Авторы: Ригина Руслановна Абдырова, Анна Игоревна Щеболева
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сезонное дерево, на магнитном основании"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Методическое пособие «Сезонное дерево, на магнитном основании».
Авторы: Абдырова Ригина Руслановна, Щеболева Анна Игоревна.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о
сезонных изменениях в природе, о временах года.
Направление пособия:
- позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе в
разное время года;
- пособие можно использовать как часть календаря природы;
- способствует эффективному запоминанию времён года, позволяет
увеличить словарный запас, развивает речь детей, мелкую моторику;
- развивает коммуникативные качества в игре и других видах деятельности;
- способствует развитию воображения как основы творческой деятельности,
помогает формированию процесса нестандартного мышления;
- пособие находит применение во многих областях НОД: художественно –
эстетическом развитии (рисование, лепка, аппликация), речевом развитии
(составление рассказов), познавательном развитии (ФЦКМ, ФЭМП).
Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Задачи:
Познавательное развитие:
- углублять и расширять знания о временах года;
- развивать математические способности, мелкую моторику рук, зрительное
восприятие, умение концентрировать внимание.
Социально – коммуникативное развитие:
- формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания;
- воспитывать бережное отношение к используемым материалам, желание
участвовать в изготовлении игрушки – пособия.
Речевое развитие:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- активизировать словарный запас.
Художественно – эстетическое развитие:
- развивать творческое мышление, восприятие, художественно –
эстетический вкус;
- формировать процесс нестандартного мышления.
Физическое развитие:
- тренировать и укреплять глазные мышцы.
Актуальность.
Дидактическое пособие может быть использовано как в
образовательной деятельности, так и в игровой. Работа с пособием
направлена на закрепление знаний детей об окружающем мире и
характерных признаках времён года, о животном и растительном мире; на
повышение уровня развития речи, активизацию мыслительных процессов.
Пособие прекрасно подходит для обыгрывания различных тематических
сюжетов, может служить фоном для показа мини – спектаклей. Пособие
соответствует ФГОС ДО. Оно содержательно – насыщенно (разные
атрибуты, изображающие птиц, животных, насекомых, листья, цветы,
снежинки, фрукты и другое); многофункционально, доступно и безопасно в
использовании. Есть возможность изменений и корректировки в зависимости
от образовательной ситуации и задач, поставленными педагогом
(периодическая сменность игрового материала в зависимости от интересов
детей, дополнение другими дидактическими пособиями). Пособие носит
развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей
интерес, создаёт условия для возможности выбора материала, позволяет
закреплять полученные знания, формировать новые представления и способы
познавательной деятельности. Пособие предполагает использование его
детьми в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные
правила и придумывание новых. Дети осмысливают новый материал,
находят ему применение.
Культура оформления дидактического пособия.
Подготовка стены проходила в шесть этапов:
очистка стены от старого покрытия;
шпатлевание;
грунтование;
нанесение магнитного грунта;
нанесение белой краски, для выравнивания цвета;
нанесение голубой краски, которая будет служить фоном.
Следующим шагом было рисование самого дерева.
Дидактическое пособие имеет магнитное основание, что позволяет без
особого труда менять элементы.
Все элементы пособия имеют возможность сменности составляющих при
возникновении неисправности деталей, либо при приведении их в
непригодность. Пособие позволяет: использовать предметы – заменители,
дополнять другими необходимыми атрибутами (развитие фантазии).
Атрибуты пособия соответствуют физическим параметрам детей (размер,
вес), а так же находятся в зоне доступности ребёнка. Атрибуты
Используемый демонстрационный материал разнообразен, подбирался с
учётом индивидуальных особенностей восприятия детей. Эти плоскостные и
объёмные фигурки знакомы детям и понятны, так же они привлекательны,
вызывают интерес и желание играть с ними. Модели и изображения
реалистичны, по возможности соответствуют реальному объекту (внешний
вид, размер). Составляющие пособия эстетически оформлены, аккуратны и
безопасны в использовании.
Уникальность и новизна пособия.
Любое новое пособие вызывает у детей интерес. А когда оно большое,
красочное, располагающее к игровым действиям, то вдвойне привлекает
внимание детей.
