Автор: Кульбаев Юрий Иванович
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: СПб ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Воспитательный дом"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: С какого возраста необходимо ребенку прививать первичные навыки по самообслуживанию (краткие размышления)
Раздел: дошкольное образование
С какого возраста необходимо ребенку
прививать первичные навыки по самообслуживанию
(краткие размышления)
В мире очень много примеров воспитания и обучения детей с различного
возраста. И каковы их способности после такого обучения, насколько они могут
быть полезными обществу и самим себе? Много примеров, когда дети вообще
никак не воспитываются и становятся в результате асоциальными.
Исходя из своего опыта и полученных знаний, хочу высказать свою точку
зрения.
Восприятие мира ребенок начинает с момента рождения. Берем за основу
среднестатистическую семью. С какими же проблемами сталкиваются родители в
воспитании детей? Познавая мир, дети инстинктивно подражают во всем своим
родителям. Какие же ошибки допускаем мы, родители, воспитатели?
Часто
дети,
подражая
взрослым,
пытаются
повторить
их
поступки,
действия. В большинстве случаев это у них не получается. Например, ребенок
видит, как мать выносит в туалет горшок, в который он только что пописал. В
какой-то следующий раз, пописав в горшок, он берет его и пытается нести в
туалет. Спотыкается, разливая содержимое на ковер. Ребенок видит, как мать
использует ножницы для изготовления выкройки, берет ножницы и начинает
кроить
занавески.
Ребенок
видит,
как
мать,
готовя
яичницу
разбивает
яйца.
Пытается сделать тоже, но яйца падают на пол и на стол. Ребенок видит, как мать
режет
ножом
овощи,
фрукты.
Пытается
повторить,
получая
при
этом
порез
пальца. Примеров аналогичных каждый из Вас может привести очень много.
Реакция
матери
в
большинстве
случаев
имеет
эмоционально
выраженную
негативную окраску. Заметим, что это повторяется систематически. Вместо того,
чтобы похвалить, поддержать ребенка, показать несколько раз как это надо делать,
придумать игру для облегчения приобретения необходимых знаний, навыков,
умений мать его ругает. Дает какую-то игрушку и говорит, чтобы ребенок лучше
играл,
чем
портил
вещи
или
продукты,
которые
стоят
денег.
И
с
чувством
выполненного долга продолжает заниматься своим делом.
В процессе воспитания, обучения детей самая главная задача родителя,
учителя, воспитателя - заинтересовать его в обучении, в получении им знаний,
навыков, умений. Если учитель заинтересовал ученика, то воспитание, обучение
будет
идти
в
разы
эффективнее
(результативнее).
А
в
приведенных
выше
примерах
ребенок
сам
своими
поступками
показывает
заинтересованность
в
получении
определенных
навыков.
Родителю,
воспитателю
остается
только
воспользоваться этим интересом и привить ребенку так необходимые в жизни
навыки.
Показываю,
что
нужно
было
сделать
родителю
в
приведенных
выше
примерах
на
примере
с
порезом
занавески.
Родитель,
поборов
кипящую
внутреннюю ярость, радостно называет ребенка по имени и хвалит его. Какая же
1
ты молодец. Ты хочешь сама красиво подрезать занавеску, как делаю это я,
молодец! Но у тебя получилось не очень красиво. Ничего страшного в этом нет. Я,
когда была маленькой тоже не сразу научилась пользоваться ножницами. Меня
научила моя мама, твоя бабушка. Давай я тебе покажу как надо это сделать.
Показывает с мельчайшими подробностями и соблюдением техники безопасности.
Говорит, что ножницы большие и предназначены для взрослого человека. Мы с
тобой сходим в магазин и купим ножницы поменьше, чтобы тебе было удобно их
держать в руке. Процесс похода в магазин для выбора и покупки ножниц еще
больше
заинтересовывает
ребенка.
Затем
на
примерах
вырезания
различных
несложных фигур из бумаги, лоскутков материи привить ребенку навык владения
ножницами
с
практическим
применением
ребенком
полученных
навыков.
Изготовление
из
бумаги
снежинок
для
украшения
комнаты
на
новый
год.
Изготовление из материи одежды для куклы и т. д. Процесс обучения должен
идти легко в виде игры. При потере внимания ребенка к процессу выкройки,
необходимо переключить его внимание на что-то другое, не менее полезное. А
вернуться к выкройке на следующий день. И так до полного освоения ребенком
желаемого навыка. Научив ребенка самостоятельно пользоваться ножницами, вы
поддержали его инициативу, сделали большой шаг в развитии самостоятельного
человека.
Поддержание
и
развитие
инициативы
ребенка
имеет
очень
важное
значение в его воспитании. Это исключает страх ребенка выдвигать следующие
инициативы,
он
будет
инициативным
человеком
и
во
взрослой
жизни.
Аналогичным образом родителю нужно поступить и в других приведенных выше
примерах. Научив ребенка обслуживать себя в детстве, значительно облегчите
становление
его
в
школе
и
дальнейшей
жизни.
Не
научите
-
значительно
осложните его дальнейшее становление в жизни. Под обслуживанием себя я имею
в виду владение ребенком элементарными навыками: читать, писать, считать,
завязывать шнурки, одеваться, раздеваться, самостоятельно стирать свои носки,
гладить рубашку, зажечь газовую плиту, приготовить хотя бы яичницу, нарезать
хлеб, самостоятельно ходить в магазин, накрыть на стол, убрать со стола, мыть
посуду, делать уборку жилища и т. д. Если ребенок всему вышеперечисленному
учился с инициативой, то все это он будет делать легко, с желанием и будет Вам
настоящим помощником. До первого класса ребенок должен уметь обслуживать
себя сам. Будете по жизни постоянно во всем за него выполнять его обязанности,
он будет всю жизнь Вас упрекать за то, что Вы, чего-то для него не сделали. А
когда у Вас уже не будет сил выполнять за него его обязанности, он будет Вас
ненавидеть. Я показал на одном примере как желательно поступать родителю,
чтобы воспитать инициативного самостоятельного ребенка, готового к вхождению
во взрослую жизнь.
2