Напоминание

Учебная программа и КТП по предмету "Родной (русский) язык для 9 класса. На 2020-2021 учебный год"


Автор: Флиман Валентина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №53
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Учебная программа и КТП по предмету "Родной (русский) язык для 9 класса. На 2020-2021 учебный год"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса составлена на основании

следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и

14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов

Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.

№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015

г. № 1577).

Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для

образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему

образованию. Протокол от 31 января 2018 г. № 2/18.)

Согласно учебному плану, программа рассчитана на 17часов в год.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на

базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский родной язык»

В курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как

духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия

русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к

русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к

сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении

популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам

народов России; овладение культурой межнационального общения;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих

свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его

использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,

потребности в речевом самосовершенствовании;

расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского

литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное

использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского

языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского

языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной

семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые

факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и

преобразовывать необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического

опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в

приобретении знаний.

Задачи обучения:

изучение единиц и уровней языковой системы с точки зрения их правильного

употребления в речи, стилистических ресурсов, выразительных возможностей;

обучение структуре речевого общения, условиям успешной коммуникации, формам и

жанрам устной речи (монологической и диалогической), правилам речевого поведения.

приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей

русского народа;

формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и других

языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов

России и мира;

расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как

базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.

п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального

самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

В первой части программы дается понятие о стилевом многообразии языка, формируются

стилистические умения.

Во второй части программы изучаются важнейшие характеристики речевого общения,

рассматриваются место и роль общения среди других видов речевой деятельности,

социокультурный аспект речевого поведения, формируются навыки речевого этикета.

Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»

Русский

язык

государственный

язык

Российской

Федерации,

средство

межнационального

общения

и

консолидации

народов

России,

основа

формирования

гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры.

Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и

постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им –

могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы,

основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту

человечества.

Родной

язык,

выполняя

свои

базовые

функции

общения

и

выражения

мысли,

обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании

сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и

передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий

уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность

в овладении способами интеллектуальной 10 деятельности, умениями убедительно выражать

свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из

различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире

духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие

интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление,

память

и

воображение,

формирует

навыки

самостоятельной

учебной

деятельности,

самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную

культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык

неразрывно связан со всеми школьными предметами; имея при этом особый статус, он является

не только объектом изучения, но и средством обучения. Уровень владения родным русским

языком влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем

способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности

обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и

самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет прав тех

обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время,

отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для

углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений,

имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации

языковой системы в речи‚ внешней стороны существования языка: к многообразным связям

русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного

предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те

языковые

аспекты,

которые

обнаруживают

прямую,

непосредственную

культурно-

историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской

языковой истории в связи с историей русского народа; формирование представлений

школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и

своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение

представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе

общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п.,

что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального

самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,

развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как

одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению

языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой

кодификации.

Программой

предусматривается

расширение

и

углубление

межпредметного

взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических предметных

областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного

циклов.

В соответствии с этим в программе выделяются следующиеразделы.

№ п/п

Разделы

Основное содержание

1

«Язык и культура»

Изучение содержания этого

блока позволит раскрыть

взаимосвязь языка и истории,

языка и материальной и

духовной культуры русского

народа,

национальнокультурную

специфику русского языка,

обеспечит овладение нормами

русского речевого этикета в

различных сферах общения,

выявление общего и

специфического в языках и

культурах русского и других

народов России и мира,

овладение культурой

межнационального общения.

2

«Культура речи»

Ориентирован на

формирование у учащихся

ответственного и осознанного

отношения к использованию

русского языка во всех сферах

жизни, повышение речевой

культуры подрастающего

поколения, практическое

овладение культурой речи

(навыками сознательного

использования норм

современного русского

литературного языка для

создания правильной речи и

конструирования речевых

высказываний в устной и

письменной форме с учётом

требований уместности,

точности, логичности, чистоты,

богатства и выразительности); а

также на понимание вариантов

норм, развитие потребности

обращаться к нормативным

словарям современного

русского литературного языка и

совершенствование умений

пользоваться ими.

