Автор: Богатырёва Тамара Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 32
Населённый пункт: г. Кстово Нижегородской области
Наименование материала: Презентация
Тема: Использование игр с песком в коррекции нарушений ручной моторики у дошкольников с комплексными нарушениями развития
Раздел: дошкольное образование
Использование игр с песком в
коррекции нарушений ручной
моторики у дошкольников с
комплексными нарушениями
развития
Выполнила:
Богатырева Т.Ф.
-
Дети с комплексными нарушениями развития
дети с
ограниченны-ми возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) - это дети,
имеющие различные отклонения психического или физического плана,
которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие
детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как
детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии
ограничений жизнедеятельности.
Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это
определенная группа детей, требующая особого внима-
ния и подхода к воспитанию
Категории детей с
нарушениями в
:
развитии
По классификации, предложенной
В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают
1) дети с нарушениями слуха (глухие,
слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые,
слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно
отсталые дети)
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР)
6) дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой
сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание
2-х или 3-х нарушений).
-
Психолого педагогические особенности детей
с ОВЗ
1
. Низкий уровень развития восприятия.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления,
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности
на другую..
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной,
механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки
информации.
6. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и
особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована.
9. Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не
сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости,
вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической
неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
(
)
Типичные затруднения общие проблемы у детей с
ОВЗ
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах
деятельности:
- не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого.
- лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников,
которые есть у обычного ребенка.
- мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков
сильно ограничены.
- высокий уровень психомышечного напряжения;
- низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных
проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется
пугающим и опасным.
•
Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью
(тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее
изменение в настроении;
•
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они
быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом
сосредотачиваются на задании.
•
При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания.
•
Отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
раздражительности, упрямству.
•
У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
,
Исходя из актуальности выбранной темы была
определена
:
цель
выявление и создание условий для обеспечения
эффективности работы по использованию игр с песком в
коррекции развития мелкой моторики у дошкольников с
(
комплексными нарушениями развития с ограниченными
возможностями здоровья
.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Задача
-
разработать формы и методы коррекции недостаточности
ручной моторики у детей
c
комплексными нарушениями развития
Выявление особенностей развития мелкой моторики у детей с
;
комплексными нарушениями развития
-
Выявление возможности и целесообразности использования игр с
;
песком в развитии и коррекции мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
-
,
Подбор игр и упражнений с песком для развития мелкой моторики с
.
учетом возможностей детей с ОВЗ
-
Создание условий для накопления практического двигательного
,
опыта развития навыка ручной умелости
-
Разработка и реализация системы занятий по коррекции развития
мелкой моторики посредством игр с песком
.
Значение игр с песком
•
Песок - загадочный материал.
Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью
принимать любые формы; быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и
пластичным.
•
Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал,
состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу.
Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто
похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни.
Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества
земли. В это время ему можно придать форму. Создание
песочных композиций не требует каких-либо особых умений.
Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так…
Игра с песком – это естественная и доступная форма деятельности.
Значение игр с песком
•
В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть, способность
пропускать воду, держать форму.
•
Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий, освободиться от
«лишней» энергии. Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и
способствует уравновешиванию психоэмоционального состояния ребенка.
•
Как известно, песок обладает многочисленными свойствами: развивается мелкая моторика и
тактильная чувствительность, что ведет к развитию интеллекта в целом (память, внимание,
мышление, речь).
•
усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать
самостоятельно.
•
совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно практическая
деятельность.
•
А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному
результату в работе с «особыми» детьми.
•
Действия с песком- это форма предметно-практической, игровой и продуктивной
деятельности ребенка;
•
Игры с песком актуализируют мотивационную основу деятельности ребенка;
•
В процессе игр с песком развивается «ручной интеллект»;
•
Игры с песком позволяют расслабить мышцы, тем самым тренируя руки;
•
для организации игр с песком не требуется значительных пространственных
перемещений ребенка и энергозатрат;
•
В играх с песком ребенок быстрее устанавливает эмоционально-личностный контакт с
педагогом и другими детьми, получает социальный и коммуникативный опыт;
Направления и задачи работы
1-й этап
•
Направлен на оптимизацию интереса у детей с ОВЗ, формирование положительной
мотивации к занятиям, подготовку их к включению в деятельность.
2-й этап
•
Направлен на обучение способам действий с игровыми предметами, развитие
познавательной, предметной, практической деятельности
3-й этап
•
Направлен на автоматизацию и расширение двигательных умений, развитие
познавательной и совершенствование предметно-практической деятельности у
дошкольников с ОВЗ
1-
Задачи
го этапа
1. Формирование интереса
к играм с песком, к
совместной с педагогом
деятельности
1.Формировать интерес к деятельности с песком, игрушкам и предметам для игр, действиям
с ними.
2.Вызвать у детей эмоциональный отклик на производимые действия.
3.Побуждать детей к двигательной и познавательной активности
4. Формировать эмоционально-личностный контакт ребенка с педагогом.
5.Формировать интерес к совместной с педагогом деятельности
2.Ознакомление со
свойствами песка,
правилами игр на песке
1.
Познакомить с видами и свойствами песка
2.
