Автор: Тарасова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 33
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Познавательно-исследовательский досуг по экспериментированию с водой, песком, бумагой.
Тема: "Маленькие фокусники"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательский досуг по экспериментированию с
водой, песком и бумагой «Маленькие фокусники» в средней группе.
Цель:
вовлечение
детей
в
элементарную
исследовательскую
деятельность
по
изучению
качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
-познакомить детей со свойствами воды; песка и бумаги;
-активизировать и обогащать словарь детей;
-развивать навыки проведения первых опытов;
-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность,
способность сравнивать.
-умение работать в группе;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: волшебный сундучок, стаканчики по количеству
детей, кофе,
тарелочки по количеству детей, краска, ложечки по количеству детей.
Ход досуга
1часть. Организационная
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю
тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот
такую красивую коробочку и приглашение, хотите узнать от кого.
Приглашение
«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много
интересного и научитесь показывать фокусы. А чтобы попасть в страну в волшебной
коробочке лежит волшебная шляпа. Желаю удачи.»
Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в страну фокусов? (ответы детей). Ребята,
скажите,
пожалуйста,
кто
такой
фокусник?
(ответы
детей).
А
вы
умеете
показывать
фокусы? (ответы детей)
Но
чтобы
попасть
в
эту
страну
нужно
надеть
волшебную
шапочку
(одевает
воспитатель),
закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
С детками в стране фокусов я окажусь.
Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками-
помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.
Воспитатель: Посмотрите ребята в волшебном сундучке есть еще что-то. Ой, как
интересно, что же там? А вам интересно? Сейчас я посмотрю…(Достать графин с водой)
как вы думаете, что в графине?
-Правильно, вода.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Воспитатель: Тогда пойдемте в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать
фокусы с водой, песком и бумагой. (Дети подходят к столам, на столах стоят стаканчики с
водой, гуашь на каждого ребенка)
Воспитатель: Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода
прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим ложку в стакан и если ложку будет
видно, то вода
прозрачная. Ребята, ложку видно сквозь воду?
Правильно, молодцы ложку видно, значит вода у нас какая? (прозрачная)
Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся первому фокусу.
Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски,
добавляем в
стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода?
Правильно, красного. А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться. Какая
вода
получилась у вас? Молодцы, тоже красная. Ребятишки, скажите, а сейчас вода
прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно,
значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку? Правильно, не видно значит, вода не
прозрачная стала.
1.Фокус «Разноцветная вода».
Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками
(по
количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем,
что вода
обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:
«Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахивает волшебной палочкой.
Дети
встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
(Секрет
фокуса.
Внутренняя
сторона
крышек
покрыта
акварельной
краской
(красной, зеленой, синей)).
Ребята, а как вы думаете можно простой водичкой нарисовать? (дети отвечают).
Давайте
попробуем. А хотите я при помощи молока и чая я сделаю краску.
2.Фокус «Тонет – не тонет».
Потребуется: два стеклянных прозрачных стакана, соль, ложка, два сырых яйца.
Опыт:
В солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Это объясняется тем,
что
чем
выше
плотность
воды
(а
солёная
вода
плотнее
пресной),
тем
больше
выталкиваются из неё различные предметы. Поэтому и плавать в море легче, чем в
пресной воде.
3.Фокус «Рисуем на молоке».
Потребуется:
Большое
плоское
блюдо,
молоко
(количество
зависит
от
величины
блюда),
пищевые
к р а с и т е л и ,
ж и д к о е
м ы л о ,
в а т н ы е
п а л о ч к и .
Опыт:
Наливаем в блюдо молоко, чтобы оно покрывало поверхность блюда, в произвольном
порядке капаем в молоко разные пищевые красители, затем берём по ватной палочке в
каждую руку, окунаем их в мыло и произвольно опускаем в молоко. И молоко начинает
приходить в движение, образуя невероятные узоры. Это жидкое мыло вступает в реакцию
с молекулами жира в молоке.
Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного
поиграем.
Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.)
Очень медленно сперва. (прыжки медленно)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)
Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).
Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам.
Воспитатель:
Пойдемте
в
следующую
нашу
комнату
фокусов.
Ребята,
а
в
волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно,…Что же это? Это
ребята волшебная бумага.
3.Фокус «Вода и бумага»
-А сейчас я вам предлагаю поместить бумагу в воду. Что происходит?
Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размокает и рвется.
Т.О. бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой
– бумага материал не прочный.
4.Фокус «Шуршащая или поющая бумага».
- Может ли бумага издавать звуки, петь?. Для этого опыта я предлагаю взять
бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.
Т.О. при смятии – бумага издаёт звук.
5.Фокус «Летающая бумага»
-Может ли бумага летать?. для этого нужно подуть, чтобы получился ветерок.
Разноцветны салфетки разлетаются разлетается по всюду.
Т.О. полоски очень легкие, поэтому, когда дует ветер они разлетаются.
Воспитатель: Давайте отдохнем и немного поиграем.
Игра «Попрыгаем- попрыгаем»
Воспитатель:
Пойдемте
в
следующую
нашу
комнату
фокусов.
Ребята,
а
в
волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Это ребята волшебный песок.
Чтение стихотворения про песок:
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
6.Фокус «Пересыпание сухого песка в воронку»
Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает
детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как
пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и
показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную
форму.
7.Фокус «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с
помощью
формочек.
Используют
формочки,
изображающие
животных,
транспорт,
различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди
делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по
нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
Т.О. Мокрый песок принимает любую нужную форму.
3.Часть. Итог.
Воспитатель:
Ребята
наша
комната
фокусов
уже
закрывается
и
нам
нужно
возвращаться в
детский сад. Я предлагаю вам встать в круг. Вам понравилось сегодня в комнате
фокусов? А что вам больше всего понравилось? А мне очень понравилось сегодня учить
вас фокусам. Но пока мы не вернулись в детский сад я хочу вам сделать подарок.
Сюрпризный момент. «Превращение воды»
Воспитатель: Посмотрите у меня есть бутылочка. Что в ней? Правильно вода. А
она
имеет
запах?
А
вода
прозрачная
или
цветная?
(ответы
детей).
Сейчас
я
кладу
бутылочку в коробочку, поколдую и моя водичка превратится…..(коробку переворачиваю и
достаю бутылочку с соком, дети видят, что вода поменяла цвет и появился запах) в сок.
Воспитатель: Ну, что ребята возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и
говорим волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
Шапочку сейчас сниму,
И в детский садик с детками я вернусь.
Воспитатель: Ну вот ребята мы опять с вами в нашем детском садике.