Автор: Бардокина Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: занятие
Тема: Перелетные птицы
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
«Перелетные птицы»
Задачи:
1.Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке,
соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения:
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней -
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень. (А. Твардовский)
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (об
осени)
-Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (желтеет листва, идут моросящие
дожди, исчезают насекомые, улетают птицы).
Игра «Да и нет не говори!»
* Осенью опадают листья? (опадают).
* Осенью идет снег?(не идет).
* Осенью висят сосульки? (не висят).
* Осенью люди загорают у реки? (не загорают).
* Осенью звери готовятся к зиме? (готовятся).
* Осенью птицы улетают в теплые края? (улетают)
- Что еще бывает осенью?
- Осенью часто идут дожди, люди берут зонтики.
- Осенью день становится короче, а ночь длиннее.
- Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Осенью в лесу вырастают грибы и грибники их собирают.
- Осенью насекомые прячутся под кору деревьев.
- Осенью дуют холодные ветры.
- Хотите узнать, о чем мы будем говорить сегодня?
- Да.
- Отгадайте загадку: Они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это?
- Птицы.
- Назовите части тела птиц (голова, клюв, туловище, ноги, крылья, хвост).
Чем покрыто тело птиц? (перьями)
- Для чего нужны перья? (чтобы птицы не мерзли и не поранили свои тела)
- Для чего нужен хвост? (помогает держать равновесие, поворачивать в полете)
- У всех ли птиц одинаковое строение? Да, у всех птиц есть голова, клюв, перья, крылья,
хвост. Но почему же люди их называют по-разному?
Ответы детей.
- Птицы отличаются внешним видом, оперением, размером.
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Воспитатель показывает картинки и рассказывает о птицах.
* Ласточка – меньше воробья, окрас перьев темный, грудка белая, крылья широкие, хвост
раздвоенный. Ласточки ловит комаров, мошек и других насекомых.
* Скворец – крупная, красивая птица с блестящим черным оперением. Клюв прямой,
длинный, помогает добывать из земли червячков.
* Грач – птица среднего размера, черного цвета с фиолетовым отливом. Истребляет
вредных насекомых.
* Журавль – крупная птица с серебристо-серым оперением. Крылья большие, сильные.
Длинные тонкие ноги, длинный клюв и шея необходимы журавлю для жизни на болоте.
Когда ночи становятся длиннее и холоднее, журавли собираются в стаи и готовятся к
отлету в теплые края.
* Лебедь – красивая, грациозная, гордая птица. Оперение ослепительно белое. Клюв
красный, на лапах перепонки, чтобы легче плавать. Лебеди питаются листьями, стеблями
растений, травой, мелкой водяной живностью. Когда водоемы покрываются льдом, лебеди
улетают на юг.
* Дикая утка – среднего размера, серо-коричневого цвета. Окраска селезня яркая и
нарядная. Живет на озерах и реках. Питается ряской, жучками, червячками, личинками.
Утки улетают последними, когда реки и озера замерзают.
-Почему эти птицы улетают на юг?
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелётные) Почему их так
называют?
- Назовите перелетных птиц? (ласточки, грачи, цапли, журавли, скворцы, жаворонки,
трясогузки, кукушки, утки). -
Почему они улетают на юг?
-Потому что перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью все насекомые прячутся
и поэтому птицы улетают в теплые края.
-Все ли птицы улетают на юг? Какие птицы не улетают на юг? (вороны, голуби, синички,
сороки. снегири, воробьи и т.д.)
-Почему эти птицы не улетают на юг? -
Эти птицы питаются семенами и ягодами.
--Как называются птицы, которые не улетают на юг? (зимующие)
Игра «Четвертый лишний»
* журавль, грач, курица, ласточка.
* медведь, лиса, лебедь, заяц.
* утка, скворец, ворона, лебедь.
* голубь, воробей, ласточка, синица.
Игра «Закончи предложение»
- Журавль большой, а ласточка…
- Лебедь белый, а скворец…
- Грач – перелетная птица, а ворона …
- Утка серая, а лебедь…
Физминутка
Я гостей вам представляю:
Вот аист идёт длинноногий и важный.
Вот гусь в красных сапожках шагает важно,
А вот утка маленькими шажками идёт
И утят с собой ведёт.
Ласточки с лапки на лапку переваливаются.
Вдруг откуда не возьмись ястреб налетает-
Птиц всех разгоняет.
А сейчас дети давайте поиграем.
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите
название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист,
журавль, воробей, цапля и др.
-Ребята, а как же птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они
совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им
подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто
облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе;
некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие
выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц:
некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Упражнение «Скажи одним словом» -
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его
возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).
У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
У ласточки острые крылья, она …(острокрылая).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что …
(насекомые прячутся и им нечем питаться).
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …(он достает жучков и насекомых
из-под коры).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет, заливается) и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить
птенцов).
Итог занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали,
отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.