Объяснить и показать правила игры с песком
3.Ознакомление с игровым
оборудованием
Познакомить с оборудованием «Песок», предметами, игрушками для игр,
действиями с ними
4. Умственное развитие
1.Учить детей анализировать предметно-практические ситуации.
2.Формировать перцептивные действия (зрительно-тактильные способы обследования),
кинетические ощущения.
3.Учить действовать по подражанию.
Задачи
2-
го этапа
Направления работы
Дети с низким уровнем
развития ручной
моторики
Дети со средним уровнем
развития ручной
моторики
Дети с уровнем развития
ручной моторики выше
среднего
1.Развитие
двигатель-
ных умений
Развитие
движений рук
Развивать движения обеих
рук. Активизировать работу
локтевого и плечевого
суставов
Развивать произвольные
движения обеих рук,
увеличивать их амплитуду.
Активизировать работу
суставов рук.
Увеличивать амплитуду и
улучшать качество
самостоятельных движений
рук.
Развитие
хватательных
действий и
мышечных
усилий
Развивать более
совершенные виды захвата
предметов (начиная с
крупных), правильное
положение пальцев на
предмете, удержание и
произвольное отпускание.
Тренировать необходимые
для захвата мышечные
усилия.
Отрабатывать используемые
детьми виды захвата при
различном расположении
предмета по отношению к
ребенку, обучать новым
видам захвата предметов.
Корректировать положение
пальцев на предмете,
тренировать мышечные
усилия.
Отрабатывать
дифференцированный захват
предметов разной величины
при различном их
расположении по
отношению к ребенку,
тренировать мышечные
усилия.
Развитие
движений кистей
обеих рук
Развивать движения
кистей обеих рук
Развивать движения кистей
обеих рук, вырабатывать
точность и направленность
движений
Отрабатывать точность,
направленность движений,
увеличивать амплитуду
движений кистей рук.
Формирование
дифференцирован
ных движений
пальцев рук
Развивать движения всех
пальцев рук и удержание
их в статическом
положении.
Совершенствовать качество
и увеличивать амплитуду
движений пальцев обеих
рук, развивать
способность статически
удерживать их в разных
положениях.
Отрабатывать координа-
цию, увеличивать
амплитуду различных
движений пальцев рук.
Развитие
зрительно-мотор-
ной координации
и согласованнос-
ти действий обеих
рук.
По мере развития
движений рук и умения
фиксировать взгляд на
системе «предмет-рука»
учить следить взглядом за
передвижением предмета,
развивать навыки
согласованности действий
рук
Формировать совместные
действия рук, умение
фиксировать внимание на
системе «предмет-рука»,
развивая функцию
прослеживания взглядом за
передвижением предмета.
Отрабатывать
скоординированность и
согласованность действий
рук на основе
формирования
зрительного контроля за
выполняемыми
действиями.
2.
Умственное
развитие
1.
Продолжать формировать зрительно-тактильные способы изучения предметов, чувственный опыт
(кинетические ощущения)
2.
Развивать восприятие.
3.
Продолжать учить детей анализировать проблемно-практические ситуации, формировать
практические способы их решения (метод проб).
4.
Учить совместно со взрослым вербально планировать решение проблемно-практических задач,
рассказывать о запланированных практических действиях.
5.
Учить действовать по подражанию
6.
Учить выполнять задания в соответствии с речевой инструкцией, включающей пространственные
отношения между предметами: на, внизу, наверху, слева, справа.
7.
Продолжать развивать речь.
8.
Расширять представления об игровых предметах, действиях с ними.
3. Развитие
предметно-
практически
х и игровых
действий
Формирова
ть
специфичес
-кие мани-
пуляции
Развивать специфические
манипуляции, обучать
предметно- игровым
действиям
Расширять предметно-практический
опыт детей. Развивать игровую
деятельность, создавать предпосылки
для формирования продуктивных
видов деятельности.
Формировать элементы трудовой деятельности (убирать после занятия рабочее место)
4. Развитие интереса и
активности в
деятельности, навыков
взаимодействия с
педагогом и другими
детьми
1.
Продолжать развивать у детей интерес к играм с песком
2.
Формировать эмоционально-личностный контакт ребенка с педагогом
3.
Учить эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в
совместные с ним действия.
4.
Побуждать к активности в самостоятельной и совместной с педагогом и другими
детьми деятельности
5.
Учить детей играть вместе
3-
Задачи
го этапа
Направление работы
Дети с низким уровнем
развития ручной моторики
Дети со средним уровнем
развития ручной моторики
Дети с уровнем развития
ручной моторики выше
среднего
1. Автоматизация и
расширение двигательных
умений
1. Продолжать развивать двигательные умения и их качество, совершенствовать
сформированные
2. Закреплять сформированные действия в практических ситуациях
2.Умственное развитие
1. Продолжать формировать способы изучения предметов, развивать восприятие.
2. Продолжать учить детей действовать по подражанию
3. Продолжать учить анализировать проблемно-практические ситуации, формировать
практические способы их решения
4. Продолжать учить понимать жестовую и речевую инструкции.
5. Продолжать развивать речь, развивать умение планировать решение проблемно-
практических задач, рассказывать о предстоящих и выполненных практических действиях.
