Автор: Проскурина Инна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №18"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: «Влияние групповой и парной работы на мотивацию учащихся на уроках русского языка »
Тема: «Влияние групповой и парной работы на мотивацию учащихся на уроках русского языка »
Раздел: начальное образование
«Влияние групповой и парной работы на мотивацию учащихся на уроках русского языка »
Проскурина И.И., учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №18»,
г. Старый Оскол Белгородской области
Современные изменения, происходящие в нашем обществе, повлекли за собой
изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической
системы учителя. Современных детей необходимо учить иначе, отойти от традиционных
методов и приемов. Ведь нам известно, что результатом обучения и воспитания
в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами
информации и способность их применять для самостоятельного постижения знаний, т.е.
речь идет о развитии у детей начальных классов общеучебных умений и навыков
(интеллектуальных, коммуникативных). И чем прочнее и шире знания, тем легче дети
будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.
Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами
творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих
технологий, методов.
Мы и раньше применяли различные приемы работы в группах, но это не являлось
системой. А когда это входит в регулярную систему работы, то ученики с удовольствием
идут на урок, ожидая каких-то сюрпризов от учителя. Это стимулирует их активность и
повышает мотивацию обучения. Наиболее благоприятные условия для включения
каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При
организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке,
предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются
разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии,
учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить
задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей
ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).
Работая по теме самообразования, я определила для себя цель: изучить влияние
коллаборативной среды на повышение уровня мотивации школьников на уроках русского
языка.
Задачи:
- выявить оптимальные приемы и методы коллаборативного обучения, положительно
влияющие на мотивацию младших школьников при изучении русского языка;
- провести анализ изменений в ходе работы по теме;
- определение стратегий для дальнейшего применения в процессе обучения.
Коллаборативное обучение – обучение в сотрудничестве, представляет собой
философию взаимодействия, в то время как совместная работа является формой
взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата. Когда
люди объединяются в группы, сотрудничество представляет собой способ работы, где
есть распределение обязанностей и повышенное чувство ответственности за каждого
члена группы.
Как расшевелить детей? Какие приемы и методы использовать для того, чтобы дети
стали с интересом ходить в школу? Что сделать для того, чтобы они стали бороться за
свои оценки? Это были основные вопросы, которые я поставила перед собой и,
проанализировав их, пришла к заключению, что наиболее эффективным способом
обучения является групповая работа и диалогическое обучение, которые способствуют
развитию мыслительной деятельности учащихся, что предположительно скажется на
повышении мотивации в обучении. Диалог в группе помогает учащимся выражать свое
мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, взаимообучаться с помощью
передачи информации, задавать вопросы в процессе оценивания. Я поняла, что мои дети
всегда стремились к взаимодействию, кто – то просто ждал, когда ему удастся переписать
задание, кому – то нужна была консультация по выполнению, а кому – то признание его
успехов. Но мы, учителя, постоянно пресекаем попытки учащихся взаимодействовать
друг с другом, так это вызывает шум и нарушение дисциплины. Мы видим только
отметки, но не видим личности ученика. Не секрет, что большинство учащихся просто
не умеют высказывать свои убеждения, размышления и аргументировать, они чаще всего
излагают не свои мысли и размышления, а дают те ответы, которые я от них требую, т.е.
учащиеся лишаются мотива в своем развитии.
Поэтому я планировала раскрыть способность учащихся работать в группах, научить
их слушать и слышать друг друга, уважать мнение других, развивать навыки
критического
мышления,
потому
что
без
всех
этих
компонентов
невозможна
коллективная деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности - самомотивация
и самореализация личности.
Планируя свои уроки, в аспекте изменения своей практики преподавания, к созданию
групп, я подошла к точке зрения создания коллаборативной среды обучения. Формировать
группы я стала, не по признаку взаимной симпатии (хотя такой эксперимент тоже был), а
по признаку уровня мышления детей и методом случайного выбора. В игровой форме или
по результатам индивидуальной работы дети объединялись в группы. Интересно было
наблюдать за их реакцией, когда они, получив картинку, начинали искать подобную и
радоваться членам своей группы. На уроке по теме «Однородные члены предложения» я
делила детей по названию птиц на картинках. Они уже поняли по предыдущим урокам,
что делятся по цвету или форме карточки, а здесь я их обхитрила и на разноцветных
карточках различной формы на обратной стороне я приклеила изображения птиц. На
уроке по теме «Второстепенные члены предложения», я решила разделить детей на 3
группы по линиям, как подчеркиваются дополнения, определения, обстоятельства. Если
на предыдущих уроках ученики видели наглядную картинку для деления или
разноцветный жетон, по которым они быстро делились на группы, то здесь учащиеся не
сразу поняли что перед ними. А я тем самым подвела их к новой теме. Многие
разочаровались, что деление проходит не по их плану, но в ходе урока, дети забывают о
своих симпатиях и антипатиях, потому что вовлечены в работу и у них нет времени на
выяснение своих личных отношений. В этом большой плюс групповой работы. На первых
этапах своей работы мне было сложно выбрать правильный подход: комплектования
групп. Для преодоления этого барьера я старалась распределить группы так, чтобы в одну
группу попали разнополые дети с разной успеваемостью, для того чтобы учащиеся
почувствовали личную ответственность за то, как работает группа. Лучше всего дети
работают вместе, если каждый имеет, роль при выполнении задания.
Для этого распределили следующие роли:
· чтец читает вслух;
· секретарь - записывает что-то от лица группы;
· докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
· хронометрист следит за временем.
Учащиеся в группах не всегда могут самостоятельно разобрать сложный учебный
материал и выбрать правильный путь его изучения. Для решения этой проблемы
использовала групповую дискуссию. Это способ совместной деятельности учеников и
учителя для решения групповых задач и воздействие на мнения участников в процессе
общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть
проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение
группы, повысить интерес учеников к проблеме. Мозговой штурм или свободное
выражение мыслей. Во время проведения мозгового штурма дети концентрируются на
том, чтобы высказать все свои идеи. В ходе работы не обсуждается, какая идея плохая,
какая хорошая. Принимаются все предложенные идеи. Оценка идей делается позже, после
мозгового штурма.
Трудности возникли и в объективном оценивании каждого учащегося. Так как в
группе разные по силам ученики, а одинаковая для всех участников группы оценка не
отражает вклад отдельно взятого ученика, и поэтому будет несправедливой.
Для решения этой задачи устанавливаются правила работы группы и критерии
оценивания её достижений. Разработка правил проводится в группе и выноситься на
обсуждение всего класса. Правила работы в группах и критерии оценивания выносятся на
интерактивную доску и повторяются ежедневно перед началом работы.
На своих уроках я применяла различные формы и приемы работы в группе. Приведу
примеры наиболее эффективных:
Работа по стратегии « Зигзаг». Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе
получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от
материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой.
Самостоятельно изучает информацию. Далее ученики с одинаковыми карточками
объединяются в группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки.
- Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения представляют особый интерес,
подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы). Заканчивается урок фронтальной
работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой группы.
Стратегия « Лови ошибку» хорошо подходит для уроков русского языка. В заранее
подготовленном тексте, содержащем грамматические ошибки, ученики, выступая в роли
учителя, исправляют их. Затем можно сравнить между группами количество найденных
ошибок и провести работу над ошибками.
Стратегия « Письмо по кругу». У каждого ученика лист бумаги. Размышляя на
заданную тему и, обсудив ее с другими членами группы, начинают писать несколько
предложений, передавая свой лист соседу, который должен продолжить его размышления.
Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были
написаны его первые предложения.
Стратегия « Кубик» хорошо используется на стадии обобщения изученного. На гранях
куба задания: дай описание, сравни с чем- нибудь, проассоциируй (на что похоже),
проанализируй (из чего состоит), примени это, приведи примеры. Можно просто в виде
вопросов: Кто? Что? Как? Когда? Почему? Где?
Стратегий очень много, и задача учителя - выбрать наиболее, подходящую для
данного урока. Работая в группах по различным стратегиям, наши ученики не только
лучше открываются, но и многому самостоятельно обучаются.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у
детей
сознательное
отношение
к
учебному
труду,
активизируют
мыслительную
деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю
объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.
Литература
1. А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина –
В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133
г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998.
2. А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.
Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000.
3. А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной
системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000.