Автор: Зубачева Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "ДЕРЖАВА"
Населённый пункт: город Обнинск Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: Сотрудничество классного руководителя и родителей - как одно из направлений деятельности по формированию гармоничной личности младшего школьника.
Раздел: начальное образование
Сотрудничество классного руководителя и родителей - как одно из
направлений деятельности по формированию гармоничной личности младшего
школьника.
С.М. Зубачева
«Лицей «ДЕРЖАВА», Калужская область, г. Обнинск.
Существует выражение, что человеческое счастье состоит из двух
составляющих – у кого родиться и у кого учиться. При этом важно, насколько
данные составляющие гармонично взаимодействуют между собой. Поэтому я
стараюсь
уделять
повышенное
внимание
созданию
единого
контекста
воспитательного поля семьи и школы. Развитие личности ребенка происходит в
учебно–воспитательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни
класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться со
сложнейшими задачами становления человека. В своей статье я раскрою такие
темы как: организация сотрудничества классного руководителя с родителями
учеников, формирование у родителей понимания принадлежности к школьному
образовательно – воспитательному пространству и использование педагогом
психолого-педагогической диагностики.
Первое направление - организация сотрудничества классного руководителя с
родителями учеников. Огромное значение в работе с родителями младших
школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система
сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания
ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные
чувства и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы
в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Им
необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного
руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.
Главным направлением сотрудничества педагогического коллектива и
родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. К
этому психолого-педагогическому просвещению мы привлекаем специалистов
разных направлений: врачей, психологов, представителей правоохранительных
органов, МЧС, социальных педагогов. Причем психолого-педагогическое
просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий
характер. Поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда он уже
наступил и принес свои проблемы. Об этом и о многом другом необходимо
говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те
трудности, которые могут встретиться на их родительском пути. Чтобы
просвещение вызывало у них интерес, надо учитывать предложения и
пожелания родителей при выборе тем для их просвещения. Надо отметить, что
любой аспект психолого-педагогического просвещения должен заканчиваться
рекомендациями и консультациями по их запросам. Нельзя оставлять без
внимания ни один вопрос родителей, если они задают вопрос, значит, либо
проблема, заключенная в вопросе, уже назрела, либо она имеет временный
фактор. Просвещение еще необходимо и для того, чтобы родителям можно
было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнивать образцы
подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.
У меня сейчас 2 класс. В 1-ом классе я провела 6 родительских собраний, 4 из
них тематические:
1.
Физиологические особенности младших школьников.
2.
Особенности адаптации ребенка к школе (присутствовал психолог из
городского отдела образования).
3.
Значение режима дня в жизни школьника.
4.
Как помочь первокласснику учиться?
Во 2-ом классе мы обсудим следующие темы:
1.
Первые уроки школьной отметки.
2.
Садимся за уроки (подготовка домашнего задания).
3.
Пять шагов к миролюбию в семье.
4.
Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
А в 3 классе:
1.
Мудрость родительской любви.
2.
Роль отца в семье.
3.
Поощрение и наказание детей.
Следующее направление в организации сотрудничества классного
руководителя и родителей является формирование у родителей понимания
принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Ни для кого не секрет, что иногда родители негативно относятся к организации
учебно-воспитательного процесса в школе. Почему такое происходит, и кто в
этом виноват? Это происходит потому, как мне кажется, что мы с родителями
существуем в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации
взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии
и различного рода конфликтным ситуациям между нами.
Неотъемлемой частью педагогической этики является умение профессионально
(конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые довольно часто
происходят между участниками образовательного процесса: родителями,
учениками, коллегами.
В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто
провоцируют его.
Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.
Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим
различиям.
Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в
конфликт с окружающими.
Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.
Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот
момент, когда их ребенок покинет стены школы? Для этого существует
стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к
образовательно-воспитательному
пространству
школы.
Что
она
в
себя
включает? Уже в начальной школе классный руководитель знакомит родителей
с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании
учащихся,
с
высоким
профессионализмом
педагогического
коллектива.
Вхождение родителей в единое школьное пространство начинаю с ежегодной,
традиционной экскурсии по школьному зданию, знакомлю родителей с
правилами поведения в Лицее, в классе, в столовой, с традициями лицея
(проведение дня лицеиста, дня семьи, празднование Масленицы) и активно
привлекаю к организации праздников, конкурсов родителей. Для того, чтобы
позднее не разочароваться в родителях своих учеников, даю возможность стать
активными участниками классных дел. В течение трех последних лет учащиеся
вместе с родителями являются победителями городских конкурсов «Лешишка»,
«Спаси птиц», а также принимают участие в конкурсе игрушек, сделанных
руками мамы для ребенка, открыток для мамы, принимают активное участие в
сборе макулатуры и сборе посылок для детей школ г. Краснодона Луганской
области, а также военнослужащих. Все это воспитывает в детях духовность и
патриотизм.
