Напоминание

«Формирование представлений детей о различных эмоциональных состояниях. Способы развития эмоционального интеллекта дошкольников»


Авторы: Головкина Оксана Васильевна, Плюснина Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: «Формирование представлений детей о различных эмоциональных состояниях. Способы развития эмоционального интеллекта дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическое пособие

«Формирование представлений детей о различных эмоциональных

состояниях. Способы развития эмоционального интеллекта

дошкольников»

1. Введение: «О способности дошкольника понимать свои и чужие эмоции,

управлять ими».

В последнее время психолого-педагогическая печать стала заметно

больше уделять внимание решению задач психоэмоционального развития

детей. Весь спектр эмоций-радость, интерес, страх, печаль, доверие, злость,

удивление и другие имеют место быть у наших детей. Любая эмоция ребенка-

это ключ к познанию окружающего мира. Главное, чтобы каждый ребенок в

группе чувствовал себя нужным, значимым и услышанным.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка- процесс достаточно

сложный и трудный. Прежде всего надо научить детей взаимодействию с

окружающими, понимать себя и других. И не только понимать, но и правильно

реагировать на чувства других. Принятие чужих чувств, осознанное

сопереживание и сочувствие способствуют формированию тесной внутренней

связи с родными и друзьями и являются неизменной частью успешной

семейной жизни в будущем.

Наблюдения показали, что многие дети в группе не умеют регулировать

свое поведение. Это говорит о том, что эти дети не понимают своих чувств, а

просто реагируют на ту или иную ситуацию. Значит, необходимо развивать

уровень эмоционального интеллекта. Каждый воспитанник должен понимать

свои эмоции, понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Есть

чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье.

От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Находясь в детском

саду, дети переживают все многообразие эмоций. Задача воспитателя учить

выражать свои чувства приемлемым способом, побуждать ребенка

анализировать свое состояние. И когда он научится распознавать эмоции,

проживать их, то сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?» Чтобы

помочь детям познать все многообразие эмоций, научиться осознавать и

выражать словами свои и чужие чувства, мы разработали цикл игровых

занятий, с помощью которых нами был найден путь к эмоциональной сфере

ребенка.

2. О содержании игровых занятий по развитию эмоционального интеллекта

детей.

Прежде всего мы определили тематику игровых занятий:

«Меня зовут радость» /об эмоции «Радость» /

«Со мной ты никогда не заскучаешь» /об эмоции «Интерес» /

«Справляюсь с пугающей ситуацией» /об эмоции «Страх» /

«Что-то пошло не так» /об эмоции «Печаль» /

«Умею дружить» /об эмоции «Доверие» /

«Объясним без кулаков» /об эмоции «Злость» /

«Вижу что-то новое!» /об эмоции «Удивление» /

Разработанную нами тематику игровых занятий мы дополнили темами

тренинга личностного роста на основе знакомства детей со сказками. / Книга

«Сказкотерапия в ДОУ и семье» - авторы: Н.В.Микляева, С.Н.Толстикова,

Н.П.Целикина. /

В рамках краевого конкурса «ПРО-Эмоции» нам уже удалось

организовать игровые занятия по сказке Н. Абрамцева «Тише, пожалуйста.»

Дети фантазировали, играли, учились понимать себя и свое настроение,

сохранять определенное эмоциональное равновесие, контролировать и

управлять собственным гневом и страхом. Ребята с большим удовольствием

выполняли интересные задания и придумывали варианты возвращения

хорошего настроения. Дети с большим удовольствием играли в игры: «Работа с

чувствами», «Ладошки», «Коробочка эмоций», «Цветок». Материалы тренинга

предложили интересные упражнения на релаксацию, а также творческие

задания.

Большой интерес вызвал цикл игровых занятий по русской народной

сказке «Морозко». Они помогли наполнить жизнь наших детей

разнообразными впечатлениями, творчеством, игрой, общением. Дети учились

уважительно относиться к людям, сопереживать. Наши дошкольники прекрасно

справились с творческими заданиями, предложенными авторами

«Сказкотерапии». Например, некоторые дети нарисовали, а некоторые

вылепили из соленого теста образ мачехи так, как они ее себе представляют.

Даже была нарисована мачеха в виде птицы, дерева. А один ребенок сказал: «Я

нарисовал мачеху в виде сердца, одна половина сердца любит свою дочку и

лучи греют ее, а другая половина – без лучиков, а рядом с этой половинкой

стоит старикова дочь.» Интересными были и обсуждения детей о том, что

почувствовали, когда рисовали мачеху. Тренинг «Как справиться со своими

эмоциями» предложил нам такие формы работы, как:

обсуждение проблемной ситуации;

работа с пословицами;

игры- театрализации;

работа с метафорами.

