Автор: Нахайчук Лилия Ильинична
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№136
Населённый пункт: Мурманская обл. г.Мурманск
Наименование материала: конспект НОД по речевому развитию
Тема: "Лесная школа старика - боровика"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе на тему «Лесная школа старика – боровика».
Образовательные задачи:
1. Формировать представления детей о деревьях и кустарниках: внешнее сходство и
различие, название частей, лесных массивов, деревьев и кустарников.
2. Учить детей образовывать прилагательные от существительных.
Развивающие задачи:
1. Развивать связную речь детей, умение использовать в речи сложноподчиненные
предложения.
2.Развивать у детей умение быстро реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание охранять зеленые насаждения.
Словарная работа.
Обогащение словаря: дубрава, ельник, сосновый бор, лесник, саженцы.
Уточнение словаря: осинник, смешанный лес, хвойное, лиственное, березовая роща.
Активизация словаря: осина, рябина, дуб, сосна, ель, ива, тополь, ольха, клен, лес, сажать,
охранять, березовый, дубовый, рябиновый, тополиный, ольховый, кленовый, еловая,
сосновая, ивовый.
Материал: иллюстрации с изображением ситуаций правильного и неправильного поведения
в лесу, иллюстрации с изображением деревьев, иллюстрации с изображением лесных
массивов, листья, аудиозаписи.
Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций с изображением лесных
массивов,дидактическая игра «Найди дерево», настольно-печатная игра «Здравствуй,
деревце!».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, слышите, в дверь кто-то стучится.
(Воспитатель открывает дверь, входит старик-боровик.)
Старик-боровик. Дети, я хочу вас пригласить в лес, но сначала расскажите мне правила
поведения в лесу.
(Перед детьми иллюстрации с изображением ситуаций.)
Дети: рассказывают старику-боровику, что можно, а что нельзя делать в лесу.
Старик-боровик. Дети, а кто наблюдает за порядком в лесу?
Дети. За порядком в лесу наблюдает лесник.
Старик-боровик. А чем занимается лесник?
Дети. Лесник каждый день обходит свой участок леса. Следит, чтобы вовремя убирали сухие
деревья. Чтобы люди не сорили в лесу, не жгли костры.
Старик-боровик. Ну, если вы так хорошо все знаете, то поедем в лес. На чем мы можем
поехать?
Дети. На поезде, на машине.
Старик-боровик. Поедем на поезде.
(Дети встают друг за другом. Звучит музыка. Дети имитируют движения.)
Старик-боровик. Вот мы и приехали. А какое время года сейчас в моем лесу?
Дети. Осень.
Старик-боровик. Почему вы так думаете?
Дети. Я думаю, что сейчас осень, потому что на земле лежат листья. Я думаю, что сейчас
осень, потому что листья красного, оранжевого, желтого цвета.
Старик-боровик. Давайте поиграем с листочками. Возьмите каждый по одному листочку.
Я спрашиваю, а вы отвечаете. У тебя лист с березы. Какой у тебя листок?
Дети. У меня березовый листок. У меня дубовый лист. У меня рябиновый листок.
Старик-боровик. А сейчас я хочу вам предложить еще поиграть.
Выбудете деревьями в смешанном лесу. На полу лежат обручи с изображениями лесных
массивов. По сигналу «Смешанный лес» вы бегаете по всей группе, не наталкиваясь друг на
друга. По сигналу «Сосновый бор», «Осиновая роща», «Березовая роща», «Дубрава» дети, у
которых знаки с изображением определенного дерева, становятся к обручу, обозначающему
соответствующий лесной массив, а остальные дети останавливаются на том месте, где их
застала команда.
(Дети играют в игру «Где растет дерево»)
Старик-боровик. Молодцы, ребята. Порадовали меня. Были все очень внимательными и
быстрыми, правильно выполняли задания.
А сейчас вы будете лесничими. Вам из всех деревьев надо выбрать нужное и посадить его к
хвойным или лиственным деревьям.
(Дидактическая игра «Посади дерево»).
Старик-боровик. Спасибо вам, дети, за помощь. Вот вам от меня корзинка с ягодой
брусникой. Очень полезная ягода. Вам пора возвращаться в детский сад, а у меня в лесу еще
много дел. До свидания.
(Дети встают друг за другом, звучит музыка, дети имитируют движения.)