3

«Речь. Речевая

деятельность. Текст»

Содержание направлено на

совершенствование видов

речевой деятельности в их

взаимосвязи и культуры устной

и письменной речи, а также на

развитие базовых умений и

навыков использования языка в

жизненно важных для

школьников ситуациях

общения: умений определять

цели коммуникации, оценивать

речевую ситуацию, учитывать

13 коммуникативные

намерения партнёра, выбирать

адекватные стратегии

коммуникации, понимать,

анализировать и создавать

тексты разных функционально-

смысловых типов, жанров,

стилистической

принадлежности.

Планируемые результаты освоения программы 9-го класса.

Изучение предмета «Русский родной язык» в 9-м классе должно обеспечивать достижение

предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система

планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями,

навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными

универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания

учебного предмета «Русский родной язык» в 9-м классе.

Личностные результаты:

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности

народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и

уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное

отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном

мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как

развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества,

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;

способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты

речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга

используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих

свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его

использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,

потребности к речевому самосовершенствованию;

-

владение

разными

способами

организации

интеллектуальной

деятельности

и

представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации

материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе

в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и

отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой)

в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их

в устной и письменной форме;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях

неформального

межличностного

и

межкультурного

общения,

а

также

в

процессе

индивидуальной, групповой деятельности;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического

опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в

приобретении знаний.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык»

ориентированы на

применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и

реальных жизненных условиях:

- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с

точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с

текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую

информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,

правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами

субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях

художественной литературы разных исторических эпох;

-

понимание

слов

с

живой

внутренней

формой,

специфическим

оценочно-

характеризующим

значением;

осознание

национального

своеобразия

общеязыковых

и

художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной

метафорической образностью.

- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых

выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и

поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление

их в современных ситуациях речевого общения;

- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной

лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из

языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной

лексики;

определение

значения

лексических

заимствований

последних

десятилетий;

целесообразное употребление иноязычных слов;

- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов

как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и

внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в

современном русском языке;

- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,

лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение

опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных

высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными

стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного

языка и правил речевого этикета;

- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма

используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на

родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Выпускники приобретают следующие умения и навыки:

• понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры

взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше

узнать историю и культуру страны;

• понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным

компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского

родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных

метафор;

• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-

культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения

фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в

различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском

языке;

• понимать особенности освоения иноязычной лексики;

• комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять

значения лексических заимствований последних десятилетий;

• характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и

стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

• объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски

в современном русском языке (на конкретных примерах);

• объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о

назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые

словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок,

крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов,

антонимов. «Культура речи»:

• понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных

частей речи (в рамках изученного);

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с

учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

• употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием

лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);

• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

• соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка:

управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных

видов; предложений с косвенной речью;

• анализировать и различать типичные речевые ошибки;

• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;

• редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного

языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным

нормам современного литературного языка;

• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые

формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого

этикета; • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового

общения;

• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения

лексического значения слова и особенностей его употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения

нормативных вариантов произношения и правописания;

• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения

значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в

процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы

формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания

вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения

нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. «Речь.

Речевая деятельность. Текст»:

• пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,

изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов

различных функциональносмысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы

представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);

• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного

текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования

информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для

представления информации;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки;

уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;

создавать деловые письма;

• понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять

реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

• создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв

на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);

• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным

результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном

государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на

общую учебную нагрузку в объёме 17 часов.

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

9 класс (17 ч)

Раздел 1. Язык и культура (4 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая

значимость.

Крылатые

слова

и

выражения

(прецедентные

тексты)

из

произведений

художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних

факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке

(основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка,

«неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление

имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,

активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (6 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных

вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как

художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая

сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая

избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой

избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в

современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Типичные грамматические ошибки.

Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с

количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять

груш – по пяти груш).

Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на

книгу, обидеться на слово – обижен словами).

Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из

Москвы – приехать с Урала).

Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и

творительного падежей.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной

речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух

однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в

предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних

указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях

и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет.

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-

переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики.

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в

социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.

Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные

разновидности языка.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые

особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.

Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Тематическое планирование

раздела

Название раздела

Кол-во

часов

1

Язык и культура

4 часа

2

Культура речи

6 часов

3

Речь. Речевая деятельность.

ТексТекст.

