Напоминание

Из детских журналов. Даниил Хармс " Игра"


Автор: Боярова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Замковская СОШ
Населённый пункт: п.Ясная Поляна Нестеровский район Калининградская область
Наименование материала: разработка урока по литературному чтению 2 класс
Тема: Из детских журналов. Даниил Хармс " Игра"
Раздел: начальное образование





Назад




Класс: 2

Предмет: литературное чтение (по УМК «Школа России»).

Тема:

Из детских журналов. Д. Хармс «Игра» .

Цель: познакомить с произведением Даниила Хармса «Игра»

Задачи: 1) познакомить обучающихся с журналами для детей 1920-1940 годов; рассказать о Д Хармсе, его творчестве.

2) развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, устную и письменную речь, интерес к чтению, внимание к

авторскому слову.

3) воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Материалы и оборудование:

учебник, мультимедийный проектор, детские журналы, карточки с текстами-заданиями, портрет Д. Хармса. Мэнедж Мэт (организационный

коврик) + сингап. технологии

вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный, практическая работа.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны уметь:

Прогнозировать содержание произведения;

Планировать работу на уроке;

Отличать журнал от книги;

Ориентироваться в журнале;

Находить нужную информацию по заданной теме.

Планируемые результаты

Личностные результаты

- развитие позитивной учебной мотивации

- уважение чужого мнения и право на ошибку

- корректность

- формирование учения адекватно определять свою активность и своё участие в групповом процессе

- самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания - находят ответы на

вопросы, используя учебник, иллюстрации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

учатся работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

оформляют свою мысль в устной речи; участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; работают в паре, в группе.

Предметные результаты:

- ученик научится давать характеристику главным героям, характеризовать их поступки, анализировать произведение; понимать юмор в

произведении, восстанавливать последовательность событий по вопросам.

Правило работы на уроке в группе

«Слушать и слышать»

«Равноправие партнеров»

«Будь внимателен к словам»

Виды совместной деятельности

Классбилдинг – Тимбилдинг, Релли – Робин, Мэнедж Мэтт, Сте-Зе-Клас, Take off – Touch down

Используемые виды оценивания

Самооценка уровня сформированности умений по теме урока

Форма работы

Групповая работа, работа в парах по плечу, по лицу

Ход урока

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс

Презентация к уроку

Использованные ресурсы:

Интернет ресурсы, Сингапурская методика преподавания обучающим структурам.

Технологическая карта изучение темы

Этапы

урока

Ключевые

направления

Название

структур

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организац

ионный

момент

Взаимодействие

учитель-ученик

Тимбилдинг-

совокупность

структур,

применяемых

для

командообразов

ания и сплочения

команды из 4

человек.

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас!

- Сегодня у нас необычный урок.

К нам пришли гости, поприветствуйте их

-Улыбнитесь партнеру по плечу, а теперь партнеру по лицу.

Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека,

дарит всем настроение радости.

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- Что для этого нужно?

-Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно

такой урок у нас и получится.

1 мин

.(кивком головы)

- Успешным.

- Успех не может быть достигнут без

участия каждого из нас

2.Проверка

домашнего

задания.

Взаимодействие

учитель-ученик

Менедж Мет

- Ребята, какой раздел учебника мы начали изучать на прошлом

уроке?

- Проверим, хорошо ли вы поняли тему предыдущего урока.

Работает вся группа

-На столах лежат конверты, вам необходимо собрать картинки.

С партнёром по плечу. Обсудить, что у вас получилось.

- Что получилось?

А страница принадлежит детскому или взрослому журналу?

- Что вы можете рассказать об этом журнале.

- А какие журналы вы ещё знаете?

-Чем отличается журнал от книги?

« Из детских журналов»

1 мин

2-3 мин

Страница журнала

Детскому

Мурзилка, ЧИЖ, ЁЖ, Весёлые

картинки, Непоседа, Колобок

1.

На обложке книги указывают имя

автора и название произведения;

3.Работа по

теме урока.

-А какие журналы читали ваши прабабушки и прадедушки? Как

расшифровать?

_ Сейчас вряд ли можно найти эти журналы.

-Какие детские писатели чаще всего печатали свои

произведения?

-Очень популярными журналами в 20-30 годы прошлого

столетия были журналы «Чиж» и «Ёж» (это «Чрезвычайно

интересный журнал») издавался в Ленинграде ( теперь Санкт-

Петербург) в 1930-1940 гг для дошкольников. А «Ёж» для детей

младшего и среднего школьного возраста издавался с 1928 г.

( авторский состав журналов формировался вокруг детского

отдела гос. издательства в Ленинграде. Он был создан по

инициативе К И. Чуковского. В редакции журнала работали

такие авторы как С.Маршак, В. Бианки, Е Чарушин, Б Житков,

А Барто, А Гайдар. Когда писатели работали, то в их отделе

часто звучали шутки, пародии, весёлые стихи, что все смеялись

и хохотали). Одним из авторов был молодой Даниил Хармс

- На уроке мы познакомимся с одним из авторов этих журналов ,

прочитаем его произведение. Это детский писатель Даниил

Хармс.

