Авторы: Иринев Антон Сергеевич, Малькова Равиля Галимзяновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУВО КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева
Населённый пункт: РТ г. Зеленодольск
Наименование материала: Фундаментализация содержания дисциплины «Инженерная графика»
Тема: Инженерная графика
Раздел: среднее профессиональное
Фундаментализация содержания дисциплины «Инженерная графика»
Учебная
дисциплина « Инженерная графика» входит в цикл
общеобразовательных дисциплин среднего профессионального образования.
Она является базисом для специальностей, таких как « Технология
машиностроения»,
«Монтаж
и
техническое
обслуживание
машин
и
механизмов», «Судостроение», «Эксплуатация
оборудования и средств
автоматики» и еще ряда других технических дисциплин. Именно эта
дисциплина
обеспечивает
технико-фундаментальными
знаниями
специалиста в области профессиональной деятельности.
Выделение в содержании дисциплины «Инженерная графика»
фундаментального
и
прикладного
компонентов
и
соответствующее
структуирование является главным условием для обеспечения будущему
специалисту
широкого
базового
образования
с
учетом
специфики
конкретной профессиональной деятельности. Целью
этой дисциплины
является
формирование графической компетенции,
включающей
в себя
овладение навыками и умениями применять полученные знания для решения
графических задач в практических и конструкторских разработках при
выполнении
чертежей,
развитие
познавательных
интересов
и
интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного принятия
решений
с
использованием
различных
источников
информации,
в
стандартных и нестандартных ситуациях; воспитание ответственности за
принятые решения, получение навыков работы в коллективе и команде.
В результате освоения дисциплины выпускник должен
знать:
виды нормативно-технической и производственной документации;
правила чтения конструкторской и технологической документации;
способы графического представления объектов, пространственных образов,
технологического оборудования и схем;
законы, методы и приемы проекционного черчения;
требования государственных стандартов Единой системы конструкторской
документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации;
правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;
технику и принципы нанесения размеров;
классы точности и их обозначение на чертежах;
типы и назначение спецификации, правила их чтения и составления
уметь:
читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю
специальности;
выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекций точек
лежащих на геометрические поверхности;
выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей;
выполнять графические изображения технологического оборудования
оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую
техническую документацию в соответствии с действующей нормативной
базой
Содержание дисциплины определяется стандартом, учебным планом и
программой и имеет достаточной большой объем. Освоить его с одинаковой
степенью усвоения
невозможно. Нужно в этом содержании выделить
основные
знания
и
умения,
которые
необходимы
для
будущей
профессиональной деятельности такое содержание требует структуирования
и соответствующего усвоения студентами.
Фундаментализация дисциплины «Инженерная графика» трактуется как
выделение фундаментальных знаний и умений, составляющих основы
инженерно-графической подготовки техника машиностроительного профиля
и их дидактическая проработка. К таковым относятся:
научно-фундаментальные знания и умения из общеобразовательных
дисциплин (например, из математики – геометрическая фигура на
плоскости,
геометрическая
фигура
в
пространстве,
геометрическая
величина)
фундаментальные знания самой дисциплины « Инженерная графика»,
входящая
в
технико-фундаментальный
компонент
содержания
профессионального образования
знания и умения, не являющиеся фундаментальными для «Инженерной
графики», но составляющие основу содержания специальных дисциплин
«Технология
машиностроения»,
«Технологическое
оборудование»,
«Технологическая оснастка», представляющие собой профессионально-
фундаментный
компонент
содержания
дисциплины»
«Инженерная
графика»
Знания, вошедшие в первый научно-фундаментальный компонент
содержания дисциплины, представляют собой понятия, формирование
которых началось при изучении общенаучных дисциплин. Это понятия из
общеобразовательных
дисциплин
«Математика»,
«Физика»,
которые
используют в «готовом виде».
Таблица1
Научно-фундаментальный компонент содержания дисциплины
«Инженерная графика»
Научно-фундаментальные знания
Научно-фундаментальные умения
Геометрические фигуры (точка, прямая,
отрезок, угол, окружность, плоскость, круг,
многоугольник)
Строить геометрические фигуры и линии
Геометрические тела(призма, пирамида,
шар, конус, цилиндр),элементы
Геометрических тел(вершина, ребро,
плоскость тела, основание, грань,
Строить
комплексный
чертеж
геометрического тела, модели
поверхность, сечение)
К знаниям и умениям, вошедшим во второй техно-фундаментальный
компонент содержания дисциплины «Инженерная графика», относятся
основные собственно предметные технико-технологические понятия и
способы деятельности. Они опираются на научно-фундаментальные понятия,
раскрывают структуру и процесс функционирования технического объекта,
описывают его конструктивные особенности. Эти понятия составляют
основу общепрофессиональной дисциплины «Инженерная графика». Их
усвоение обязательно для всех близких отраслевых групп профессий
машиностроительного профиля.
Формирование графической компетентности является целью обучения на
уровне цикла дисциплин общепрофессионального и специального блоков.
Фундаментальным
комплексным
умением
графической
компетенции
является умение читать и строить чертежи. В составе данного комплексного
умения выделенные техно-фундаментальные знания и умения по дисциплине
«
Инженерная
графика»
интегрируется
со
знанием
и
умением
по
общепрофессиональным
дисциплинам:
«техническая
механика»
-
классификация деталей машин, условия работы деталей, характер нагрузок;
« Метрология, стандартизация и сертификация» - допуски и посадки;
качество
механической
обработки;
нормирование
шероховатости
поверхностей; основы взаимозаменяемости; «Процессы формообразования и
инструменты» - последовательность механической обработки деталей,
правила выбора баз.