6. Расширять представления об игровых предметах, действиях с ними.
.
3. Развитие предметно-
практических и игровых
действий
Продолжать развивать
специфические
манипуляции,
формировать предметные
действия
Закреплять усвоенные
предметные действия.
Формировать элементы
игровой, продуктивной
деятельности
Продолжать расширять
предметно-практический
опыт. Формировать
элементы игровой,
продуктивной
деятельности.
Продолжать формировать элементы трудовой деятельности (убирать после
занятия рабочее место)
4. Развитие интереса и
активности в деятельнос-
ти , навыков взаимодейст-
вия с другими детьми
1.
Продолжать формировать у детей устойчивый интерес на протяжении всего
занятия, побуждать к активности в самостоятельной и совместной
деятельности.
2.
Продолжать формировать навыки конструктивного взаимодействия,
игрового поведения в совместных играх с песком.
О значимости развития мелкой моторики ребенка говорится в исследованиях известных ученых со
времен IX в. до н.э. по настоящее время.
Л. В. Занков , А. Р. Лурия , М. С. Певзнер, и другие специалисты считали, что нарушение мелкой
моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Они отмечали, что движения
пальцев рук у детей с отклонениями в развитии неуклюжи, не координированы, их точность и темп
нарушены.
По данным исследований Л. В. Антаковой-Фоминой , М. М. Кольцовой была подтверждена связь
интеллектуального развития и пальцев моторики.
Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений рук. Вопросами изучения развития мелкой моторики рук в разное время занимались: Л.
Б. Баряева, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, А. Р. Маллер и другие.
В трудах Э. Сегена говорилось о значении двигательной активности в развитии ребенка с
отклонениями. М. Монтессори утверждала, что интеллект ребенка до определенного уровня может
развиваться без помощи его рук.
К. Д. Ушинский в своих исследованиях утверждал, что «…рука наша именно и есть такой превосходный
инструмент, в котором соединены самые тонкие осязательные и самые тонкие мускульные ощущения; а
кроме того, дана ею возможность самых разнообразных движений, отчего она может обнимать предмет и
разом испытывать его форму, относительную упругость или мягкость, тяжесть, температуру,
шероховатость и движение, если оно есть»
Известным также является высказывание В. А. Сухомлинского «Источники способностей и
дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной
системы и ускоряют развитие речи ребёнка
Игры с песком
•
Игры на поверхности сухого песка
•
Здравствуй, песок!
•
Цель: снижение психофизического напряжения.
•
Оборудование: Песочница.
•
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок
•
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами
одновременно;
•
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
•
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
•
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
•
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из
обитателей песка — ...»
•
Говорящие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее,
шершавое» и т.д.
•
Песочный дождик
•
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
•
Оборудование: Песочница.
•
Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы
сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
•
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
•
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а
ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями
•
Песочный ветер
•
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
•
Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.
•
Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать
приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления,
ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
.
Необыкновенные следы
•
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
•
Оборудование: Песочница.
•
Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
•
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
•
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой
(в разных направлениях).
•
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью
погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
•
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для
фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и
сделать его жителем песочной страны).
Игры на поверхности мокрого песка
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит»
— другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок
(воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним можно поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-
строителей…
Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные
следы».
Игра
«Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для
черепашки.
Игры и упражнений с погружением рук в песок
Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать
в данном этапе. Им можно предложить погрузить руки в песок вместе со взрослым — «рука в руке». Для других
детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.
Песочные прятки
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Первый вариант
Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь
глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти
в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Узоры на песке
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические
фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки,
заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например
камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать.
Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из
треугольников.
Норки для мышки
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, совочек.
Ход игры: Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с
помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в
каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек -
зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Я пеку, пеку
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать
разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками,
перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
Угадай на ощупь
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и
отгадать на ощупь, что это. Затем можно поменяться ролями.
Заборчики
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки.
Ход игры: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
"Волшебные отпечатки на песке" Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем
дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.
Цветные заборчики
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.
Оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.
Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и
построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку
построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Нарисуй картинку пальцами
Цель. Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от
второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.
Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.
Ход игры. Педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы
художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. (Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается
проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым оборудованием).
Итак, отмечается эффективность проведения игр с песком на развитие и коррекцию мелкой
моторики. Выявлена позитивная динамика упражнений, дети становятся более «ловкими» и
аккуратными в манипулировании мелкими предметами; быстрее и дольше ребенок удерживает
внимание.
Таким образом, ребёнок с интересом включается в процесс игр с песком, избегая излишнего
погружения в ирреальный мир гаджетов.
С помощью игр с песком не только развивается мелкая моторика, ловкость, содружество действий
пальцев и глаз, воображение, но еще и познавание детьми мира с помощью новых тактильных
ощущений.
Также несомненным преимуществом является многообразие песочных игр, детям никогда не наскучит
играть, ведь игра-ведущий вид деятельности ребенка.
Проанализировав особенности детей с ОВЗ и многообразие игр с песком можно прийти к выводу,
что именно их использование сделает процесс коррекции мелкой
моторики более успешным.