Автор: Бардокина Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: занятие
Тема: Поможем Лесовичку спасти насекомых
Раздел: дошкольное образование
«Поможем Лесовичку спасти насекомых»
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и
характерных признаках.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить представления о насекомых (божья коровка, бабочка, кузнечик,
муравей, пчела, комар, муха) и их характерных признаках;
- формировать представления о зависимости их окраски от места обитания;
- закрепить знания о строении тела насекомых; голова, брюшко, ноги, усики);
- объяснить значение насекомых в природе и жизни человека;
Развивающие:
- развивать зрительное, тактильное восприятие;
- развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную
речь;
- активизация и обогащение словаря;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к окружающей природе;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- воспитывать желание помогать друг другу;
Оборудование: письмо от лесовичка, картинки с насекомыми (божья коровка, муравей,
кузнечик, пчела, муха, комар), разрезные картинки (божья коровка, пчела). Музыка
(звуки природы, насекомых).
Виды детской деятельности:
игровая;
коммуникативная;
познавательно-исследовательская;
изобразительная;
• двигательная.
Предварительная работа с детьми:
• рассматривание иллюстраций,
• чтение природоведческой литературы;
• отгадывание загадок о насекомых;
• просмотр мультфильмов.
Заучивание стихотворений.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Ребята, скажите с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад? Давайте
улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
- Скажите, какое время года за окном? (лето) Почему?
- Да, все вокруг цветет, весело поют птицы, ярко светит и греет солнышко. Давайте
потянемся к солнышку, вдохнем летний аромат воздуха вместе с веселым настроением.
Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными.
- Так и в природе все просыпается и оживает. И сегодня мы отправимся в гости к
маленьким жителям полянки, которые там живут. А что это за жители мы узнаем потом. -
Вот теперь мы стали бодрыми.
Мы к лесной поляне вышли, поднимая ноги выше, через кустики и
кочки, через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал — не споткнулся, не упал!
Подходим к полянке. Там никого нет, только письмо от лесовичка.
«Ребята, здравствуйте! Как хорошо, что вы пришли к нам. У нас на полянке беда: злая Фея
заколдовала маленьких жителей полянки. Чтобы их спасти, нужно их расколдовать -
выполнить несколько заданий. Помогите пожалуйста»
1задание: отгадать загадки и найти картинки отгадки.
1. У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза, называют её… (Стрекоза)
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Стрекоза ничего не может слышать – у нее нет органа слуха. Зато глаза просто
удивительные: они состоят из огромного количества маленьких фрагментов, как мозаика,
из которых верхние видят черный и белый цвета, а нижние — все остальные. И голова
этого насекомого может поворачиваться абсолютно в любую сторону, даже назад.
Стрекоза – это грозный и ненасытный хищник: за один день она съедает около сорока
мух. Во время охоты она устремляется наперерез своей добыче, и промашки у стрекозы
случаются крайне редко. Раньше на Руси стрекозами называли кузнечиков. А у предков
стрекозы, обитавших на нашей планете во времена динозавров, размах крыльев был чуть
менее метра.
2. Разрешенья не спросил, подлетел - и укусил! (Комар)
3.Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион, ловко прыгать может он. (Кузнечик)
4.Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Одно из самых интересных насекомых – это муравей. Муравьиное общество устроено
почти так же, как человеческое, поэтому этих насекомых считают очень разумными. Они
никогда не спят, круглые сутки собирая продукты для пропитания и материалы для
строительства своих домиков. При этом каждый муравей легко поднимает и несет на себе
груз, который в 10 раз превышает его собственный вес. У муравьев есть свои домашние
животные – тля, о которой муравьи заботятся так же, как человек — о коровах: пасут ее на
различных растениях и «доят» — забирают лишний нектар, пощекотав тле брюшко. А в
Африке живут муравьи-воины, которые настолько агрессивны, что уничтожают все на
своем пути, и при виде их даже львы спасаются бегством.
Воспитатель: как одним словом можно назвать всех? – насекомые. Хотите узнать,
почему они называются насекомыми? – Потому что на их туловище есть насечки. То есть
у всех насекомых тело рассечено на голову, грудь и брюшко. Сейчас мы с вами в этом
убедимся, собрав картинки.
2задание. Игра «Собери целое из частей». Работа по подгруппам.
Достаньте разрезанные карточки и составьте целое из частей. Назовите, кто получился.