Таблтца2
Технико-фундаментальный
компонент
содержания
дисциплины
«Инженерная графика»
Техно-фундаментальные знания
Техно-фундаментальные
умения
Основные правила построения чертежа: стандарт,
Строить геометричесие фигуры и
формат, линия чертежа, шрифт, размер
линии
Основные правила вычерчивания контуров технических
деталей: сопряжения, коробовые кривые, лекальные
кривые, уклон. конусность
Геометрические построения
Основные понятия технического рисования технический
рисунок. дизайн
Выполнение технического рисунка с
элементами технического
конструировния
Категория изображений на чертеже: вид. разрез,
сечение, выносной элемент
Выполнение и обозначение видов,
разрезов, сечений, выносных
элементов
Эскиз и рабочий чертеж детали
Выполнение и чтение эскиза и
рабочего чертежа детали
Основные понятия резьбы: винтовая поверхность,
резьба. шаг резьбы, цилиндрическая резьба,
коническая резьба, профиль резьбы, ход резьбы. сбег
резьбы, недовод резьбы. недорез резьбы, фаска,
проточка
Изображение и обозначение резьбы
Разъемные и неразъемные соединения:
резьбовые.клином,шплинтовые,штифтовые,шпоночн
ые.шлицевые,сварные,заклепочные.паяные.клеевые,а
рмированные изделия
Изображение.чтение чертежей
разъемных и неразъемных
соединений
Передачи и их элементы: вал, зубчатое колесо.
зубчатое зацепление. фрикционная передача,
ременная передача. ременная и цепная передача,
зубчатая передача, червячная передача, параметры
зубчатого колеса
Изображения зубчатых передач
Основные понятия и знания приемов построения
чертежей в САПР
Построение и редактирование
чертежа в САПР
В третий фундаментальный компонент содержания входят знания и
умения, имеющие профессиональную направленность и лежащие в основе
отдельных
разделов
специальных
дисциплин.
Для
выпускника
специальности
150208
определяющими
характер
его
будущей
профессиональной деятельности являются дисциплины «Технологическое
оборудование»,
«Технология
машиностроении»,
«
Технологическая
оснастка» и др. поэлементный анализ содержания дисциплины «Инженерная
графика» и спецдисциплин в контексте профессиональной деятельности
будущего специалиста позволил выделить следующие профессионально-
фундаментальные знания и умения:
Таблица3
Профессионально-фундаментальный компонент содержания
дисциплины «Инженерная графика»
Профессионально-фундаментальные
знания
Профессионально-фундаментальные
умения
Содержание и состав конструкторско-
технологической документации
Выполнение и оформление конструкторско-
технологической документации
Способы изготовления и обработки деталей
машин и механизмов
Выполнение и чтение эскизов и рабочих
чертежей деталей машиностроительного
производств
Базирование деталей
Определение положения деталей на
чертежах и проставление размеров с учетом
баз
Точность обработки
Определение и обозначение точности с
помощью обозначений. Составление
размерной цепи
Качество поверхности деталей машин:
шероховатость, выбор шероховатости от
видов механической обработки
Определение и обозначение шероховатости
поверхностей на чертеже
взаимозаменяемость
Определение и обозначение допусков
формы и расположения поверхностей
Припуски на механическую обработку
Определение и обозначение припусков на
механическую обработку
Виды обработки и покрытий поверхностей
деталей
Определение и обозначение покрытий и
видов обработки поверхностей деталей
Сборочные операции и способы соединения
деталей
Выполнение сборочного чертежа
Сборочный чертеж
Чтение и деталировка сборочного чертежа
В процессе изучения дисциплины «Инженерная графика» выделенные
компоненты
фундаментальных
знаний
и
умений
интегрируются
и
образуют ее фундаментальное содержание.
Например, понятия «геометрические тела и их поверхности»,
относящиеся
к
научно-фундаментальному
компоненту
содержания
дисциплины «Инженерная графика», дополняются собственно научно-
фундаментальными знаниями и умениями дисциплины «Инженерная
графика» по проецированию геометрических тел. Техно-фундаментальные
знания «Инженерной графики» по резьбовым поверхностям опираются на
понятия о цилиндрических и конических поверхностях. На этих же
понятиях
базируются
профессионально-фундаментальные
знания
по
обработке наружных поверхностей тел вращения в спецдисциплине «
Технология машиностроения» . То есть научно-фундаментальные понятия
функционируют
в
техно-технологическом
содержании,
развиваются,
доводятся до уровня их использования в будущей профессиональной
деятельности. Они входят одновременно в техно- и профессионально-
фундаментальный компоненты содержания дисциплины «И6нженерная
графика».
Выделенное фундаментальное содержание дисциплины «инженерная
графика»
нашло
свое
отражение
в
разработанной
нами
учебно-
методической документации по дисциплине и реализуются в учебном
процессе. На основании изложенного представляется возможным провести
корректировку
требований
ГОС
к
содержанию
обязательных
дидактических единиц, знаниям и умениям по дисциплине.реализованная
концепция многоуровневой фундаментализации содержания дисциплины
может быть применена к другим дисциплинам учебного плана среднего
профессионального образования.
Она
позволит
выпускнику создать
прочную базу в выбранной профессии, в профессиональной мобильности,
улучшит перспективы дальнейшего профессинального образования.
Литература