Автор: Клубова Екатерина Валерьяновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №3"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: план-конспект логопедического занятия
Тема: "Звук и буква Ш".
Раздел: начальное образование
Конспект логопедического занятия,
проведенного в 1 классе школы – интерната №3
учителем-логопедом Клубовой Е.В.
Тема урока: «Звук и буква Ш»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: Уточнить артикуляцию. Закрепление правописания и четкое произношение звуков в словах, слогах.
Задачи:
Образовательные - закрепить зрительный образ буквы Ш ; учить читать слоги, слова, предложения с изученными
буквами;
Коррекционно – развивающие - Уточнить звукопроизношение и автоматизировать звука Ш в слогах. словах
предложениях и речи;развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, звукобуквенного
анализа;
Воспитательные - воспитывать навыки самоконтроля за речью и самопроверки, внимательности.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки.
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
I.
Организационный
момент.
Здравствуйте, ребята.
Воспринимают информацию,
готовятся к работе на уроке.
II. Актуализация
знаний и умений.
- Артикуляционные упражнения.
(перед каждым учеником лежит
индивидуальное зеркало)
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно
положить язык на нижнюю губу и,
пошлепывая его губами, произносить
звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать
зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит
неподвижно, не дрожит на нижней губе,
касаясь углов рта, верхние зубы видны.
Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком
языка гладить вперед – назад небо от
бугорков верхних зубов (как
кисточкой).
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю
губу, а затем облизать сверху вниз
верхнюю губу, убрав язык за верхние
зубки. Челюсть не двигать.
«Парус»
Поднять широкий язык и зацепить за
верхние зубы, удерживать в таком
положении на счет от 1 до 5
«Чашечка»
Сделав «Блинчик», широкий язык
поднять вверх, придавая ему форму
«Чашечки» (не пролить водичку).
Следить, чтобы боковые края и кончик
языка не опускались. Удержать под счет
от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за
верхние зубы и удержать под счет от
1до 5.
«Остудим чаек» или «Парус»
Сделать «Чашечку», завести за верхние
зубы и подуть в нее, как бы на верхние
зубки.
«Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть
рот и, прижав широкий язык всей
плоскостью к небу, широко открыть
рот. (Язык будет напоминать тонкую
шляпку грибка, а растянутая
подъязычная связка — его ножку.)
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на
верхнюю губу так, чтобы боковые края
его были прижаты, а по середине языка
был желобок, и сдуть ватку,
положенную на кончик носа. Воздух
при этом должен идти посередине
языка, тогда ватка полетит вверх.
Занятия дадут наилучший результат,
если они проводятся в игровой форме.
- Ребята, перед вами картинки с
изображением предметов. Одни
пригодятся для детского сада, а другие
для школы. Разложите их на 2 группы.
- Ученик подходит к доске, берёт
картинку, называет предмет,
изображённый на ней, используя фразу:
"Это мяч - игрушка" и т.д.
III. Постановка
целей урока.
- Что мы с вами сейчас делали?
- Как вы думаете о чем мы будем
говорить сегодня с вами?
- раскладывали предметы на две
группы, к школе и детскому саду.
- о школьных предметах, и
игрушках.
- Давайте поиграем с вами, я называю
слова, а вы хлопаете, если в слове есть
звук "ш" и запоминаете слова: дневник,
мишка, тетрадка, пенал, лошадка, ручка,
карандаш, портфель, машинка, шар,
стол, доска.
- Какой звук мы ловили?
-Давайте произнесём наш новый звук
чётко в скороговорке
- Шестьмышат вкамышешуршат.
- Звук «Ш»
IV. Работа по теме
урока.
- Давайте поиграем в игру «Найди
слово». У вас лежат карточки, нужно
определить место звука Ш в словах и
правильно поставить значок на
карточке. (Шина, картошка, мышка,
лошадка, штаны, шарик, матрешка,
шапка, каша, горшок, малыши, шуба)
- Теперь поработаем самостоятельно.
Фокусы. Заменить первый звук на Ш.
Чашка-----
Дар-----
Губы-----
Мыло-----
Топот-----
- Немного отдохнем, и поразгадываем
загадки:
1. Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
- Выполняют задание.
Книжки, ручки и альбом.
2.Я все знаю, всех учу
Хотя сам всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
3.Два конца, два кольца,
А по середине гвоздь.
4. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я?
5. У меня нарядов много,
И со всеми я дружу.
Кто письмо писать захочет,
Все, что хочешь, напишу.
6. Если ты его отточешь ,нарисуешь все,
что хочешь.
Солнце, горы, море, пляж.
Что же это?
Физкультминутка.
- портфель
- Букварь
- ножницы
- Тетрадь
- Ручка
- Карандаш
V. Закрепление
изученного.
- Сейчас я вам прочитаю стишок,
слушайте внимательно:
Ша-ша-ша-мама моет малыша.
Шу-шу-шу-я письмо пишу.
Ши-ши-ши- на поляне малыши.
Аш-аш-аш-дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня красивый ковш.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш-смеется малыш.
Ошка-ошка - на дорожке кошка.
Ишка-ишка- в норке мышка.
- А вы, сможете повторить эти стихи?
- Повторяйте все за мной.
- Сейчас мы будем дарить подарки. Я
буду дарить одну игрушку, а вы много,
не забывай правильно называть.
Игра «Один – много»
Вертушка – вертушки
Орешек – орешки
Карандаш – карандаши
Машина – машинки
Лошадка – лошадки
Шар – шарик
- Где мы играли в эти игрушки?
- А что мы сегодня положили в наш
портфель?
- Чему мы учились сегодня на уроке?
- В детском саду
- Школьные принадлежности.
VI. Рефлексия.
Светофор.
Раскрась кружок :
Красный – было трудно, не понятно
Жёлтый – было понятно, но не все,
затрудняюсь
Зелёный – было все понятно и
интересно