Напоминание

Сотрудничество классного руководителя и родителей - как одно из направлений деятельности по формированию гармоничной личности младшего школьника.


Автор: Зубачева Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "ДЕРЖАВА"
Населённый пункт: город Обнинск Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: Сотрудничество классного руководителя и родителей - как одно из направлений деятельности по формированию гармоничной личности младшего школьника.
Раздел: начальное образование





Назад




Сотрудничество классного руководителя и родителей - как одно из

направлений деятельности по формированию гармоничной личности младшего

школьника.

С.М. Зубачева

«Лицей «ДЕРЖАВА», Калужская область, г. Обнинск.

Существует выражение, что человеческое счастье состоит из двух

составляющих – у кого родиться и у кого учиться. При этом важно, насколько

данные составляющие гармонично взаимодействуют между собой. Поэтому я

стараюсь

уделять

повышенное

внимание

созданию

единого

контекста

воспитательного поля семьи и школы. Развитие личности ребенка происходит в

учебно–воспитательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни

класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться со

сложнейшими задачами становления человека. В своей статье я раскрою такие

темы как: организация сотрудничества классного руководителя с родителями

учеников, формирование у родителей понимания принадлежности к школьному

образовательно – воспитательному пространству и использование педагогом

психолого-педагогической диагностики.

Первое направление - организация сотрудничества классного руководителя с

родителями учеников. Огромное значение в работе с родителями младших

школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система

сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания

ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные

чувства и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы

в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Им

необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного

руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.

Главным направлением сотрудничества педагогического коллектива и

родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. К

этому психолого-педагогическому просвещению мы привлекаем специалистов

разных направлений: врачей, психологов, представителей правоохранительных

органов, МЧС, социальных педагогов. Причем психолого-педагогическое

просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий

характер. Поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда он уже

наступил и принес свои проблемы. Об этом и о многом другом необходимо

говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те

трудности, которые могут встретиться на их родительском пути. Чтобы

просвещение вызывало у них интерес, надо учитывать предложения и

пожелания родителей при выборе тем для их просвещения. Надо отметить, что

любой аспект психолого-педагогического просвещения должен заканчиваться

рекомендациями и консультациями по их запросам. Нельзя оставлять без

внимания ни один вопрос родителей, если они задают вопрос, значит, либо

проблема, заключенная в вопросе, уже назрела, либо она имеет временный

фактор. Просвещение еще необходимо и для того, чтобы родителям можно

было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнивать образцы

подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

У меня сейчас 2 класс. В 1-ом классе я провела 6 родительских собраний, 4 из

них тематические:

1.

Физиологические особенности младших школьников.

2.

Особенности адаптации ребенка к школе (присутствовал психолог из

городского отдела образования).

3.

Значение режима дня в жизни школьника.

4.

Как помочь первокласснику учиться?

Во 2-ом классе мы обсудим следующие темы:

1.

Первые уроки школьной отметки.

2.

Садимся за уроки (подготовка домашнего задания).

3.

Пять шагов к миролюбию в семье.

4.

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

А в 3 классе:

1.

Мудрость родительской любви.

2.

Роль отца в семье.

3.

Поощрение и наказание детей.

Следующее направление в организации сотрудничества классного

руководителя и родителей является формирование у родителей понимания

принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Ни для кого не секрет, что иногда родители негативно относятся к организации

учебно-воспитательного процесса в школе. Почему такое происходит, и кто в

этом виноват? Это происходит потому, как мне кажется, что мы с родителями

существуем в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации

взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии

и различного рода конфликтным ситуациям между нами.

Неотъемлемой частью педагогической этики является умение профессионально

(конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые довольно часто

происходят между участниками образовательного процесса: родителями,

учениками, коллегами.

В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто

провоцируют его.

Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим

различиям.

Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в

конфликт с окружающими.

Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.

Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот

момент, когда их ребенок покинет стены школы? Для этого существует

стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к

образовательно-воспитательному

пространству

школы.

Что

она

в

себя

включает? Уже в начальной школе классный руководитель знакомит родителей

с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании

учащихся,

с

высоким

профессионализмом

педагогического

коллектива.

Вхождение родителей в единое школьное пространство начинаю с ежегодной,

традиционной экскурсии по школьному зданию, знакомлю родителей с

правилами поведения в Лицее, в классе, в столовой, с традициями лицея

(проведение дня лицеиста, дня семьи, празднование Масленицы) и активно

привлекаю к организации праздников, конкурсов родителей. Для того, чтобы

позднее не разочароваться в родителях своих учеников, даю возможность стать

активными участниками классных дел. В течение трех последних лет учащиеся

вместе с родителями являются победителями городских конкурсов «Лешишка»,

«Спаси птиц», а также принимают участие в конкурсе игрушек, сделанных

руками мамы для ребенка, открыток для мамы, принимают активное участие в

сборе макулатуры и сборе посылок для детей школ г. Краснодона Луганской

области, а также военнослужащих. Все это воспитывает в детях духовность и

патриотизм.

