Автор: Клубова Екатерина Валерьяновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: план-конспект логопедического занятия
Тема: "Звук и буква Вв".
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ логопедического занятия, проведенного
в 1 классе школы ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа-интернат №3»
учителем-логопедом Клубовой Е.В.
ТЕМА УРОКА:
Звук и буква Вв.
Цель: Познакомить с артикуляторно-акустической характеристикой звука В. Познакомить с буквой В.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
•
формирование интереса к учебному материалу;
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
•
формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
•
воспитание нравственных качеств личности: сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремлённости,
терпения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
•
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
•
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и
право каждого иметь свою;
•
развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;
•
формирование умений работать в статичных парах и группах в режиме интерактивного обучения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
познакомиться с согласным звуком [в], буквой в;
читать слоги, слова;
анализ и синтез слогов и слов;
Оборудование урока:
•
аудиозапись
•
карточки с заданиями
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
1.
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. - Тихо садятся
девочки и ещё тише мальчики.
Взаимное приветствие.
2.
Актуализация
знаний
Слышится карканье Ворона в записи.
-Ребята, только что, к нам прилетал ворон
и принёс нам секретный конверт! Давайте
скорее посмотрим, что же там.
Учитель с подоконника берёт заранее
приготовленный конверт с письмом,
буквой заданиями.
Из конверта достаётся буква «В» и
прикрепляется на доску.
-Кто-то из вас уже знаком с ней?
Что это за буква?
-Давайте перед нашим занятием проведём
небольшую разминку.
-Кто мне скажет, зачем нам это нужно?
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Упражнение выполняется в форме игры
«Делай, как я». Взрослый выполняет
поочерёдно движения губами в любом
порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у -
а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5
секунд, а ребёнок повторяет.
«Парус»
Улыбнуться, широко открыть рот,
поставить язык за верхние зубы так, чтобы
кончик языка крепко упирался в зубы.
-Это буква В.
-Чтобы хорошо и чётко говорить.
Удерживать 5-10 секунд.
Артикуляционная гимнастика
Попросите ребенка сесть ровно, голову
держать прямо и спокойно.
Верхнюю губу следует приподнять,
нижнюю приблизить к верхним зубам.
Тянем длительно на выдохе звук «В».
Игра Ветерок
Игра заключается в следующем. Вместе с
ребенком нужно изобразить маленький
(совсем легкий) ветерок. Для этого
длительно протяните тихим голосом звук
«В». Затем повторите тоже громким
голосом «В», изображая большой
(сильный) ветер.
Чей ветерок дольше гудит
Играйте с ребенком в эту игру, слушайте
«ветер» и оцените кто дольше сможет
тянуть «В» на одном выдохе.
Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с
указательного, по очереди касается
большого пальца этой же руки,
произносим слоги «ва», «во», «ву», «вы»
при каждом соприкосновении. Взрослый
может помочь малышу, если он сам не
сможет правильно соединять пальцы.
-Итак, чем мы с вами занимались?
-Что у нас сейчас работало?
-Тренировались грамотно
произносить звуки.
-Ушки, глазки, рот.
3.
Постановка
учебной задачи
На доске прикреплена буква «В» и
иллюстрация со звуками [В] и [В’]
-Итак, давайте ещё раз посмотрим на
доску. Как вы думаете, чем мы сейчас
будем заниматься?
-На что похожа эта буква?
-Есть ли у вас здесь дети, в именах или
фамилиях которых встречается буква В?
-Хорошо. Теперь мы с вами немного
почитаем и заодно повторим буквы,
которые вы уже прошли ранее.
У каждого ребёнка карточки со словами,
разделёнными на слоги.
-Со-ва, мы-ло, нос, ла-ма, во-лы, сон, у-ха,
мул, у-хо, мас-ло, му-ха, во-ло-сы, сын,
слон, са-ло, Во-ва, вол-ны, ван-на.
-Подчеркните в словах те слоги, в которых
нам встретилась буква «В».
-Какие это слова?
-Знакомиться с буквой и звуком «в».
-Ответы детей?
-Ответы детей.
-Сова, волы, волосы, Вова, волны,
ванна.