Посмотрите в какое время жил автор? Даниил Хармс родился в

то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки.

Краткая биография.

Даниил Иванович Ювачев (1905-1942) – это его настоящие имя

на журнальной титульной страни-

це – название журнала, его номер

и дату выхода

2.

Книга представляет собой ав-

торское издание. Над журналом

работает редакторская группа.

ЧИЖ иЁЖ (дать на дом)

Портрет

( лента времени)

4.Работа по

учебнику

5.Физкульт-

минутка

Структура Take

off – Touch

down – « встать-

сесть» - обучаю-

и фамилия – родился в Петербурге. Будущий писатель хорошо

учился, свободно читал и говорил по-английски и по-немецки.

Получал образование в таком учебном заведении Петербурга,

где преподавание велось на иностранных языках.

Чармс – так впервые он подписался под шуточным

стихотворением. В переводе оно означает «обаяние»,

«прелесть», именно эти качества привлекали поэта. Постепенно

за ним закрепился псевдоним Хармс.

-Что такое псевдоним?

ХАРМС- так впервые он в 1922 году(17 лет) подписался под

шуточным стихотворением. Любил шутки, розыгрыши, разные

добрые проделки, небылицы. Он сочинял разные новые слова,

считалки, бессмысленные стихи. И эти шуточные произведения

печатались в детских журналах тех лет.

-Откроем учебник с.160

-С каким произведением Д. Хармса мы сегодня познакомимся?

- Предположите, о чём оно будет?

- Рассмотрите текст, иллюстрации.

– Можно ли по названию и по иллюстрации догадаться, о чем

или о ком будет стихотворение?

1)

словарная работа

-Что значит :

по панели - по тротуару (дети ищут значение слова в толковом

словаре) по дорожке для пешеходов по бокам улицы, тротуару

- Встаньте , девочки. Покажите движениями полёт птицы,

встанут мальчики партнёры3. 4 присоединяемся к девочкам,

встанут партёры 1, 2

( С таким же заданием)

Вымышленная,выдуманная фамилия

«ИГРА»

Предполагают.

(Об игре детей, живших почти 100

лет назад, а значит, как играли наши

прадеды)

6. Работа по

теме

урока.Слуш

ание

произведени

я

7.Работа по

содержанию

8.Работа по

учебнику.

щая структура

для получения

информации о

классе

- А сейчас послушайте внимательно это произведение и

подумайте, к какому литературному жанру вы его отнесёте?

2) слушание аудиозаписи стихотворения

-К какому литературному жанру вы отнесли это

произведение?

- Оправдались ли ваши предположения?

- Какое настроение хотел передать нам автор?

- Получилось у него это?

- Как зовут главных героев?

- Во что играли?

-Как они вели себя во время игры?

-И на уроке мы будем также вести себя дружно, друг друга

слушать

и

при

ответе

поднимать

руки.

УЧЕБНИК

на с 160-164.

Повторное чтение (читаем по

строфам

-

Прочитаем стихотворение ещё раз и понаблюдаем какие

приёмы использовал автор, показывая игру детей.

Экран аудиозапись -3 мин

На доске

СКАЗКА ПОСЛОВИЦА

РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ

БАСНЯ ЗАГАДКА

СКОРОГОВОРКА

Весёлое

(Петька, Васька, Мишка)

((Петька играл в автомобиль, Васька

играл в почтовый пароход, Мишка

играл в советский самолёт).

(дружно, никто никого не

9.Первичное

восприятие

произведени

я.

10.Работа по

содержанию

текста.

- Какие слова вызвали затруднения при чтении

-Давайте поучимся их читать

Разойдитесь

Сторонитесь

панель

- Что необычного в этом произведении?

-Почему мальчики просят корову не ходить по дороге?

-До чего добежали мальчики?

(- Объясните значение «стал на якорь», - «кроем дальше».

- Продолжилась ли игра?

-Автор

этого

стихотворения

Даниил

Хармс

использовал

необычные слова, которые изображают не предмет, а звук

предмета.

- Какие это слова?

-Как

называется

такой

приём,

использованный

автором?,

называется

«звукоподражанием»–

воспроизведение

звуков,

каких- либо предметов.

-

Почему

кричали

разные

слова?

Подготовка к выразительному чтению.

- Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда и

целые отрывки текста?

-Какой мы выберем ритм для чтения это стихотворения?

- Почему?

- В стихотворных строчках обычно не меньше трёх- четырех

слов, а здесь каждое слово с новой строки. Для чего?

перебивает)

советский самолёт -

почтовый пароход — это корабль,

который двигается за счёт энергии

пара (работы парового двигателя).

якорь - металлический стержень с

лапами, укреплённый на цепи и

опускаемый на дно для удержания

судна на месте.

пятками сверкали - быстро бежать,

мчаться, убегать.

На доске

Необычная игра детей

Дети имитируют звуки машины,

самолета и парохода во время игры.

