Напоминание

Активизирующие методы в развитии связной речи


Автор: Ковригина Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 6
Населённый пункт: Г. Лукоянов
Наименование материала: Выступление на РМО по развитию речи
Тема: Активизирующие методы в развитии связной речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление на РМО по развитию речи

Тема: Активизирующие методы в развитии связной

речи (текст к презентации)

Воспитатель: Ковригина Е.Н. МБДОУ Детский сад № 6 «Солнышко»

г.Лукоянов

Активизирующие

методы

-

это

методы,

направленные

на

формирование познавательного интереса и творческого мышления, при

использовании которых деятельность носит творческий характер.

Обновление общества с неизбежностью ведет к коренному изменению

системы образования и воспитания, предполагает выработку у педагогов

умения по-новому подойти к взаимодействию с детьми, к познанию самого

себя, своей роли и меры ответственности за будущее.

Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной»

личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные,

оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать не стандартные

решения, и не боящиеся этого.

Помочь

в

формировании

такой

личности

могут

методы,

активизирующие мышление и речь.

Дошкольный возраст - период интенсивного развития личности,

который характеризуется становлением целостности сознания как единства

эмоциональной и интеллектуальной сфер, так и формированием основ

самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах

деятельности.

Активизирующие

методы

способны

помочь

научить

детей

фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость

от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом

общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей

предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников

является

создание

эмоционально

благоприятной

ситуации,

которая

способствует возникновению желания активно участвовать в речевом

общении. И именно активизирующие методы в развитии связной речи

помогают создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и

скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Развитие

речи

теснейшим

образом

связано

с

формированием

мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей

старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в

общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и

понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и

самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные

по

смысловой

нагрузке

и

содержанию

рассказы,

грамматически

и

фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их

содержание способствует овладению монологической речью, что имеет

первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному

обучению.

Также

в

дошкольном

возрасте

постоянно

увеличивается

словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком

опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию

речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей

в процессе общения.

Активизировать речевое развитие так же помогает вовлечение детей в

игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом

возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка.

-НАГЛЯДНЫЕ

МЕТОДЫ.

Если

изучаемые

объекты

могут

наблюдаться

детьми

непосредственно,

воспитатель

применяет

метод

наблюдения

или

его

разновидности.

Если

объекты

недоступны

для

непосредственного

наблюдения,

воспитатель

знакомит

с

ними

детей

опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства

показ картин и фотографий, мультфильмов и диафильмов. Во всех этих

процессах

обязательно

предполагается

слово

воспитателя,

которое

направляет восприятие ребенка, объясняет и называет показываемое.

Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и

детей, являются наглядные предметы или явления.

-СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ. В детском саду используются в основном те

словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные

особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех

словесных

методах

мы

применяем

или

наглядные

приемы

обучения(кратковременный

показ

предмета,

игрушки,

рассматривание

иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха,

разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

К практическим методам относятся

различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная

игра

универсальный

метод

закрепления

знаний

и

умений.

Она

используется для решения всех задач развития речи), игры-драматизации

(работа

со

знакомым

литературным

текстом),

игры-инсценировки,

хороводные

игры,дидактические

упражнения

(ознакомление

с

новым,

закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную

информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры

поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как

обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные

знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В

детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Дифференциацию методов, используемых в настоящее время при

обучении связной речи, можно показать схематически следующим образом.

МЕТОДЫ

словестные

наглядные

практические

символы

цепочки слов

бином фантазии

эмпатия

«вхождение в

картину»

системный

подход

мнемоцепочк

а

мнемотаблиц

а

схемы,

модели

карты Проппа

«сказка-

калька»

создание

лимирика

фантастическ

ие гипотезы

эксперимент

со словом

конструирование

загадки

игровые

проблемные

ситуации

взаимодействие

со сказочными

персонажами

В современной методике развития связной речи широкое

применение находят такие активизирующие методы, как ТРиЗовские (Бином

фантазии, метод «маленьких человечков»), мнемотаблицы и мнемоцепочки,

составление творческих рассказов, метод «вхождения в картинку», схемы,

модели, символы и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Словесный метод (рассказ, лекция, беседа, эвристическая беседа, в

ходе которой воспитатель помогает детям самим познать что-то, найти ответ

на вопрос и др.)