Физкультминутка
*Будут использованы в ходе занятия,
глядя на состояние и усталость детей.
Снеговик,
А с ним метелка
Буквой В стоят под елкой.
Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что
подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
(показываем, какой сильный).
4.
«Открытие»
новых
знаний
У каждого ребенка карточки с
иллюстрациями разных предметов
посуды.
-Какие слова с буквой В вы нашли на
картинке? Обведите их в кружок, а потом
мы с вами проверим.
-Теперь нам с вами нужно назвать каждый
предмет так, чтобы было слышно, что в
нём есть звук [В].
-Есть здесь предмет, у которых «В» в
-Половник, сковорода, ваза, ковш,
кувшин, вилка, ведро. (Поварёшка –
вместо ложки.)
-Ваза, вилка, ведро.
начале слова?
-А в середине?
-А в конце?
-Хорошо, молодцы. А теперь давайте
отложим и перевернем наши картиночки,
чтобы сыграть в игру.
Каждый раз, когда вы будете слышать
звук [В], слог и слово, в котором есть [В] -
вы будете хлопать в ладошки, а когда его
не будет – будете сидеть тихо.
-А, м, в, к, т, у, в, д, о, в.
-Ма, ты, во, су, ва, но, кэ, вы, ву.
- Сова, панама, кот, вышка, ваза, окно,
волосы, новость.
У каждого ребёнка карточка со
стихотворением.
-А сейчас нам с вами нужно будет с вами
прочитать стихотворение про сову.
Ва-ва-ва глазастая сова.
Во-во-во летит на дерево.
Ву-ву-ву увидели сову.
Вы-вы-вы вот и нет совы.
-Половник, сковорода, ковш,
кувшин, поварёшка
-Таких слов нет.
-Внимательность.
-Ушки и рот.
-Как вы думаете, для чего мы читали это
стихотворение?
-Чтобы хорошо и четко произносить
слоги со звуком [в].
5.
Первичное
закрепление
нового
материала
У каждого ребёнка на столе лежит
карточка с упражнением «Помощница».
-У каждого из вас есть карточка. Вам
нужно помочь девочке Тане поставить
чайную посуду на поднос, столовую – на
обеденный стол, а кухонную – в шкафчик.
Проведите линии от соответствующей
посуды к нужному месту. У вас должно
быть три линии разного цвета.
-Теперь поиграем в другую игру. Мы с
вами будем эхом в лесу. Буду называть
цепочки слогов, а вам нужно будет их
правильно повторить.
- Ва-во-ву; вы-ва-ву; ву-во-вы; во-вы-
ва; ва-во-ву-вы.
-Ребята, в слоге ВА (ВО, ВУ) сколько
звуков? Назовите первый, каким цветом
обозначим? Назовите второй, каким
цветом
обозначим?
На доске выкладывается схема с помощью
магнитиков.
6.
Закрепление
ранее
изученного
материала
На партах у детей лежит карточка с
заданием «Поможем маме».
-Теперь девочку Таню мама попросила
помочь и разложит соль, сахар, сухари,
конфеты, хлеб и масло в
-Сахар в сахарницу; соль в
солонку; сухари в корзинку,
конфеты в вазочку, хлеб в хлебницу,
масло в масленку.
соответствующую посуду. Вам нужно
соединить парами продукт с предметом
посуды.
-В каких словах нам встретилась наша
буква?
-Хорошо, молодцы.
-Только в слове «вазочка».
7.
Рефлексия
учебной
деятельности
-Итак, наше занятие подошло к концу.
Кто мне расскажет, чему мы учились?
(цель урока)
-Какую тему повторили? (посуда)
Что вам показалось сложным? Что было
интересным?
- А сейчас у каждого из вас есть на столе
тарелочка. Если вам все понравилось –
нарисуйте на ней что-то вкусное - зелёным
цветом. Если вам понравилось, но что-то
не получилось – нарисуйте что-то
вкусное, но не очень - желтым цветом. И
если вам совсем ничего не понравилось, то
нарисуйте на тарелочке что-то невкусное -
красным цветом.
-Всем спасибо за занятие. Вы все сегодня
очень старались и большие молодцы. До
свидания.
Производят рефлексию. Проводят
самоанализ.