(она им мешала.)

Мальчики добежали до скамейки

отдохнуть)

Ду-ду-ду, Га-ра-рар, Жу-жу-жу.)

(Потому что мальчики представляли

11.Закрепл

ение

материала

Структура

Сте-Зе-Класс

обучающая

структура-

(перемешай

класс)

- В тексте очень много восклицательных знаков. Как будем

читать

-Чтобы игра не закончилась печально и длилась долго , о чём

должны были помнить мальчики?

_ А вы так играете?

Мы прочитали стихотворение Д.Хармса «Игра», в котором

увидели игры детей того времени, в которое было написано это

произведение.

-Сейчас мы узнаем, Во что играли ваши прабабушки и

прадедушки, бабушки и дедушки, мамы и папы.

-вспомните и запишите названия игр, в которые играли ваши

родители. Время пошло(1 мин)Время вышло.Задвиньте

стульчики и в течении ещё 1 мин вам нужно собрать как можно

больше ответов у своих друзей. Задача: встретиться с

несколькими одноклассниками и собрать как можно больше.

Время вышло , Поблагодарите друг друга.

себя разными транспортными

средствами.)

Он тоже играет, только со словами.

Получается как считалка, он задаёт

ритм. На самом деле так и играют,

повторяя действия)

(дети бегают, игра подвижная и т.д.)

чтобы при чтении мы выделяли

голосом каждое слово, чтобы

получалось ритмично, громко.

Каждое слово главное)

О соблюдении правил безопасности и

играть дружно.

В течение 1мин учащиеся

отвечают на вопрос,

поставленный учителем.

Например, В какие игры играли

ваши родители? Могут быть такие

ответы:……..

После своих ответов ребята

должны провести линию. После

истечения этого времени за 1

мин. учащимся нужно будет

собрать как можно больше

ответов у своих друзей. Они

двигаются по классу, находят

пару не из своей команды, встают

рядом и записывают ответ,

которого у них нет. Если такой

ответ уже есть, то можно его

отметить галочкой. И таким

образом, они должны встретиться

несколько раз с партнерами и

собрать как можно больше

вариантов ответов. Ответы

записывают уже ниже

проведенной линии. Все встают,

задвигают стулья. Засекается

время.

Когда время закончится. Они

садятся на свои места. После

всех написанных ответов

проводится вторая линия.

Начинается проверка: зачитает

нам свои ответы, например,

участник А под номером 1 стола

№2. И ребята слушая ответы

добавляют те, которых нет, но

записывают уже ниже второй

линии.

12.Продолже

Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками.

ние работы

по теме

урока

(работа в

группах)

Игра «со

словами»

13.Итог

Партнёры по

плечу

Сималтиниус-

Раунд-Тейбл

Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его

будут читать догадливые, умные дети.

- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литератур-

ному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы в

любимую игру Д.Хармса.

-- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы.

- А помните ли вы, что такое рифма?

- У каждой группы на столе лежит карточка. Ваша задача – в

течение 1 минуты вам нужно прочитать и вписать недостающие

слова. А мы проверим, что у вас получится. Время пошло.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе _________(позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый _______(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут

Но что-то гости не ______(идут)

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек _________(откусил)

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту ______(съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек ______(не нашли).

- Время истекло, пришло время проверить ваши ответы, для

этого вы обменяйтесь карточками партнерами по плечу и

проверяете работу партнера.

-

Спасибо большое! Все молодцы.

Рифма-

Созвучие слов в конце стихотворных

строк.

Работают одновременно по 4

человека. Затем передают соседу по

плечу листочек.

Ученики проверяет работу

партнера по плечу.

структура СИМАЛТИНИУС

РАУНД ТЭЙБЛ

«одновременный раунд тейбл» -

структура, в которой 4 участника в

команде одновременно

выполняют письменную работу на

отдельных листочках или в

тетради и по окончанию времени

передают друг другу по кругу.

урока.

14.

Рефлексия

15.Домаш-

нее задание

Это было стихотворение Д.Хармса «Вкусный пирог»

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- Какое настроение создают стихи Хармса?

- Мы знаем правило литературы: как оно звучит?

Если урок понравился – зелёный кружок

-Остались вопросы –жёлтый

-Урок не понравился красный

-Что нового узнали на уроке?

– Какие задания вы выполнили с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали

трудности?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Спасибо за работу!

У нас получился замечательный финал нашего занятия. Дружить

– это помогать! Дружить – это уметь договариваться!

Дружить – это не врать, а уметь радоваться вместе с друзьями!

Ключевое слово нашего занятия – это ВМЕСТЕ!

Выразительное чтение стихотворения Д. Хармса «Игра»,

Найти другие стихи автора и приготовиться читать их в классе.

Стих-ие Д. Хармса «Игра»

Веселое, игривое, шутливое

Литература нас учит!

Вывод детей:

Правила дружбы:

Помогать друг другу

Работать сообща

Уметь договариваться

Уметь радоваться вместе с друзьями



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!