Автор: Козловская Ольга Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 89 "Крепыш"
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская область
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Познаем мир с цифровой лабораторией "Наураша"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №89 «Крепыш», Корпус №2 (ул. Лермонтова 2/1)
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Познаем мир с цифровой лабораторией «Наураша»
Подготовила: О.В. Козловская, воспитатель
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Познаем мир с цифровой лабораторией «Наураша»
(04.02.2020)
Подготовила: О.В. Козловская, воспитатель
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на нашем методическом
часе, тема которого «Познаем мир с цифровой лабораторией «Наураша».
Это всё – эксперименты
– Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Возможно, вас не раз ставили в тупик эти непростые детские вопросы:
почему магнит притягивает к холодильнику, как появляется свет в лампочке,
где живёт электрический ток, почему тает мороженое? Каким образом в наше
время рассказать ребёнку о таких вопросах, как температура, звук, свет,
магнитное поле, электрический ток и других, чтобы это было увлекательно,
познавательно и грамотно с научной точки зрения.
Поэтому
от
современного
педагога
требуется
уже
не
простое
фрагментарное
включение
методов
исследовательского
обучения
в
образовательную
практику, а
целенаправленная
работа
по
развитию
исследовательских способностей.
Главная задача цифровой лабораторией «Наураша - дать понять
маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый
прибор
(цифровой
датчик,
сделанный
в
виде
божьей
коровки),
который
обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий
мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не
всегда
является
комфортным:
слишком
горячим
или холодным,
очень
громким или незаметным и тихим.
Актуальность продукта:
Согласно
новому
Федеральному
Государственному
Образовательному
Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), необходимо обеспечить:
формирование
познавательных
интересов
и
действий
ребёнка
в
различных видах деятельности;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
ФГОС
ДО
поддерживает
точку
зрения
на
ребёнка,
как
на
«человека
играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой
уровень,
в
котором
дидактический
компонент
соседствует
с
игровой
оболочкой. Ребенок получает бесценный опыт для дошкольника: ставить
перед собой цель и достигать её, совершать при этом ошибки и находить
правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Функционал продукта:
«Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт
для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков
в качестве контролёров. Детская цифровая лаборатория создана с учётом
ФГОС,
она
состоит
из 8
образовательно-игровых
модулей или
сцен.
Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и
персонажи
в
сцене
реагируют
на
показания
датчика
и
результат
эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
В каждом модуле своя тема:
Свет
Звук
Сила
Электричество
Кислотность
Пульс
Магнитное поле
Температура
Изучение предложенных тем может проводиться в любом порядке. Однако
рекомендовано начинать с наиболее знакомых детям величин: температура,
свет, звук и т.д.
В составе
всех комплектов по всем темам имеются:
Датчик
«Божья
коровка»,
имеющий
соответствующую
теме
физическую величину;
Набор вспомогательных предметов для измерений;
Сопутствующая компьютерная программа;
Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и
объяснением настроек компьютерных сцен.
Главный герой компьютерной программы – мальчик Наураша, маленький
учёный,
исследователь
и
конструктор,
ровесник
игроков,
увлеченный
желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к
познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную
страну Наурандию
Сейчас я Вас познакомлю с настройками цифровой лаборатории.
Экран - меню: выбор темы, громкость
Наураша, мультипликационный герой, общается с ребенком, рассказывая
о различных явлениях, советует, как лучше провести опыт и живо реагирует
на действия
маленького
экспериментатора,
делая
остроумные
замечания
и комментарии
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и
собирать собственные
модели
роботов,
которые живут
в
Цифровой
Лаборатории и
п о м о г а ю т
о п р е д е л и т ь
р е з ул ьт а т ы
п р о в е д е н и я
экспериментов (выдают анимированные реакции)
Входим в программу. Выбираем лабораторию.
Настройки.
В настройках можно настроить запуск заданий.
Прочитайте
содержимое
вашей
лаборатории – обучающая информация –
измерения – сравнительные измерения – игровые измерения.
Для удобства задания скомпонованы по урокам.
Задания идут по возрастанию сложностей.
Но каждое занятие педагог может создать сам, исходя из поставленных целей
и возможностей для проведения опытов.
Каждое занятие состоит из 5 этапов:
Постановка проблемы
Актуализация знаний
Выдвижение гипотез – предложений
Проверка решения
Введение в систему знаний
Можно задать количество повторений.
Давайте поэкспериментируем
и на примере
модуля
«Звук»
Проведение опытов.
Работая в лаборатории, дети учатся взаимодействовать друг с другом,
слушать чужое мнение и отстаивать свое. На таких занятиях дети чувствуют
себя
свободно,
проявляют
инициативу,
творчество,
самостоятельно
принимают
решения,
учатся наблюдать , измерять, сравнивать, помогают
обогатить жизненный опыт детей.
С помощью этой лаборатории на основе модулей можно планировать и
организовывать
деятельность
с
детьми в
парах
или
группах. Ведущим
видом деятельности ребенка является игра, и авторы лаборатории сделали
так, чтобы свои первые научные открытия дети совершали в игровой форме и
с большим интересом.
Таким
образом,
современные
дети
очень
рано
приобщаются
к
компьютерной
технике
и совершенно
естественно
воспринимают
ее
как интересного
игрового
партнера,
со всеми
плюсами
и минусами
виртуального общения. Особенностью данного продукта является то, что,
используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, мы делаем игру
живой по-настоящему, когда ребенок исследует реальный, а не виртуальный
мир.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму».