Автор: Добрыднева Татьяна Вячеславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы социализации учащихся начальной школы во внеурочное время
Раздел: начальное образование
Добрыднева Татьяна Вячеславовна
учитель музыки МБОУ «СОШ №1»
Проблемы социализации учащихся начальной школы во внеурочное время
Своё выступление хочу начать с вопроса. Как педагогу найти путь, по которому
дети смогут прийти к социализации и связанной с ней социальной адаптацией в
обществе?
Здесь важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым
ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
Продвигаясь от простого к сложному, ребята на моих внеклассных занятиях по
музыке постигают увлекательную науку вокального мастерства, приобретают опыт
публичного выступления и творческой работы. Дети учатся коллективной работе,
работе с партнером, учатся общаться со зрителем.
Однако, можно выделить некоторые проблемы.
У некоторых детей существует общая проблема социальной адаптации в любых
условиях, мы сталкиваемся с неуверенность школьников в своих силах, с природной
зажатостью. И таким детям необходимо помочь осознать, что личный успех зависит
от их трудолюбия, инициативы и творчества, необходимо убедить ребенка поверить в
себя.
Во-вторых, для меня существует проблема, связанная с переносом знаний, умений и
навыков, полученных в ходе занятий, на "суд" общественности - это выход на сцену,
которого все занимающиеся ждут с нетерпением. Но дети, а я думаю, что и многие из
нас, впервые оказавшись в непривычных условиях, испытывают стресс, осознают
свою неготовность выступать в новых условиях. Как же решить проблемы выхода на
публику, создать условия для перехода учащегося из одного состояния - "ребенка-
ученика" в "ребенка-артиста".
Со своими учениками этот барьер мы преодолеваем следующим образом: ребенок
выступает перед ребятами. В ходе выступления одногруппники его поддерживают
аплодисментами, как настоящего артиста. А можно создать атмосферу концерта -
объявить выход ребенка. Попадая в разные ситуативные состояния на занятиях,
ребенок в дальнейшем выйдет на публику готовым к любым испытаниям, его стресс
перед публикой будет сведён к минимуму, т.к. он знает, что его может ждать. Так
постепенно появляется уверенность в себе, которая будет помогать детям на всех
этапах дальнейшей жизни.
Итак, намечены пути социализации ребенка в разных ситуациях, сформированы
навыки адекватного поведения в реальной жизни. Именно в рамках данного подхода
формируется
стрессоустойчивасть,
позитивное
творческое
мышление,
представляющее осознание своего места в обществе. Решаются личностные проблемы
детей. На примере своих учеников я вижу, как снимается природная зажатость,
неуверенность в себе.
Особое место в своей работе я отдаю социальному взаимодействию разных
групп. Примером этому является выступление сводного хора начальной школы,
участниками которого являлись не только ученики 2.3,4 классов, но и первоклассники.
И здесь детям разного уровня подготовки представилась возможность выступить на
сцене всем вместе. Такое объединение групп очень важно, здесь формируется не
только уважение к труду друг друга, но и ответственность за общее дело. В процессе
такого обучения дети очень быстро становятся коммуникабельными, открытыми для
получения знаний, но самое важное - у них завязываются дружеские отношения - они
учатся помогать и поддерживать друг друга.
Мы не стоим на месте. Результатом решения проблем являются не только
успешные выступления в стенах школы, но и призовые места в различных конкурсах,
выступления на городских мероприятиях, выезды в различные организации, это Дом
для престарелых, здесь мы побывали с акцией «Твори добро», выступление в школе –
интернате для слабослышащих детей, в этом учебном году с акцией «Дети –детям»
посетили с концертом школу «Планета знаний», которая является филиалом
Саратовской гимназии имени Преподобного Сергея Радонежского.
Хочется отметить, что таких результатов не добиться без совместного сотрудничества
педагогов, классных руководителей, за что я им очень благодарна. Непременным
условием
получения
положительных
результатов
в
воспитательной
работе
является сотрудничество с родителями, которые принимают участие в школьной
жизни своего ребёнка. Здесь мы видим взаимосвязь школы и родителей. Родители
оказывают помощь в пошиве костюмов, сопровождают детей на различные
мероприятия. Здесь сплачиваются не только дети, но и их родители. А ведь личный
пример родителя для ребёнка очень важен. Какими выйдут дети в дальнейшую жизнь,
зависит от личного примера взрослых.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность
– это один из наиболее значимых путей обеспечения социализации учащихся. И мне
хотелось бы, чтобы все те задатки, которые заложены в начальной школе, в старшей
школе продолжали развиваться.