Воспитатель. Ну, как вам понравилось в гостях у старика-боровика? Что вы делали? Чем
помогли?
Дети. Рассказывают о своих впечатлениях.
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшейгруппе на тему
«Поможем старику-боровику посчитать деревья в лесу».
Образовательные задачи:
1.. Упражнять детей в счете предметов в пределах 10, в порядковом счете, закрепить знание
цифр в пределах десяти.
2. Познакомить с составом чисел 4 и 5.
3.Продолжать учить детей сравнивать предметы по высоте и толщине.
4.Упражнять в согласовании существительного с прилагательным.
Развивающие задачи:
1.Развивать глазомер, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослым.
Словарная работа.
Уточнение словаря: дубрава, осинник, березовая роща, сосновый бор, ельник.
Активизация словаря: дуб, береза, ель, сосна, осина, клен, цифра, листья, кленовый,
березовый, сосновая, еловая, дубовый, осиновый, толстый, тонкий, ствол, толще, тоньше,
высокое, низкое, выше, ниже.
Материал: плоскостные деревья, листья, листы с нарисованными деревьями разной
толщины и высоты, палочки Х. Кюизенера.
Ход занятия:
В дверь стучат. Пришел старик-боровик и попросил детей помочь посчитать деревья в его
лесу.
(Дидактическая игра «Считаем деревья»).
Воспитатель. Ребята, поможем старику-боровику? Тогда достаньте из конвертиков
изображения деревьев и подвиньте к себе карточку с двумя полосками.
На верхнюю полоску положите осинки, а на нижнюю – березки. Сколько осинок в лесу?
Сколько березок? Чего больше? Чего меньше? На сколько березок меньше, чем осинок? Что
надо сделать, чтобы их стало поровну? (По аналогии считаем елочки и сосны, дубы и клены).
Старик-боровик. Ну, спасибо, дети. Теперь я буду знать, сколько у меня растет в лесу
деревьев и сколько надо еще посадить. А деревья любят играть со мной. А давайте и вы
поиграете с ними.
(Дидактическая игра «На каком месте?»).
Воспитатель. В смешанном лесу растут разные деревья. На каком по счету месте, если
считать слева направо растет береза. На каком по счету месте, если считать справа налево
растет дуб. И так далее.
Старик-боровик. Какие вы молодцы! Деревьям понравилось с вами играть. Давайте
поиграем с ними в другую игру. В группе в обручах разложено разное количество деревьев.
Надо подобрать цифру к подходящему количеству деревьев.
(Подвижная игра «Подбери цифру»).
Дети подбирают цифру к подходящему количеству деревьев и говорят: «В дубраве десять
дубов», «В осиннике пять осин» и так далее.
Старик-боровик. Молодцы, дети, все правильно выполнили.
Воспитатель. Старик-боровик, а наши дети могут еще и составлять числа. Хочешь
научиться, как этому?
Старик-боровик. Конечно хочу. Я люблю учиться чему-нибудь новому.
Воспитатель. Нам помогут твои деревья и счетные палочки.
(Дидактическая игра «Составляем числа»).
Воспитатель. В смешанном лесу два дуба и две березы. Сколько дубов? Сколько берез?
Сколько всего? Как получили число четыре? Сделайте это из палочек.
Из каких двух меньших чисел еще можно составить число четыре?
На другой полянке росло три сосны и два клена. Сколько сосен? Сколько кленов? Сколько
всего деревьев? Как получили число пять? Составьте число пять из палочек. Из каких еще
палочек можно составить число пять.
Старик-боровик. Как интересно. А я и не знал, что числа можно составлять из меньших
чисел. Спасибо, что научили меня. Мы с деревьями играли, а с красивыми, разноцветными
листочками не поиграли. Берите листочки. Под музыку ветра вы будете легко и плавно
бегать с листочками. Как только музыка закончиться, нужно положить под дерево столько
листочков, какая цифра там лежит.
(Дидактическая игра «Сколько листьев упало с дерева?»)
У детей листья с разных деревьев. На полу лежат обручи с изображением дерева и цифрой.
Дети под музыку бегают по группе, с окончанием музыки кладут в обруч столько листьев,
какая цифра там лежит и говорят: «С клена упало пять кленовых листьев», «Под березой
лежит три березовых листочка» и так далее.
