководитель игры) и цели действий её участников (студентов),

которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Таким образом, деловая игра имеет

достаточно сложную целевую систему.

Задачи преподавателя в подготовке деловой игры:

отобрать необходимые ситуации;

подготовить дидактический материал, карточки-задания для каждого (можно

с подсказкой о характере его деятельности);

подобрать подгруппы студентов;

поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказывать свою

точку зрения;

продумать предполагаемые ответы и реплики;

проявлять к студентам интерес, постоянное внимание и т.п.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой

моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет

структуру деловой игры.

3

Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных,

зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории

(классы),

специально

оборудованные

для

игр,

средства

отображения

информации,

средства

управления,

тренажеры,

вычислительная

техника

и

т.п.

Разумеется,

состав

материально-технического обеспечения и размещение в решающей степени зависят от

формы игрового занятия, числа участников и многих других факторов.

Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа

обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное

нормативами время.

3. Основная часть. Рассмотрим этапы проведения деловой игры (таб. 2.3.1).

Таблица 2.3.1.

Этапы проведения деловой игры

Этап

Содержание деятельности

Время (минуты)

1

Постановка целей, задач, формирование команд.

Выбор экспертов.

3-5

2

Ознакомление с правилами деловой игры, правами

и обязанностями.

15

3

Выполнение заданий в паре участников

10

4

Обмен информацией между парами участников в

команде.

Обсуждение выступления.

Выступление экспертов с критериями оценки

деятельности.

5

5

5

5

Обмен опытом участников деловой игры.

Выступление преподавателя с научным

обобщением.

10-15

6

Подведение итогов. Выступление экспертов.

10

Заключение о результатах деловой игры.

4. Выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование

коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение

вопросов

по

заданному

руслу,

вырабатывать

правильный

стиль

отношений.

В

играх

формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу,

выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в

соответствии

с

намеченным

планом,

готовить

проекты

документов.

Деловые

игры

развивают

культуру

принятия

решений,

воспитывают

ограничения

в

эмоциональных

проявлениях, сдержанность в словах и поступках.

4



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!