Перед игровыми занятиями мы часто используем сюрпризные моменты

(появление персонажа из сказки, из волшебного сундучка и др., волшебные

слова, книжки-самоделки).

Очень важны ролевые игры- дети с удовольствием играют в «настоящую»

жизнь, которая становится для них интереснее.

Правильная организация игровых занятий с детьми по развитию

эмоционального интеллекта способствует тому, что ребенок из пассивного

бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника.

3. Об использовании инновационных технологий взаимодействия с родителями.

В процессе развития эмоционального интеллекта ребенка

непосредственное участие принимают родители. Индивидуальная работа с

ними оказывает свое положительное действие и дает хороший результат.

Многие родители стали побуждать ребенка самостоятельно выражать свои

чувства, стали интересоваться, что чувствует их ребенок в различных

жизненных ситуациях. Мы рекомендуем родителям использовать в работе с

детьми детскую художественную литературу. Слушая увлекательную историю

и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения ребенок в

то же время упражняется в решении целого ряда сложных интеллектуальных

задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать действия. Радует

то, что наши родители прислушиваются к рекомендациям воспитателей: все

приобрели серию книг «Один дома». Это необыкновенные книги- собрание

самых разнообразных идей, открытий, сюрпризов. С минимальной помощью

родителей дети создают настоящие шедевры. Им удается превратить обычные

предметы в необыкновенные и очень нужные вещи.

Эффективно используют родители мозаику серии «Цвет Творчества» /

автор Н.В. Дубровская / Это настоящее наглядно-методическое пособие для

родителей. Композиции сопровождаются пояснительным текстом, рисунком и

цветной иллюстрацией. Собирание мозаики очень важно для психического

развития ребенка. Один из акцентов- развитие целенаправленной деятельности,

волевой регуляции поведения. Занимаясь мозаикой вместе с дошкольником,

родители помогут развитию всей его психической деятельности, заложат в нем

стремление к творчеству и самостоятельности. Используя простые пошаговые

инструкции, предложенные авторами этих книг, дети вместе с родителями

смогут своими руками создать оригинальные творческие поделки. А

творческий труд- это высшая форма труда. От него не устают, напротив, в нем

черпают силы и бодрость, он захватывает и увлекает человека гордой радостью

создать что-то удивительное, нужное. Дети почувствуют себя творцами.

4. О создании мини-музея «Чувств и эмоций».

Как учить эмоции еще, кроме как анализировать и объяснять

происходящее?

Конечно, через игру и творчество. И в нашей группе появился мини-музей

эмоций, сделанный руками детей. Мы уверены, что наш музей поможет

справиться с возникшими трудностями, будь то страхи, агрессия или

застенчивость.

Идея создания мини-музея «Чувств и эмоций» возникла у нас в связи с

появлением в печати новых инновационных технологий по развитию

эмоционального интеллекта детей. В настоящее время наш мини-музей начал

действовать. В нем сосредоточены материалы:

картотека эмоций;

неповторимая коллекция разноцветных поделок;

компас эмоций / по аналогии уникальной игры, которая показывает, какие

чувства ребенок ощущает в той или иной ситуации /.

Памятки для родителей, которые разработаны нами по просьбе родителей. Вот

некоторые их темы:

- «5 этапов развития эмоциональной сферы дошкольника»;

- «Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного

возраста»;

- «Научите ребенка понимать самого себя»;

- «Как развивать у дошкольника коммуникативные навыки».

На небольшом красочном планшете мини-музея мы поместили обращение к

родителям. Вот его содержание:

Уважаемые родители!

Принимайте самое активное участие в процессе развития эмоционального

интеллекта своих детей. Больше играйте с детьми, придумывайте

интересное, творите – и вы удивитесь какой творческой личностью

вырастет ваш ребенок!

Желаем вам успеха!

Мини-музей будет продолжать работать. В настоящее время

разрабатываем постоянно действующую игру «Что я чувствовал сегодня». Суть

этой игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал

эмоцию сегодняшнего дня. Для этого мы распечатаем все эмоции любимого

персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих

переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

/Распечатку эмоций персонажа готовим в картинном варианте/.

У нас много и других идей, содержание которых будет способствовать

эффективному функционированию мини-музея «Чувств и эмоций».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!