Старик-боровик. Молодцы, хорошо знаете цифры и считать умеете. А вот вы можете найти,
какое дерево у меня в лесу самое толстое, какое самое тонкое, какое самое высокое, а какое
самое низкое?
Воспитатель. Конечно, старик-боровик, дети смогут выполнить твое задание.
(Дидактическая игра «Найди, какое дерево толще, какое выше»).
Перед детьми лежат листы с изображениями деревьев разной толщины и высоты. Дети
отмечают самое толстое дерево, самое тонкое, самое высокое, самое низкое.
Старик-боровик. Ну, спасибо, дети, за помощь, за науку. Мне надо идти в лес. До свидания.
Воспитатель. До свидания, старик-боровик, приходи к нам еще.
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшейгруппе на тему
«Загадки старика-боровика».
Образовательные задачи:
1. Уточнить и обобщить знания детей о диких животных: внешний вид, питание, место
обитания, подготовка к спячке, создание запасов на зиму.
2. Учить устанавливать причинно-следственные связи: между питанием и образом жизни.
3. Формировать умение вести диалог, слушать собеседника, развивать монологическую речь.
4. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, сложных
прилагательных.
Развивающие задачи:
1. Развивать мышление, память.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Словарная работа.
Обогащение словаря: линька, хищный, травоядный.
Уточнение словаря: длинноухий, остроухая, короткохвостый, острозубая.
Активизация словаря: лес, животные, лиса, заяц, медведь, белка, волк, лось, рысь, олень,
барсук, еж,
запасы, корм, дикие, белый, рыжая, серый, коричневый, пушистый, рогатый, пугливый,
прыгает, бегает, ищет, нападает, ловит.
Материал: иллюстрации, мнемотаблицы, видеофильм «Как звери и птицы к зиме
готовятся?», картинки с изображением диких животных, следы из бумаги.
Предварительная работа: чтение и рассматривание энциклопедий о жизни диких
животных, чтение рассказов В. Бианки, Г. Скребицкого с родителями.
Ход занятия:
Воспитатель. Дети, к нам сегодня пришел старик-боровик и принес свои загадки. Давайте
попробуем их отгадать.
Старик-боровик. Хотите узнать, какие животные живут у меня в лесу? Тогда отгадайте мои
загадки.
Дидактическая игра (Загадки от старика-боровика).
На доску выставляются мнемотаблица. Ребенок описывает предполагаемое животное: «Это
животное живет в лесу. Название начинается со звука л. В слове два слога. У животного на
лапах длинные когти, уши острые, пушистый хвост. Шерсть рыжего цвета. Питается
мышами, зайцами, другими мелкими животными. Это хищное животное. Я думаю, что это
лиса». Ребенок ставит картинку с изображением животного в прорезь в центре таблицы, где
нарисован знак вопроса. (По аналогии отгадываются другие животные).
Воспитатель. Ну что, старик-боровик, доволен ты, как дети отгадали твои загадки?
Старик-боровик. Да. Молодцы, ребята. А вот сейчас проверю, какие вы ловкие и смелые.
Поиграем с вами в игру «Волк во рву». Между двумя линиями будет ров, в котором живет
волк. Надо с разбега перепрыгнуть ров и не попасть к волку в лапы.
(Подвижная игра «Волк во рву»).
Старик-боровик. Ну и ловкие вы, ребята! А сейчас, давайте посмотрим фильм об этих и
других животных и птицах, которые живут в моем лесу, как они к зиме готовятся.
(Просмотр видео фильма «Кто как к зиме готовятся» по рассказу Г. Скребицкого).
Старик-боровик. Вы запомнили, о каких животных и птицах говорится в фильме? Как они
готовятся к зиме?
Дети. Рассказывают о том, что запомнили.
Старик-боровик. А вы знаете, что все звери оставляют на земле следы. Попробуйте
отгадать, какие животные оставили следы?
(Дидактическая игра «Отгадай животное по следам»).
Дети. Я думаю, что это медвежьи следы. Я считаю, что это лисьи следы. Я думаю, что это
заячьи следы и так далее.
Старик-боровик. Молодцы, дети. Хорошо вы отгадываете загадки.
Воспитатель. Спасибо тебе, старик-боровик, за интересные загадки и за новые знания,
которые получили дети о животных.