7 часов

Календарно – тематическое планирование 17 часов (1 час в неделю)

п/

п

Дат

а

Тема урока

Кол-

во

часо

в

Элементы содержания

урока (виды

деятельности)

Планируемые

результаты

1

Отражение в русском

языке культуры и

истории русского

народа.

Ключевые слова

русской культуры

1

Осознание

национального

своеобразия, богатства,

выразительности

русского родного языка;

понимание и

истолкование значения

слов с национально-

культурным

компонентом,

правильное

употребление их в речи;

понимание

особенностей

употребления слов с

суффиксами

субъективной оценки в

произведениях устного

народного творчества и

произведениях

художественной

литературы; понимание

и истолкование

значения пословиц и

поговорок, крылатых

слов и выражений;

знание источников

крылатых слов и

выражений; Основные

формы существования

национального русского

языка: русский

литературный язык,

территориальные

диалекты (народные

говоры), социальные

диалекты (жаргоны) и

просторечия.

Лекция, беседа.

Знать примеры

ключевых слов

(концептов)

русской культуры,

их национально-

историческую

значимость;

основные

тематические

разряды ключевых

слов русской

культуры:

обозначение

понятий и

предметов

традиционного

быта; обозначение

понятий русской

государственности;

обозначение

понятий народной

этики; ключевые

слова,

обозначающие мир

русской природы;

религиозные

представления.

2

Развитие русского

языка как

закономерный

процесс

Основные тенденции

развития

1

Осознание изменений в

языке как объективного

процесса; понимание

внешних и внутренних

факторов языковых

изменений; общее

Иметь общее

представление о

внешних и

внутренних

факторах языковых

изменений, общее

современного

русского языка

представление об

активных процессах в

современном русском

языке

представление об

активных

процессах в

современном

русском языке

(основные

тенденции,

отдельные

примеры).

3

Новые иноязычные

заимствования и

словообразовательны

е неологизмы в

современном русском

языке.

1

Рождение новых слов,

изменение значений и

переосмысление

имеющихся в языке

слов, их стилистическая

переоценка, создание

новой фразеологии,

активизация процесса

заимствования

иноязычных слов.

Иметь

представление об

активизации

процесса

заимствования

иноязычных слов.

4

Стилистическая

переоценка слов в

современном русском

литературном языке

1

Овладение основными

нормами русского

литературного языка

(орфоэпическими,

лексическими,

грамматическими,

стилистическими),

нормами речевого

этикета; приобретение

опыта использования

языковых норм в

речевой практике при

создании устных и

письменных

высказываний;

стремление к речевому

самосовершенствовани

ю, овладение

основными

стилистическими

ресурсами лексики и

фразеологии языка,

осознание важности

соблюдения норм

современного русского

литературного языка для

культурного человека.

Лекция, беседа.

Иметь общее

представление о

процессах

переосмысления

имеющихся в

языке слов; уметь

находить

отраженные в

толковых словарях

изменения в

лексическом

значении слова

5

Орфоэпические

нормы современного

русского

литературного языка

1

Анализ и оценивание с

точки зрения норм

современного русского

литературного языка

чужой и собственной

Иметь

представление об

активных

процессах в

области

речи; корректировка

речи с учетом её

соответствия основными

нормами литературного

языка; соблюдение на

письме и в устной речи

норм современного

русского литературного

языка и правил речевого

этикета. Составление

планов, вопросов.

произношения и

ударения,

нашедших

отражение в

современных

орфоэпических

словарях. Знать

основные

орфоэпические

нормы

современного

русского языка;

варианты нормы

(на примере

изученного

материала.

Различать

варианты

орфоэпической и

акцентологической

нормы; знать об

употреблении слов

с учётом

произносительных

вариантов

орфоэпической

нормы.

6

Лексические нормы

современного

русского

литературного языка

1

Формирование у

учащихся умений

построения и

реализации новых

знаний (понятий,

способов действий):

изучение содержания

параграфа учебника,

работа с текстом,

формирование навыка

чтения

лингвистического

текста.

Иметь

представление о

лексической

сочетаемости слов;

уметь работать с

толковыми

словарями, уметь

расшифровывать

словарные пометы.

Знать толкование

терминов

«тавтология»,

«плеоназм»

7

Основные

грамматические

нормы русского

литературного языка

1

Виды грамматических

ошибок и способы их

устранения. Управление

предлогов благодаря,

согласно, вопреки;

предлога по с

количественными

числительными в

словосочетаниях с

распределительным

значением. Правильное

построение

Уметь

образовывать

словосочетания по

типу управление с

предлогом по в

распределительно

м значении и

количественными

числительными

(по пять груш —

по пяти груш),

правильно

словосочетаний по типу

управления. Правильное

употребление

предлогов о‚ по‚ из‚ с в

составе словосочетания

Нагромождение одних и

тех же падежных форм,

в частности

родительного и

творительного падежа.