Дети делятся на две подгруппы и собирают картинки.
Посмотрите на божью коровку – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья
коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .
- Кто это? (божья коровка)
- Сколько ног? – Как передвигается (ползает и летает)
- Где мы можем встретить божью коровку (на лугу, деревьях, траве).
- Какого цвета божья коровка? Посмотрите, какая она яркая! Ее хорошо видно в траве и на
коре деревьев. Ее любая птица заметит. Как же ей спрятаться (предположения детей).
- Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама
умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость
очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова,
даёт молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её
опасно!
- Божья Коровка ест тлю – которая поедает листья деревьев.
А что получилось у 2 группы.
О пчелах слышали многие. Но немногие знают, к примеру, что каждая пчелка может
свободно залететь только в свой собственный улей – в чужой ее не пустят специальные
охранники. Пропуском служит запах, который для каждого улья свой. Найдя хорошее,
богатое нектаром, местечко, пчелка летит обратно домой, где при помощи специального
танца убеждает своих полосатых родственников следовать за ней. Нектар пчелки
переносят на своих задних лапках. Глаз у пчелы не два, а пять. А из всех цветов они чаще
всего выбирают фиолетовый и зеленый; красный же не различают вовсе. Здесь можно с
ребятишками вспомнить названия цветов фиолетового цвета (ирис, клевер, гладиолус,
анютины глазки, кукушкины слезки) – они больше всего понравятся пчелкам. Затем
поразмыслить, какие цветы пчелки видят плохо (роза, мак, пион, тюльпан – все красного
цвета).
3 задание «Узнай по тени» Назовите, чьи это тени? (насекомых)
ФИЗМИНУТКА.
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковёр)
4 задание.
Игра «4 лишний».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему
вы так думаете?
Лишний медведь, потому что он дикое животное, а остальные насекомые.
Лишняя божья коровка, потому что она приносит пользу, а остальные насекомые вред.
Лишняя берёза, потому что она дерево, а остальные насекомые.
Лишний дятел, потому что он птица, а остальные насекомые.
Задание 5. « Кто издает эти звуки»
Правильно Комар
Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. Голову самцов украшают перистые
усики, самок усики гладкие. На нашей планете обитает более двух тысяч видов комаров.
На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу
животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно
активность комаров наступает вечером.
Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок
растений. Хоботок у них слишком тонкий, им нельзя проткнуть кожу. Кровь нужна
самкам для развития яиц. За один раз самка выпивает столько крови, сколько превышает
ее массу в 5–6 раз. Насытившись, самка летит откладывать яйца. Комары очень быстро
размножаются. За раз комариха может отложить около 350 яиц. Через две недели из них
появляются личинки.
Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных
крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом.
Обыкновенный комар делает около 500 взмахов крылышек в секунду.
Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров
– лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи.
Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.
Муха живет не больше трех недель. По потолку и другим наклонным поверхностям она
ходит благодаря специальным присоскам на ее передних лапках; когда муха трет лапки
друг о дружку, она очищает присоски, чтоб они лучше прилипали. Самая опасная муха,
цеце, живет в Африке. Она нападает на любой теплый движущийся объект, даже на
машину; но при этом цеце почему-то никогда не трогают зебр.
Кузнечик. А вот у кузнечика ножки исполняют роль ушей. Кроме того, благодаря своим
ножкам, кузнечик может совершать прыжки длиной, в двадцать раз превышающей длину
его тела.
6 задание.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про кузнечиков, да про мух, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте
поможем гусенице превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
Воспитатель:
- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница.)
Воспитатель:
- Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет.)
Воспитатель:
- В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку.)
Воспитатель:
- Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка
сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.)
Разложите картинки по порядку.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте подойдем к ней поближе, только
тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней. (бабочка - игрушка
лежит на столе)
- Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть
усики, голова, брюшко, ноги. (показать)
- У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 ног.
Вот мы и выполнили все задания. Все насекомые ожили.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть
прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы
живем, всегда остается голубым и зеленым!
И давайте послушаем как хорошо и весело стало на поляне. (звуки природы).
Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались. Вам было интересно?
И лесовичек для вас ребята приготовил подарки (листочки-раскраски скреплиные
веревочками), раздаются ребятам.
Молодцы ребята, спасибо вам большое!