Автор: Федулеева Ольга Борисовна
Должность: воспитатель I категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №223"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: опыт работы
Тема: опыт работы фольклорного кружка "Журавелька"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы
фольклорного кружка «Журавелька»
МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида
№223» г.Саратова
Воспитатель I квал.категории
Федулеева О.Б.
1
Каждый народ имеет свою национальную культуру. С древнейших времен люди
выражают в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти
воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому
поколению в художественной форме. Однако, долгие годы народное творчество не
изучалось, не воспитывалось отношение к нему, как национальному достоянию.
Сегодня стоит задача воспитания ребенка, обладающего базовой культурой, поэтому,
художественное и эстетическое воспитание не может развиваться без такого важного
компонента, как народная культура.
Имея стаж работы в должности воспитателя 30 лет, я часто использовала в работе
устное
народное
творчество:
потешки,
прибаутки,
песенки,
считалки,
загадки,
пословицы, заклички, поговорки и, конечно, сказки. Разучивала с детьми народные
песни,
хороводы,
игры.
Имея
музыкальное
образование
и
певческие
данные,
в
сотрудничестве
с
музыкальным
руководителем
Бородиной
В.В.
решили
организовать фольклорный кружок «Журавелька», который работает с прошлого
года.
Цель кружка – воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской
народной культуры.
Задачи:
1.
Формировать
у
детей
представление
о
русском
народном
фольклоре,
как
национальном богатстве Родины, отражающем ее культуру и быт.
2.
Формировать
нравственно
–
патриотических
чувств
у
детей,
интерес
к
культуре и традициям родного края.
3.
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
4.
Формировать
исполнительские
навыки
в
области
пения,
движения,
музицирования.
5.
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности
детей.
Подбор детей в кружок проходит по принципу добровольности и интересов детей,
учета их способностей. Зачисление детей в кружок проходит только с согласия их
родителей.
Работу строим в соответствии с учетом возрастных особенностей детей, стараемся
обеспечить
эмоционально-психологический
комфорт
и
уважение
к
личности
каждого ребенка.
Прежде, чем начать работу, мы изучили литературу по теме, посетили краеведческий
музей,
отобрали
литературу
для
чтения
детям,
составили
план,
создали
соответствующую развивающую среду
В
детском
саду
уже
несколько
лет
существует
музей
«Русская
изба»,
при
создании которого активно участвовали все сотрудники детского сада и родители
воспитанников. В этом музее мы знакомим детей с обстановкой русской избы,
предметами быта, обычаями, элементами русского костюма, знакомим с народным
календарем, знакомим с произведениями русского фольклора.
В группах воспитатели создали условия для знакомства с народным искусством:
мини-музей
«Русская
изба»,
уголки
народно-прикладного
искусства,
уголок
ознакомления с бытом и традициями народов Поволжья, что помогает поддерживать
интерес к истории и культуре русского народа, духовно обогащать ребенка.
Свою работу мы начинали с разучивания потешек, считалок, загадок, песенок,
попевок, постепенно вводя хороводы, игры. В этом году наши дети подросли, и мы
2
больше внимания стали уделять изучению элементов русских народных танцев.
Познакомили детей с понятием «посиделки», их назначением, связи с фольклором.
Неоценима роль малых фольклорных форм в развитии детей, но особое место
отводится
сказке.
Дети
с
удовольствием
слушают
сказки,
читая
и
рассказывая
которые я пытаюсь словесно нарисовать картину, происходящего, подчеркнуть это
паузой, логическим ударением, соответствующей интонацией.
Взаимодействуя
с
кружком
«Юный
краевед»,
дети
участвовали
в
показе
Саратовских сказок: «Сказка о Соколовой горе» и «Сказка о трёх осетрах и трёх
стерлядках».
Учитывая потребность детей в смехе, веселье, юморе мы с удовольствием
разучиваем частушки, что позволяет воспитать в детях умение радоваться, оценивать
себя со стороны и посмеяться над самим собой.
Результаты своей работы в кружке дети показывают на праздниках, развлечениях,
открытых мероприятиях, днях открытых дверей, родительских собраниях.
Так например, интересно прошло развлечение «Бабушкин сундучок» где дети
могли видеть связь
поколений, гордились своими бабушками и старались их
порадовать своими выступлениями.
Интересно прошли посиделки с детьми совместно с родителями.
Весной
прошлого
года
очень
весело
прошел
праздник
Масленицы
с
привлечением детей подросткового клуба «Горизонт»
В эту пятницу поздравили мам с Днем Матери. На празднике также выступили
дети нашего кружка.
Недавно
провели
праздник
«Кузьминки»,
где
закрепили
образ
осенних
праздников, их обрядовые действия. Фрагмент этого праздника вы сегодня увидите.
Проделанная работа отразилась на успехах детей. Они стали активнее,
эмоциональнее, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке; лучше,
чем раньше поют, движения стали более выразительными.
Мы с удовольствием отмечаем, что дети стали чаще использовать в речи устное
народное
творчество,
знают
народные
приметы,
умеют
играть
в
подвижные
и
хороводные народные игры, принимают активное участие в
русских народных
праздниках.
Таким образом, занятия в кружке развивают творческие способности детей,
помогают приобщаться к духовной культуре своего народа на основе активного
использования фольклора.
3