Напоминание

Особенности гендерных различий уровня сформированности учебных умений в дошкольном возрасте.


Автор: Ибрагимова Лейсан Рифкатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ РДРС Отделение №1
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Особенности гендерных различий уровня сформированности учебных умений в дошкольном возрасте.
Дата публикации: 10.10.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности гендерных различий уровня сформированности учебных

умений в дошкольном возрасте.

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей является

весьма

актуальной.

Причиной

тому

служат

социальные

изменения,

происходящие в обществе. Специалисты говорят об очевидном разрушении

определенных стереотипов мужского и женского поведения, что находит

свое отражение в поведении детей. Понятие «гендер» определяется как

социальный пол, который определяет поведение человека (в том числе

и ребенка дошкольного возраста) в обществе и то, как это поведение

воспринимается.

Это

то

полоролевое

поведение,

которое

определяет

отношения с другими людьми.

В последнее время на страницах журналов «Дошкольное воспитание»

и «Ребенок в детском саду» изредка стали появляться статьи, посвященные

гендерным различиям в когнитивной сфере личностного развития и сфере

социального поведения детей дошкольного возраста. Однако статей, которые

были бы посвящены гендерным различиям в формировании учебных умений

у детей дошкольного возраста, практически нет. Из статьи в журнале

«Дошкольное воспитание» мы узнали, что разница в психологии и поведении

мальчиков и девочек начинает проявляться уже с самого раннего детства:

«Мальчики

держатся

независимо,

девочки,

наоборот,

стремятся

к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше

народу, тем для них лучше. Девочки обычно предпочитают играть

небольшими группами, в их играх почти нет агрессивности, а больше

присутствует

соучастия,

там

чаще

ведутся

доверительные

беседы

и имитируются взаимоотношения взрослых. Как мы видим, гендерные

стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте».

Установлено экспериментально, что мальчики и девочки имеют

присущие

только

им

особенности

восприятия,

мышления,

эмоций,

организации пространства и ориентации в нем. Эти различия зависят от

анатомических, функциональных и гормональных особенностей, которые

характерны для функционирования мозга у представителей разных полов.

Готовность ребенка к обучению в школе, то есть высокий уровень

сформированности учебных умений у детей дошкольного возраста, прежде

всего, опирается на достаточное развитие мозга. Психологи, опираясь на свои

исследования, утверждают, что у мальчиков и девочек разные особенности

мышления, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Данные

последних исследований психологов свидетельствуют о том, что значимую

роль в половых различиях играет не столько физиология, сколько все же

воспитание и в первую очередь, семейное. В развитии основных психических

функций (мышление, речь, воображение) дошкольный возраст занимает

особое место. Психический пол личности ребенка начинает формироваться

именно в дошкольном возраста. И в его формировании участвуют, в первую

очередь, родители и ближайшее окружение ребенка.

И. Я. Каплунович, изучая математическое мышление мальчиков

и девочек, выделил пять разных способов мышления.

По данным его

исследований, для девочек характерен топологический способ мышления.

В любом предмете или явлении их интересуют, прежде всего, свойства

замкнутости, непрерывности, связности и компактности. Такие люди не

любят, обычно, торопиться, все делают последовательно, стараются ничего

не пропустить. Проективный тип мышления характерен для мальчиков.

Любимое занятие для них – обязательно найти для предмета, который

попался им на глаза, практическое применение, рассматривать и изучать все

с различных точек зрения, под разным углом. Порядковый способ мышления

в большей степени развит у девочек. Жизнь людей с таким способом

мышления состоит из одних только норм и правил. Они организованные,

аккуратные,

исполнительные.

Действуют

эти

люди

логично,

последовательно, по порядку, любое задание выполняют по алгоритму.

«Метристы» (если доминирует метрический способ мышления) заостряют

свое внимание на количестве. Метрический способ мышления развит

одинаково

и

у

мальчиков,

и

у

девочек.

Люди

с

доминирующим

композиционным

способом мышления

любят комбинировать, совершать

прямые

и

обратные

операции.

Это

те

самые

торопыги,

которые

в противоположность топологам не хотят – и с огромным трудом заставляют

себя –

подробно прослеживать все шаги и решения или обосновывать

собственные действия. На этом «языке» мышления думают, обычно,

мальчики. Изучив работу И. Я. Каплунович, мы можем сделать вывод о том,

что различия в психологии мальчиков и девочек проявляются уже в 3-4 года,

т.е. в период дошкольного возраста. Для девочек характерны топологический

и порядковый способы мышления, а для мальчиков –

композиционный

и проективный. Интересно, что метрический способ мышления развит

и у мальчиков, и у девочек одинаково хорошо. Различия в мышлении детей

не являются врожденными, этому способствуют социальные факторы –

воспитание, обучение, внешнее окружение.