Также

родители

помогают

своим

детям

в

подготовке

исследовательских проектов. В марте 2018 года мой ученик занял 2-ое место на

Всероссийском фестивале творческих инициатив «Леонардо». В каждой

четверти я знакомлю родительский коллектив с планом воспитательной работы,

принимаем совместное решение по поводу экскурсий, проведения праздников.

Родители хорошо знакомы со школьной администрацией (в лице директора и

заместителей директора по учебно-воспитательной работы), так как посещают

школьные родительские собрания и мероприятия, которые проводятся в лицее.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя

младших

школьников

является

диагностика.

Диагностика

может

быть

предварительной, оперативной и итоговой. Предварительная диагностика

необходима мне как классному руководителю при подготовке:

- родительских собраний;

- тематических и индивидуальных консультаций;

- внеклассных мероприятий;

- организации поездок и экскурсий.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между

родителями и детьми, в решении проблемных ситуаций, которые могут

возникнуть у учащихся друг с другом.

Итоговую диагностику можно проводить в конце учебного года: по

результатам участия класса в праздниках, в классных и школьных конкурсах и

фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили

работу классного руководителя, но и для того, чтобы увидеть проводимое

мероприятие через призму восприятия всеми родителями.

Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной

работы не только не имеет смысла, но и является вредной.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям

психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных

ситуаций семейного воспитания. Коррекционная помощь со стороны педагога

очень необходима семье, если ребенок уже в младшем школьном возрасте

выходит из повиновения родителей или попадает в плохую компанию, которая

становится для него более значимой, чем собственная семья. Индивидуальная

коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на

работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Иногда положение такого

ребенка

в

обычном

классе

бывает

очень

трудным.

Задача

классного

руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального

развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой –

сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском

коллективе.

В коррекции в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. В

этой работе классному руководителю помогает школьный социальный педагог,

а также совет по профилактике правонарушений, который существует в лицее.

Перечисленные направления совместной деятельности классного

руководителя и семьи эффективны тогда, когда классный руководитель

использует активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

В своем классе я провела анкетирование родителей. Целью исследования

было

определить

степень

отношения

родителей,

обучающихся

к

образовательно-воспитательному

процессу.

В

классе

30

учеников,

в

анкетировании приняло участие 28 родителей. 97 % родителей считают, что

учебно-воспитательный процесс в лицее «Держава» ориентирован на развитие

личности каждого ребенка, а также методами, которыми пользуется классный

руководитель и учителя- предметники по отношению к ребенку приводят к

положительному результату. Причем 100% анкетируемых утверждают, что у

детей складываются нормальные взаимодействия с учителями. Также 100%

опрошенных

считают,

что

в

классе

удачно

осуществляется

работа

с

родителями, им интересно бывать на родительском собрании. 94 % согласны с

тем, что в классе, в школе проводится много интересных мероприятий и

столько же утверждают, что в школе ученикам и родителям предоставляется

право выбора кружков во внеурочное время. 3% не знают доброжелательна ли

психологическая атмосфера в классе. В итоге 100 % родителей довольны

обучением детей в лицее «Держава».

Итак, учитывая интересы учащихся и запросы родителей, в нашем

образовательном учреждении организована работа, направленная на развитие

личности каждого ребенка.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями

учащихся могут быть примерно такими:

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет.

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу.

Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это

вызывает раздражение. Соблюдение речевого этикета для педагога –

важнейшее профессиональное требование.

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться

по всем наболевшим вопросам.

Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей

услышали.

Каждая

встреча

с

семьей

ученика

должна

заканчиваться

конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

Если педагог в какой-то проблеме некомпетентен, он должен извиниться

перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к

специалистам.

Искусство собеседника состоит в том, чтобы правильно выбрать тему

беседы, обойти спорные темы.

Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета: думай,

кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь и какие из

этого будут последствия.

Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их

усилия должны быть отмечены классным руководителям и администрацией

школы

Воспитывать уважение родителей к педагогическому коллективу.

Совместная деятельность семьи и школы направлена на развитие у детей

нравственных

качеств,

физического

здоровья,

интеллектуальных

качеств,

эстетического

восприятия

окружающего

мира.

Поэтому

первоочередная

воспитательная

задача

школы

создание

условий

для

эффективного

взаимодействия

родителей,

детей

и

педагогов.

Все

это

в

содружестве

способствует формированию гармоничной личности младшего школьника.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем,

лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика в школе – это

практическая философия воспитания.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!