Напоминание

«Игра, как основной метод обучения в работе учителя – логопеда с учащимися 5 класса с ЗПР»


Автор: Литвинова Екатерина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Пермский край, г. Александровск, п. Всеволодо - Вильва.
Наименование материала: Сообщение
Тема: «Игра, как основной метод обучения в работе учителя – логопеда с учащимися 5 класса с ЗПР»
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «ООШ № 8

им. А.П. Чехова»

учитель-логопед:

Литвинова Е.Н.

Сообщение по теме

«Игра, как основной метод обучения в работе учителя – логопеда с

учащимися 5 класса с ЗПР»

ЗПР

является

одной

из

частых

патологий

детского

возраста.

Проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его

возрасту. Основным механизмом ЗПР является нарушение созревания и

функциональная недостаточность лобных отделов коры больших полушарий,

которые отвечают за способность целенаправленной деятельности. Кроме

того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий

головного мозга.

Правое полушарие

отвечает за целостный образ, того или иного

предмета или слова.

Левое полушарие -

за правильное его называние или написание в

соответствии с правилами орфографии.

Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно

сформировано.

Лурия Александр Романович все отделы головного мозга разделил на

три блока:

1.

первый блок (Мозговые структуры располагаются в подкорковых

отделах мозга и в стволе мозга) – этот блок регуляции тонуса и

бодрствования, отвечающий за активизацию мозга, если этот блок

недостаточно

развит,

то

ученик

быстро

утомляется,

его

энергетического ресурса хватает ненадолго (дети зевают, быстро

перестают воспринимать информацию, вертятся, роняют карандаши и

ручки,

гримасничают,

мешают

другим).

Т.Ж

этот

блок

имеет

непосредственное отношение к процессам памяти и внимания.

2.

Недостаточная сформированность второго блока ( задние отделы

обоих полушарий коры головного мозга в которые входят три

области: затылочная – это зрительная анализаторная система,

височная – слуховая (а.с) и теменная – общечувствительная (а.с)-т.е.

кожно-кинестетическая) – этот блок приёма, хранения и переработки

информации

-

приводит

к

проблемам,

связанным

с

памятью,

трудностями пространственной ориентировки, что проявляется в

зеркальном

написании

букв,

путанице

букв,

неправильном

расположении

записей

в

тетради,

ошибках

применения

правил

грамматики. Данный блок обеспечивает фонематический слух и

зрительное восприятие, необходимые для правильного различения

букв.

3.

При недостаточном развитии третьего блока (Наиболее существенной

его частью являются лобные доли)

– блока программирования,

регуляции и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не

может себя контролировать, даже если хочет!.Т.е. ученик не умеет,

действовать по образцу в соответствии с правилами правила знает, а

пишет с «дурацкими» ошибками, не соблюдает общие нормы

поведения (может встать во время урока, играть, наблюдать жизнь за

окном.

Т.о. Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на

любой

психической

Деятельности,

так

как

приводит

к

нарушению

соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

Структуры мозга,

функциональная

несформированность

мешает

усвоению

школьных

предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для

развития ученика, созреют.

Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Ответ

– играть. Наиболее эффективными формами организации логопедических

занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование,

фантазирование и т.д.

Активные методы обучения -

игровые методы – очень гибкие

методы, многие из них можно использовать с разными возрастными

группами и в разных условиях.

Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на логопедических

занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы

обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной

стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по

звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его

правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с

целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном

материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна

работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова, слоги , приставки) при

выполнении

задания,

разгадывания

кроссворда

и

т.

д.

Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного

вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно

правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше

других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных

моментов

изучения

темы,

выводов,

которые

нужно

запомнить).

Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для

закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания

помощи при выполнении заданий.

4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической

работы

представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся

рекомендациями по применению заданий, связанных с темой и содержанием

занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности

учащихся

различного

возраста

и

уровня

обученности,

с

учетом

индивидуальных

особенностей

и

возможных

затруднений.

Бланковые

методики используются в диагностических целях и для коррекционной

работы.

5. Использование здоровье сберегающих технологий на логопедических

занятиях.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим

направлением в работе учителя-логопеда.

Данные технологии позволяют активизировать различные отделы коры

больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и

коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение

данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь,

пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает

утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную

деятельность, и способность к произвольному контролю, облегчает процесс

чтения и письма. Комплексы упражнений включают в себя: дыхательные

упражнения, упражнения на ориентировку в собственном теле, упражнения

для развития мелкой моторики, артикуляционная гимнастика.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в

ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти,

активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Активные методы рефлексии.

1)

рефлексия

настроения

и

эмоционального

состояния;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать,

чтобы

выяснить,

как

учащиеся

осознали

содержание

пройденного

материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание

материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать

наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и

коллективно.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той

или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения

повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие

способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс,

стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-

логопеду

чередовать

различные

виды

работы,

что

также

является

эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида

деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не

дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его

восприятие с различных сторон.

Литвинова Е.Н.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!