Разговаривая с детьми на определенную тему, надо стараться, чтобы

беседа была содержательной, эвристической, проблемной. Вопросы ставятся

только поисковые (Зачем? Почему? Чем похожи? И др.) Иногда можно

прибегать к вопросам, требующим сравнения объектов. Например: «Какие

овощи мы едим в сыром виде, а какие только приготовленными: вареными,

жареными?»

Эффективность применения этого метода состоит в том, что он

заставляет ребенка думать, сравнивать, делать умозаключения, «проникать»

в суть явлений, подходить к рассматриваемому объекту всесторонне,

устанавливать связи между объектами.

Наиболее эффективен этот метод при обучении связной речи.

Наглядный метод

Мнемотехника

Использование приёма мнемотехники для дошкольников в настоящее

время становится всё более актуальным, т.к. она помогает развивать

мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение.

А ведь они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо

начинать

работу

с

простейших

мнемоквадратов,

последовательно переходить к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам.

Мнемотехника предотвращает одно из самых страшных зол- зубрёжку.

Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц,

т.е. схем, в которые заложена определенная информация, незнакомая детям.

С младшими дошкольниками удобнее работать через мнемоквадраты и

мнемодорожки. Они также несут обучающую информацию, но в небольшом

количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

Например: листья пожелтели (мнемоквадрат)

Дует ветер, листья пожелтели, птицы улетели на юг.

(мнемодорожка).

Осенью погода пасмурная, идут дожди, дует ветер, листья пожелтели,

птицы улетели на юг (мнемотаблица).

Среди новых педагогических технологий, методик, ТРИЗ (теория

решения изобретательских задач) технология занимает особое место.

Методы ТРИЗ технологии:

- Обучение детей творческому рассказыванию по картине.

-Работа с противоречиями

-Обучение составлению логических рассказов по серии картинок.

-Методика

формирования

у

дошкольников

классификационных

навыков.

-Обучение сочинительству и словотворчеству.

-Обучение приёмам фантазии.

В работе по развитию речи детей целесообразно использовать

специальные ТРИЗ игры.

Игра «Хорошо- плохо»

Берётся объект, не вызывающий у игроков стойких положительных и

отрицательных ассоциаций, и называют как можно больше положительных и

отрицательных его сторон.

Например; шарф- мягкий, тёплый, красивый…, колется, можно

зацепится, рвётся.

Игра «Да- нет».

Игроки разгадывают тайну, загаданную ведущим. Для этого игроки

задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или

«Нет».

Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми позволяет обогащать

кругозор, словарный запас, развивать творческие способности.

Чтобы добиться качественных результатов в работе, воспитателю

необходимо использовать систему активизирующих методов.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы

организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот

метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой

деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями,

объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы

обеспечивают

динамичность

обучения,

максимально

удовлетворяют

потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры

детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя

игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным

персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка,

формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Настольно-печатные

игры:

«Большой

маленький»,

«Чей

домик?»,

«Детеныши

животных»

и

другие

позволяют

усваивать

лексико-

грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и

речевую деятельность детей.

Создание лимериков.

Лимерик является одним из средств развития детского речевого

творчества. Это короткое стихотворение, как правило, состоящее из пяти

строк. Лимерик пишется в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы,

абракадабры).

Рифмованные тексты

этого

жанра начали сочинять в

Ирландском городе Лимерик.

Лимерик рифмуется таким образом:

Первые две строчки между собой

Третья и четвертая строчки между собой.

Пятая является выводом и может не рифмоваться.

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет

воспитатель.

По мере усвоения модели лимерика, дети самостоятельно сочиняют

рифмованные тексты.