Дошкольники растут, перенимая родительские установки и усваивая

требования общества. Школа является апробацией в глобальном масштабе

мальчиковых и девочкиных ролей. От мальчиков и от девочек, конечно, ждут

успехов в учебе, и они, разумеется, стараются, однако достижения детей

различны – и не только это зависит от их способностей, но еще и потому, что

они просто мальчики и девочки. Доминирующая структура мышления

ребенка, которая заложена в детстве, часто остается таковой и во взрослой

жизни. Особенности мышления сохраняются и развиваются. Как утверждают

психологи, половые различия в усвоении учебного материала достаточно

сильно влияют на успехи школьников в обучении.

На основании анализа источников мы считаем, что девочки к моменту

поступления в школу вполне соответствует образу положительного ученика.

Грамотнее и красивее пишут и говорят. Девочки обладают хорошей

кратковременной памятью, чего не скажешь о мальчиках. По данным

многочисленных исследований, у девочек сильнее развито непроизвольное

внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче

поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке,

чувствуют себя увереннее в необычных условиях. Неудивительно, что

качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола

тоже

различаются

достаточно

сильно.

Девочки

при

решении

пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых,

логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные

задачи легче решать чисто пространственными способами.

Из работы Л. В. Поповой мы узнали, что в дошкольном возрасте

у девочек речь развита намного лучше, чем у мальчиков, но мышление у них

отличается однотипностью. Мальчики же мыслят нестандартно и интересно.

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та

сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций,

решение кроссвордов, ребусов – лучше все-таки удается мальчишкам.

Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная

ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не

по силам девочкам и в двенадцать лет. Вот почему мальчики геометрические

задачи чаще решают с помощью пространственных методов: они мысленно

делают это.

По данным некоторых исследований, утверждается, что мальчики

интересуются весьма различными явлениями окружающего мира, они

выходят за рамки предлагаемых вариантов действий. Для мальчиков

интересны

точные

науки,

изучение

техники,

занятия

физкультурой

и спортом. Однако, они менее охотно занимаются самообслуживанием,

в элементарных житейских делах нередко проявляют беспомощность, у них

чаще

случаются

травмы.

Большую

подвижность,

раскованность,

нетерпеливость и недисциплинированность у мальчиков. Прилежание и

усердие им свойственны в меньшей степени, чем девочкам. По данным

психологических исследований, девочки очень быстро вовлекаются в

игровые и учебные действия, а мальчики лучше справляются с поисковой

деятельностью, больше рискуют, проявляют настойчивость и смелость.

Мальчики

лучше

справляются

со

сложными

задачами,

но

качества,

тщательности, аккуратности исполнения работы от мальчиков требовать,

конечно, не стоит. Девочки отличаются от мальчиков тем, что они быстрее

вовлекаются в процесс занятий, но в большей степени склонны решать

стереотипные задачи. При играх с девочками взрослому обычно приходится

брать на себя этап поиска. Девочки склонны к демонстративному поведению:

они

стремятся

привлечь

к

себе

внимание

самыми

разнообразными

способами, прибегая как к вербальным, так и невербальным средствам

общения. Внимание девочкам необходимо уже на этапе выполнения задания,

а мальчикам – только после выполнения задания. Различия существуют даже

в том, для чего дети задают вопросы: для девочек важно обратить на себя

внимание,

а

мальчикам

необходимо

уточнение

или

получение

дополнительной информации. Мальчикам интересно получение информации,

а девочек в большей степени интересуют вопросы отношений между

людьми. Исходя из рассмотренных особенностей мальчиков и девочек

воспитатели должны оценивать их действия в процессе обучения обязательно

дифференцированно.

В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман на основании результатов своего

многолетнего

труда

(тщательно

всесторонне

исследовав)

подготовили

следующие рекомендации воспитателям. Так, для мальчиков важно, что

конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает

и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, девочки более

заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно,

какое они произвели впечатление на окружающих. Бессмысленно давать

оценку мальчику типа «Я тобой недоволен». Он обязательно должен знать,

чем конкретно недоволен взрослый, мальчик готов исправить ситуацию.

Девочки же на любые оценки реагируют очень эмоционально. Поэтому, если

воспитатель собирается сделать замечание девочке, то лучше не спешить

высказывать свое отношение, поскольку бурная эмоциональная реакция

помешает девочке понять, за что же ее ругают. Успокоив девочку, объяснить,

в чем конкретно заключается ее ошибка.

Проанализировав научную литературу, мы считаем, что очень важно

воспитателям при порождении учебных умений детей старшего дошкольного

возраста обращать внимание на гендерные различия. Мы полностью

согласны с высказыванием В. Д. Еремеевой о том, что мальчика и девочку ни

в коем случае нельзя воспитывать одинаково, поскольку они по-разному

смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат,

чувствуют и переживают. Необходимо понять и принять мальчишек

и девчонок такими, какие они есть, разными и по-своему прекрасными,

какими создала их природа.

Таким образом, теории развития полоролевой самоидентификации,

которые существуют в наши дни, ничуть не затрагивают вопросов

формирования учебных умений дошкольников в зависимости от их половой

принадлежности. А ведь мальчики и девочки дошкольного возраста имеют

присущие

только

им

особенности

восприятия,

мышления,

эмоций,

организации пространства и ориентации в нем, которые необходимо

учитывать при формировании у них элементарных учебных умений.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!