Автор: Змиренкова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: Камчатский край Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: Открытое занятие по развитию речи "Теремок"
Раздел: дошкольное образование
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.
Организационный момент
Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Сегодня к нам в садик пришла посылка, но только от кого она не
написано. Давайте ребята я посмотрю, что в ней лежит.
Воспитатель открывает посылку раздаются звуки (шорохи, голоса зверей)
Воспитатель: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
Я живу в норке, грызу корки
Короткие ножки, боюсь кошки (мышь)
Я хозяин лесной просыпаюсь весной,
А зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой (медведь)
Внешность у меня как у собаки,
В сереньком я фраке
В лесу под кустами
Щелкаю зубами! (волк)
Что же я за зверь лесной
Стою как столбик под сосной
И стою среди травы-
Уши больше головы? (заяц)
Всех зверей я хитрей,
Рыжая и ловкая
Пышный хвост моя краса
А зовут меня…. (лиса)
Зеленая зверушка
Не рот, а ловушка
Попадут в мою ловушку
И комар, и мушка (лягушка)
Дети отгадывают загадки, воспитатель достает с посылки персонажей театра и
вывешивает на флланелеграф.
1
II.
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Вот мы с вами все загадки и отгадали. Оказывается, посылку нам
прислали животные, а как одним словом мы можем назвать этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Ну, вот теперь мы знаем от кого это письмо. А в каких сказках
встречаются эти герои?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня отправиться в сказку. А в какую вы
узнаете сами, сказав волшебные слова. Закроем глазки и «раз – два – три –
вокруг себя повернись и в сказке окажись».
На фланелеграфе появляется теремок.
Воспитатель: Кто догадался, как называется сказка?
Ответы детей: Сказка «Теремок»
Воспитатель: Ребята как называют человека, который рассказывает сказки?
Дети: Сказочник или сказочница.
Воспитатель: Я сегодня буду сказочницей, и мы вместе с вами расскажем эту
сказку на новый лад! То есть по-новому.
А сейчас сядем на стульчики, и внимательно будем слушать сказку.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, он не низок не высок!
2
Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и
спрашивает:
Ребенок: Терем, теремок теремок, кто в тереме живет? Пусти меня к себе жить?
Воспитатель
: Пущу, если ребята скажут, где в лесу живут
дикие животные (волк, лиса, белка, медведь, заяц).
На слайдах изображены картинки животные и их жилища. Дети показывают и
называют, где живут животные.
Дети: Волк живёт в логове. Лиса живёт в норе. Белка живёт в дупле. Медведь
живёт в берлоге. Заяц под кустом.
Воспитатель:
Вошла мышка и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела
Теремок и проквакала:
Ребенок: Ква-ква-ква, терем- терем- теремок кто в тереме живет? Пусти меня
теремок к себе жить.
Воспитатель:
Пущу, если ребята назовут животных
разными словами, например, как можно назвать
разными словами ЛИСУ? МЕДВЕДЯ? ВОЛКА?
Воспитатель:
Вошла лягушка и стала там жить.
Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился
и спрашивает:
Ребенок: Терем-терем-теремок кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе
жить.
Воспитатель:
Пущу, если вы правильно назовете диких
животных ласково.
Игра с мячом.
Дети: Мышь-мышка, заяц - зайчик, ёж - ёжик, белка - белочка, волк - волчок, лиса
- лисичка, медведь - мишка, кабан – кабанчик.
Воспитатель:
Вошёл зайчик и стал там жить.
Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась
и спрашивает:
3
Ребенок: Терем-терем-теремок Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе
жить.
Воспитатель
: Пущу, если вы назовете, чьи это части тела?
Дидактическая игра «Чьё это?»
Дети: Это заячья мордочка. Это лисий хвост. Это медвежья морда. Это волчий
хвост. Это лисья морда. Это заячий хвост. Это медвежий хвост. Это волчья морда.
Воспитатель:
Вошла лисичка и стала там жить.
Физкультминутка музыкальная «Если весело живется, то делай
так»
Воспитатель
: Бежит мимо теремочка волчок-серый бочок,
остановился и спрашивает:
Ребенок: Терем –терем-теремок кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе
жить.
4
Воспитатель:
Пущу, если вы ответите на трудные
вопросы.
Если у лисы лапы тонкие, то она, какая? – тонколапая,
У зайца уши длинные, то он какой? – длинноухий
У белки рыжий хвост, то она, какая? – рыжехвостая,
У медведя короткий хвост, то он какой? – короткохвостый.
У ежа острый нос, то он какой? – остроносый,
У зайца косые глаза, то он какой? – косоглазый,
У лося длинные ноги, то он какой? – длинноногий.
Воспитатель:
Вошел волк и стал там жить.
Шёл мимо медведь. Увидел теремок и прорычал:
Ребенок: Терем-терем-теремок кто в тереме живет? Пустите меня к себе.
Воспитатель
: Пущу, если ребята смогут закончить
предложение.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Начало предложения у меня есть, нужно закончить предложение,
называя противоположное по смыслу слово.
Заяц зимой белый, а летом …
У зайца хвост короткий, а уши …
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а лиса в …
Лиса хитрая, а заяц…
Заяц пушистый, а еж…
Воспитатель
: Вошёл медведь в теремок и стал там жить.
Молодцы ребята! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать?
Дети: Медведю.
Воспитатель: Ребята наши герои теперь такие счастливые что наконец-то у них
есть такой замечательный дом. И предлагают нам поиграть в их любимую
игру
…«Триктрак, это так?»
Воспитатель: Родились у зайчихи - лисята.
Дети: Трик-трак это не так.
Воспитатель: А как?
Дети: У зайчихи - зайчата, а лисята у лисицы.
Воспитатель: У медведицы детки лосята?
5
Дети: Трик-трак это не так.
Воспитатель: А как?
Дети: У медведицы -медвежата, а лосята у лосихи.
Воспитатель: У белки – волчата?
Дети: Трик – трак это не так.
Воспитатель: А как?
Дети: У белки – бельчата, а волчата у волчихи.
Воспитатель: У ежихи – ежата. Это так?
Дети: Это так.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот наша сказка и закончилась. О каких
животных мы сегодня говорили? Какие задания нам задавал теремок? Вам
понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? Вы все молодцы,
замечательно занимались. А сейчас нам нужно возвращаться в группу. Но
вернемся мы с вами с помощью волшебного упражнения «Солнышко».
Упражнение «Солнышко»
Воспитатель: Ну вот мы и в группе. А сейчас давайте попрощаемся с нашими
гостями, скажем им до свидания и до новых встреч!
6