Такие занятия с детьми можно начинать с 4,5 лет. В процессе

составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только

литературные слова и не делать повторов.

Жила – была рыжая кошка

Мокрая, как ладошка.

В поле за мышкой бежала,

А потом с щенком играла.

Вот какая озорная кошка.

Обучение детей создания лимериков начинается с обучения подбора

слов, которые рифмуются

.Дид. игра «.Складные картинки»

(К игре подбираются парные картинки, названия которых рифмуются.

Дети должны собрать все пары.)

Гайка – майка

Печка – речка

Пень – тень

Кошка – ложка

Мышка – мишка

Эффективными для формирования навыка составления рассказов

являются методы «Фантастические гипотезы». Например, по лексической

теме «Космос» предполагает ребенок или взрослый, что было бы, если бы мы

отправились в путешествие на Луну. Начинаем логическую цепочку: Что мы

возьмем с собой в дорогу? (продукты, лекарства, технику, приборы,

литературу, подарки-сувениры и т. д.) Во что мы всё упакуем? Как мы

оденемся, обуемся? На чём будем путешествовать?. Мы прилунились. Как

будет выглядеть Луна? Что мы увидим? Услышим? Можем попробовать на

вкус? Какие ощущения испытаем, потрогав или погладив что-то? Какие

запахи мы почувствуем?

Как мы будем использовать то, что взяли с собой? (бинокли, техника и

др.) Если встретили лунатика, то можно вести беседу по методу контрольных

вопросов: Кто был? Кого встретил? Что сказал? Что ответил? Если это

неодушевленный предмет – что при этом сказали люди? Куда пошли? Что

делали? Чем вся история закончилась? Чем закончилось наше путешествие?

Детям предлагается нарисовать всё то, о чём говорили.

Метод противоречий – один из элементов диалектики (закон единства

и борьбы противоположностей), наличие двух противоречивых качеств в

одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность

других. Противоречия могут быть техническими и физическими.В бытовой

ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь

сытым, здоровым; не надо кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться

плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного.

Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем,

в каждом явлении (событии, факте, веществе) — когда что-то в нем хорошо,

а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.

Метод фокальных объектов – предоставление признаков случайно

выбранных объектов объекту, который хотим усовершенствовать (знакомя

детей с этим методом, надо подбирать объект с нетипичными признаками –

веселый автомобиль, сладкий сон – и организовывать обсуждения, где

выясняется,

при каких условиях это может быть).Метод отличается

простотой и огромными возможностями поиска новых точек зрения на

знакомые вещи или ситуации. Берем любой объект, явление с целью его

совершенствования. Произвольно выбираем несколько других объектов – к

ним подбираем характеристики в виде прилагательных (свойств). Затем

переносим эти свойства на наш объект. Получаем новую модель.Детям

предлагается придумать новую породу собаки, называем любые слова, к ним

подберем определения:

Корова – рогатая, молочная, травоядное.

Затем

переносим все

качества на собаку

выходит какое-то

несуществующее животное с оригинальным названием.

Эмпатия (личная аналогия) – представление ребенком себя каким-то

конкретным образом и передачи чувств, переживаний, настроения этого

образа.

Происходит

это

средствами

вербальной

и

невербальной

выразительности. Это умение посмотреть на себя глазами окружающих:

«Считай себя частью объекта, который совершенствуют, и выясни при этом

свои чувства, ощущения»

Чтобы предупредить появление усталости, повысить активность детей

на занятии, возможно применение на занятиях игровых проблемных

ситуаций с использованием игрового персонажа. Метод взаимосвязи со

сказочным персонажем способствует активному развитию связной речи у

детей, помогает учиться делать умозаключения, обобщения, развивает

логическое мышление.

Благодаря

использованию

активизирующих

методов

в

развитии

связной речи, обогащается словарный запас детей, в речи появляются

эпитеты, сравнения, метафоры. Развиваются все познавательные процессы,

обогащается кругозор, вырабатывается усидчивость и самостоятельность.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!