Методические приёмы работы с пособием: ознакомление с признаками
времён года, рассматривание, ситуативные беседы, составление рассказов,
сказок, отгадывание загадок, чтение и заучивание стихов о птицах и
животных, о деревьях, дидактические игры, ручной труд по изготовлению
составляющих пособия, обыгрывание, практические действия (замена и
ремонт материала), рисование, лепка, аппликация по теме, счёт, составление
задач.
Время года
Образовательная
деятельность
Применение пособия в
образовательной
деятельности
Весна
Коммуникативная.
ФЦКМ. «Признаки
весны».
Изобразительная.
Аппликация
«Скворечник для
скворцов». Комарова
Т.С.
Коммуникативная.
ФЦКМ. «Весна в мае».
ФЭМП. Счёт.
Составление задач.
Рассматривание
цветущих деревьев,
зеленеющей листвы.
Рассматривание макета
скворечника.
Рассматривание
цветущих деревьев,
птенцов в гнёздах,
цветов, насекомых.
Считают цветочки на
дереве, листья,
насекомых, бабочек.
Лето.
Коммуникативная.
ФЦКМ. «Признаки
лета».
Изобразительная.
Аппликация «Цветы».
ФЭМП. Счёт.
Составление задач.
Изобразительная.
Рисование «Нарисуй
картинку про лето».
Коммуникативная.
Составление
предложений.
Придумывание
рассказов, сказок.
Рассматривание зелёной
листвы, насекомых,
птиц.
Беседа о цветах.
Считают бабочек,
Комарова Т.С. стр.
27.
Коммуникативная.
Составление
предложений.
Придумывание
рассказов, сказок.
жучков, птиц, листочки,
ягоды.
Рассматривание и
беседа о том, что бывает
летом.
Использование
элементов макета.
Коммуникативная.
Составление
предложений.
Придумывание
рассказов, сказок.
Осень.
Коммуникативная.
ФЦКМ. «Краски
осени». Вострухина
Т.Н. стр.86.
Изобразительная.
Рисование «Золотая
осень». Комарова Т.С.
стр.35.
ФЭМП. Счёт.
Составление задач.
Изобразительная.
Аппликация
«Листопад». Лыкова
Л.А. стр. 36.
Коммуникативная.
ФЦКМ. «Кто живёт в
лесу». Николаева
С.Н. стр.33.
Изобразительная. Лепка
«Грибы». Лыкова И.А.
стр.44.
Рассматривание: осадки,
цвет листьев, грибы,
спелые яблоки, груши.
Рассматривание: спелые
фрукты, разноцветные
листья.
Считают листья, яблоки,
груши.
Рассматривание
листьев. Листопад.
Рассматривание
животных, птиц,
насекомых во все
времена года.
Рассматривание грибов.
Беседа о съедобных и
несъедобных грибах.
Использование
элементов макета.
Использование
элементов макета.
Зима.
Коммуникативная.
Составление
предложений.
Придумывание
рассказов, сказок.
Коммуникативная.
ФЦКМ. «Признаки
зимы».
Изобразительная.
Рисование с элементами
аппликации «Был
заинька серый, стал
белый». Лыкова Л.А.
стр.58.
Изобразительная. Лепка
«Прилетели птицы:
снегири, синицы».
Лыкова Л.А. стр.88.
Рассматривание: снег,
снежинки, осадки,
медведь в берлоге.
Рассматривание
зайчика. Беседа о
приспособлении зайцев
к зимним условиям.
Считают снегирей,
снежинки.
Рассматривание
кормушки. Сходство и
различие птиц.
Рассматривание
снегирей.
Вывод: Дидактическое пособие «Магнитное дерево» востребовано детьми
и способствует их всестороннему развитию.
Образовательные результаты.
В результате использования данного пособия:
- стимулируется детская инициатива, интерес и активность;
- дети приобретают навыки самостоятельной работы с различным
материалом;
- формируется навык коллективной деятельности;
- развивается коммуникативная деятельность;
- развивается мелкая моторика.
Используемая литература.
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного бразования, М:2013г.
2.
«Разработка основной образовательной программы дошкольного
образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
3.
Юстус Т.И., Дударёва А.И., Короткова Ю.А. и др. «Создание условий
для становления инициативности дошкольников в детском саду.
Методические рекомендации». Красноярск, 2015г.