Также
родители
помогают
своим
детям
в
подготовке
исследовательских проектов. В марте 2018 года мой ученик занял 2-ое место на
Всероссийском фестивале творческих инициатив «Леонардо». В каждой
четверти я знакомлю родительский коллектив с планом воспитательной работы,
принимаем совместное решение по поводу экскурсий, проведения праздников.
Родители хорошо знакомы со школьной администрацией (в лице директора и
заместителей директора по учебно-воспитательной работы), так как посещают
школьные родительские собрания и мероприятия, которые проводятся в лицее.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя
младших
школьников
является
диагностика.
Диагностика
может
быть
предварительной, оперативной и итоговой. Предварительная диагностика
необходима мне как классному руководителю при подготовке:
- родительских собраний;
- тематических и индивидуальных консультаций;
- внеклассных мероприятий;
- организации поездок и экскурсий.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между
родителями и детьми, в решении проблемных ситуаций, которые могут
возникнуть у учащихся друг с другом.
Итоговую диагностику можно проводить в конце учебного года: по
результатам участия класса в праздниках, в классных и школьных конкурсах и
фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили
работу классного руководителя, но и для того, чтобы увидеть проводимое
мероприятие через призму восприятия всеми родителями.
Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной
работы не только не имеет смысла, но и является вредной.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям
психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных
ситуаций семейного воспитания. Коррекционная помощь со стороны педагога
очень необходима семье, если ребенок уже в младшем школьном возрасте
выходит из повиновения родителей или попадает в плохую компанию, которая
становится для него более значимой, чем собственная семья. Индивидуальная
коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на
работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Иногда положение такого
ребенка
в
обычном
классе
бывает
очень
трудным.
Задача
классного
руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального
развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой –
сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском
коллективе.
В коррекции в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. В
этой работе классному руководителю помогает школьный социальный педагог,
а также совет по профилактике правонарушений, который существует в лицее.
Перечисленные направления совместной деятельности классного
руководителя и семьи эффективны тогда, когда классный руководитель
использует активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.
В своем классе я провела анкетирование родителей. Целью исследования
было
определить
степень
отношения
родителей,
обучающихся
к
образовательно-воспитательному
процессу.
В
классе
30
учеников,
в
анкетировании приняло участие 28 родителей. 97 % родителей считают, что
учебно-воспитательный процесс в лицее «Держава» ориентирован на развитие
личности каждого ребенка, а также методами, которыми пользуется классный
руководитель и учителя- предметники по отношению к ребенку приводят к
положительному результату. Причем 100% анкетируемых утверждают, что у
детей складываются нормальные взаимодействия с учителями. Также 100%
опрошенных
считают,
что
в
классе
удачно
осуществляется
работа
с
родителями, им интересно бывать на родительском собрании. 94 % согласны с
тем, что в классе, в школе проводится много интересных мероприятий и
столько же утверждают, что в школе ученикам и родителям предоставляется
право выбора кружков во внеурочное время. 3% не знают доброжелательна ли
психологическая атмосфера в классе. В итоге 100 % родителей довольны
обучением детей в лицее «Держава».
Итак, учитывая интересы учащихся и запросы родителей, в нашем
образовательном учреждении организована работа, направленная на развитие
личности каждого ребенка.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями
учащихся могут быть примерно такими:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу.
Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это
вызывает раздражение. Соблюдение речевого этикета для педагога –
важнейшее профессиональное требование.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться
по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей
услышали.
Каждая
встреча
с
семьей
ученика
должна
заканчиваться
конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
Если педагог в какой-то проблеме некомпетентен, он должен извиниться
перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к
специалистам.
Искусство собеседника состоит в том, чтобы правильно выбрать тему
беседы, обойти спорные темы.
Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета: думай,
кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь и какие из
этого будут последствия.
Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их
усилия должны быть отмечены классным руководителям и администрацией
школы
Воспитывать уважение родителей к педагогическому коллективу.
Совместная деятельность семьи и школы направлена на развитие у детей
нравственных
качеств,
физического
здоровья,
интеллектуальных
качеств,
эстетического
восприятия
окружающего
мира.
Поэтому
первоочередная
воспитательная
задача
школы
–
создание
условий
для
эффективного
взаимодействия
родителей,
детей
и
педагогов.
Все
это
в
содружестве
способствует формированию гармоничной личности младшего школьника.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем,
лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика в школе – это
практическая философия воспитания.