Автор: Кривощекова Елена Станиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Менделеевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край, Карагайский район, п. Менделеево
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка
Тема: "Употребление деепричастий в речи"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока русского языка
по теме «Употребление деепричастий в речи»
Кривощекова Елена Станиславовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Менделеевская СОШ» 6 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016 год. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и
др. 6 класс.
Цель: создать условия для понимания учащимися роли деепричастий в речи.
Задачи:
1.
Развивать логическое и образное мышление учащихся.
2.
Формировать навыки работы в группе.
3.
Воспитывать потребность в эстетическом совершенствовании своей речи на примере использования деепричастий.
Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группе, навыков самоанализа своей деятельности;
Предметные - осознание учащимися роли деепричастий в речи, умение отличать деепричастия от других частей речи и находить их в
предложенных заданиях.
Метапредметные – умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний.
Средства обучения: учебник, презентация, дидактический материал.
Технологическая карта урока «Употребление деепричастий в речи»
№ Название этапа
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Результат этапа
1
Организационный
этап
Мотивация к учебной
деятельности
Создает эмоциональный настрой. Мотивация к
учебной деятельности:
- Добрый день, дорогие друзья. Начинаем наш
урок. Сегодня мы с вами будем работать в
группах. Я думаю, что такая деятельность будет
более эффективной и творческой.
Проявление интереса к
материалу изучения.
Включение в
учебный процесс.
2
Актуализация
опорных знаний
Осознание потребности
к построению нового
способа действий
Организует повторение знаний, закрепление
умений.
-Послушайте, пожалуйста, стихотворение
английского поэта Роберта Саути «Лодорский
водопад».
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Демонстрируют свои
умения работы с
поэтическим текстом,
высказывают свои
предположения.
Фиксация
имеющихся
предметных учебных
знаний.
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом
задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем,
быстром Лодоре.
-Что вы можете сказать об этом стихотворении?
-Что в этом стихотворении показалось
необычным? (в нем 49 деепричастий)
(Поэту удалось изобразить могущество и
великолепие водопада при помощи
деепричастий, которым под силу описать
неукротимую природную стихию)
3
Целеполагание
Постановка цели
деятельности
Создает
ситуацию
познавательных
противоречий.
-Предлагаю наш урок провести под девизом:
«Зная в «лицо» деепричастие, мы поможем ему
в речи принять участие!»
-Как вы думаете, почему слово «лицо»
заключено в кавычки? («лицо» употреблено в
переносном значении, здесь идет речь о том, что
у деепричастий есть свои отличительные
признаки)
-Давайте вспомним отличительные признаки,
которые характеризуют деепричастие? (вид,
возвратность, неизменяемость)
-Итак, мы с вами вспомнили отличительные
признаки деепричастий. Обратите внимание на
вторую часть нашего девиза.
-Как вы считаете, о чем же мы будем говорить
на уроке? Обсудите, пожалуйста, в группах.
-Да, вы правы. Мы будем говорить об
употреблении деепричастий в речи. Запишите
тему нашего урока в тетради.
Умение ставить
цели, умение
сотрудничать,
анализировать,
доказывать.
4
Открытие нового
Построение детьми
Формирование
знания
нового способа
действий и
формирование
способностей к его
выполнению.
навыков
поисковой
деятельности.
Формирование
умений
учебного
сотрудничества,
коллективного
обсуждения
проблем,
предположений.
Способность
анализировать и
действовать с
позиции содержания
предмета.
5
Этап первичного
закрепления
Первичное закрепление
нового способа
действий с
проговариванием во
внешней речи
Умение
организовывать
и
контролировать
учебную
деятельность.
Уверенность в своих
силах,
положительное
отношение к себе.
6
Динамическая
пауза
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
7
Этап
самостоятельной
работы
Выполнение заданий
Освоение способов
совместной
деятельности.
8
Этап повторения
Включение «открытия»
в систему знаний.
Умение
систематизировать,
обобщать изученное.
9
Этап рефлексии
Соотнесение цели
урока и результата
Рефлексия
способности
организовать
собственную
деятельность.
Прогнозирование.