Лекция. Работа с

тестами. Обсуждение.

употреблять

предлоги о‚ по‚ из‚

с в составе

словосочетания

(приехать из

Москвы —

приехать с Урала),

с предлогами

благодаря,

согласно, вопреки.

8

Грамматические

нормы при

употреблении

причастных и

деепричастных

оборотов.

1

Выявление и устранение

ошибок в употреблении

причастных и

деепричастных

оборотов. Работа с

текстом, формирование

навыка чтения

лингвистического

текста.

Работа с тестами.

Обсуждение.

Уметь

образовывать

словосочетания по

типу управление с

предлогом по в

распределительно

м значении и

количественными

числительными

(по пять груш —

по пяти груш),

правильно

употреблять

предлоги о‚ по‚ из‚

с в составе

словосочетания

(приехать из

Москвы —

приехать с Урала),

с предлогами

благодаря,

согласно, вопреки.

9

Грамматические

нормы при

построении сложных

предложений.

1

Нахождение рядом двух

однозначных союзов(но

и однако, что и будто,

что и как будто)

‚ повторение частицы

бы в предложениях с

союзами чтобы и если

бы‚ введение в сложное

предложение лишних

указательных

местоимений.

Формирование у

учащихся умений

построения и

реализации новых

знаний (понятий,

Иметь

представление о

типичных ошибках

в построении

сложных

предложений:

постановка рядом

двух однозначных

союзов (но и

однако, что и

будто, что и как

будто)‚ повторение

частицы бы в

предложениях с

союзами чтобы и

если бы‚ введение

способов

действий):выявление

отличий между

понятиями Язык, мысль

и речь. Работа с тестами.

Обсуждение.

в сложное

предложение

лишних

указательных

местоимений.

10

Речевой этикет в

деловом общении

Правила сетевого

этикета

1

Этика и этикет в

электронной среде

общения. Понятие

нетикета. Правила

речевого этикета в

деловой среде.

Сообщения учащихся.

Беседа.

Знать этические

нормы, правила

этикета

интернетдискуссии

, интернет-

полемики. Иметь

представление об

этикетном речевом

поведении в

ситуациях

делового общения;

об этике и этикете

в электронной

среде общения.

11

Русский язык в

Интернете

1

Правила

информационной

безопасности.

Контактное и

дистантное общение.

Беседа

Знать правила

информационной

безопасности при

общении в

социальных сетях.

Различать

контактное и

дистантное

общение

12

Виды преобразования

текстов. Аннотация.

Конспект.

1

Текст как единица языка

и речи. Виды

преобразования текстов:

аннотация, конспект.

Знать виды

преобразования

текстов:

аннотация,

конспект. Уметь

использовать

графики,

диаграммы, схемы

для представления

информации

13

Разговорная речь.

Анекдот. Шутка.

Официально-деловой

стиль. Деловое

письмо

1

Функциональные

разновидности языка.

Разговорная речь.

Орфографический и

пунктуационный

практикум. Деловое

письмо, его структурные

элементы и языковые

особенности.

Лекция,

беседа, упр

Уметь различать

разговорную речь.

Знать место

использования.

Уметь составлять

деловое письмо,

знать его

структурные

элементы и

языковые

особенности.

14

Научно-учебный

подстиль. Доклад,

1

Речь оппонента на

защите проекта.

Уметь составлять

доклад,

сообщение

Орфографический и

пунктуационный

практикум.

сообщение, знать

ихструктурные

элементы и

языковые

особенности.

15

Публицистический

стиль. Проблемный

очерк

1

Проблемный очерк.

Орфографический и

пунктуационный

практикум.

Уметь создавать

проблемный очерк,

знать его

структурные

элементы и

языковые

особенности.

16

Язык

художественной

литературы.

Прецедентные тексты

1

Язык художественной

литературы.

Диалогичность в

художественном

произведении. Текст и

интертекст.

Различать текст и

интертекст. Иметь

представление о

афоризме,

прецедентном

тексте.

17

Итоговая

контрольная работа

1

Итоговая контрольная

работа

Уметь применять

на практике

полученные

знания.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!