Автор: Зобенко Светлана Микзякиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №1512
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Предупреждение эмоционального выгорания педагогов
Раздел: среднее образование
Статья: Зобенко С.М. педагог-психолог ГБОУ Школа №1512
Предупреждение эмоционального выгорания и конфликтов в
школе в школе
Конфликты могут быть разделены на 3 большие группы.
Первая группа –это мотивационные конфликты. Они возникают между
учителем и учащимся по причине слабой учебной мотивации учеников.
Возникает взаимная неприязнь, противостояние и можно сказать борьба.
Например, о чем говорят учителя: об учениках, которые не хотят учиться.
А ученики говорят об учителях: они не хотят понять ученика, ставят
несправедливые оценки, не уважении к ученикам.
Мотивационные конфликты возникают потому, что в школе учителя и
ученики как бы противопоставлены, имеют разные цели и разную
направленность.
Вторая группа – это конфликты связанные с организацией обучения в
школе.
Начиная обучение в школе, ребенок переживает довольно сложный этап в
своей жизни: происходит смена деятельности с игровой на учебную,
меняется социальная позиция из ребенка он превращается в школьника.
Возникают новые для него обязанности и требования. Адаптация может
длиться до 1.5 лет. И только он привыкает к своей роли ученика и к учителю
как наступает новый конфликтный период, и он переходит в 5 класс. И
начинает учиться у новых учителей. После первого учителя, который опекал
своих ребят учителя предметники более строго относятся и требовательно. И
приспособиться сразу к нескольким учителям не легко, да предметы более
сложные, чем в начальной школе.
Затем ребенок опять сталкивается с новой проблемой в 9 классе, куда идти
дальше. Выборе профессии. Здесь бывают неудачи, срывы
,
проблемы.
Третья группа-конфликтов состоит из взаимодействий учащихся между
собой, учителей, администрацией. Распространенные между учащимися
конфликты — это борьба за лидерство, конфликты между девочками и
мальчиками. Конфликты между детьми и учителями. Подростки имеют
недоверие к учителю. Конфликты между учителями «началки» и
предметниками. Учителя начальной школы с горечью говорят о том. Что
сколько они потеряли усилий, чтобы научить детей считать и писать. А
предметники считают детей недостаточно самостоятельными. Так же
возникают конфликты с администрацией школы в связи с инновацией в
образовании за последние время.
Таким образом мы убедились, что школа буквально насыщена
педагогическими конфликтами.
Педагогический конфликт и его структура.
Сфера конфликта может быть деловой и личностной. Взаимодействуя друг с
другом учителя и, ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. И
поэтому надо стремиться к тому чтобы конфликт происходил в деловой
сфере и не перетекал на личностную. Если сказать проще конфликтуйте,
культурно не переходя на личности! Беседа должна проходить в деловой
сфере. В противном случае подросток обидится и ожесточиться и изменений
в поведении не будет!
Нельзя говорить Нужно говорить
Ты грубый и невоспитанный, лентяй! Давай вместе подумаем почему
У тебя одни двойки по русскому! у тебя проблемы с русским.
А еще болтаешь на уроке! Тебе не интересно? Или что то
не понял? Тебе нужна помощь?
В случае если конфликт произошел, то помните, что он имеет свою
динамику. После стадии вспыхивания идет стадия угасания — вот тут-то и
уместна воспитательная коррекция. Когда произошла разрядка напряжения и
участники выплеснули свои эмоции. На этом этапе можно проводить
воспитательные беседы. Можно выявлять и устранять причины конфликтов.
Игровые методы решения конфликтов
Человек существует в двух измерениях своем внутреннем «Я» и во
взаимодействии с другими людьми. Свое «Я» нам близко и понятно. А вот
«Я» другого человека закрыто. Для нас это загадка. Которую надо разгадать.
Чувства, мысли, переживания и др. не представлены в каких-то видимых
формах, о них можно только догадываться. По словам, жестам, поведению и
др. Выйти за границы своего «Я» и приблизиться у внутреннему «Я»
другого не так-то просто. Существует несколько способов и методов
помогающие понять другого человека:
Метод интроспекции- человек ставит себя на место другого человека и
своим воображением воспроизводит мысли и чувства другого человека. На
основе данного анализа строит взаимоотношение с человеком. Упражнение
«Поставь себя на место другого человека».
Метод- эмпатии основан на технике чувствования во внутренние
переживания другого человека. Если вы эмоциональный человек склонный к
внутреннему мышлению, то данный метод будет вам полезен. И дает
высокие результаты если вы умеете доверять своему интуитивному
ощущению и способны вовремя остановить возникновение
интеллектуальных интерпретаций. Человек часто чувствует одно, но не
верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывает и принимает
решение основываясь на мыслительных схемах. А практика потом
показывает, что первое ощущение от сердца было правильным и точным. А
последующие рассуждение от головы- ошибочным!
Метод логического анализа-подходит для тех, у кого преобладает элемент
рационализации. Кто опирается на свое мышление .
Метод – отстраненности, т.е. Один из участников конфликта не включается в
режим конфликта проявляет сдержанность и равновесие. В результате
назревающий конфликт затухает. Есть такая сказка когда ссоры между
мужем и женой прекратились когда она брала в рот «волшебную водицу»
И так давайте потренируемся:
Типичные фразы: КАК НАДОГОВОРИТЬ:
ТЫ ДОЛЖЕН ХОРОШО УЧИТЬСЯ! - Я УВЕРЕН, ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ
ХОРОШО УЧИТЬСЯ1
ТЫ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ! - ИНТЕРЕСНО КАКИМ
ЧЕЛОВЕКОМ ТЫ ХОТЕЛ БЫ
СТАТЬ! КАКУЮ
ПРОФЕССИЮ ПЛАНИРУЕШЬ
ВЫБРАТЬ?
ТЫ ДОЛЖЕН УВАЖАТЬ СТАРШИХ - ТЫ ЗНАЕШЬ УВАЖЕНИЕ К
СТАРШИМ ЭТО ЭЛЕМЕНТ
ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА!
ТЫ ДОЛЖЕН СЛУШАТЬСЯ -КОНЕЧНО ТЫ МОЖЕШЬ ИМЕТЬ
УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ! СВОЕ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
НО К МНЕНИЮ СТАРШИХ
ПОЛЕЗНО ПРИСЛУШИВАТЬСЯ.
А теперь поупражняйтесь самостоятельно!
- Мы в твои годы жили гораздо хуже!
- Ты должен ценить нашу заботу о тебе!
- Сколько можно бездельничать!
- Давай дневник Я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой
дневник!
- Ты постоянно срываешь мой урок!
- Ты должен сидеть и внимательно слушать!
1.Упражнение «Терапия общения»
Упражнение помогает «погасить» возбужденного ученика, успокоить и
сбалансировать его психику. Снять конфликт.
Необходимо регулярно разговаривать с трудным подростком. Темы должны
быть интересные подростку.
Говорим спокойным мягким ровным умиротворяющим голосом. Не читайте
морали, общайтесь на равных. Звук голоса ваше дружелюбие и открытое
лицо выступят эффективным психотерапевтическим средством для
подростка.
1.
Если задали вопрос, то подождите, когда ответит собеседник на ваш
вопрос.
2.
Если высказываете свою точку зрения. То поощряйте ученика в то,
чтобы он высказал к ней свое отношение.
3.
Если вы не согласны, то формулируйте аргументы и поощряйте поиск
таковых самим учеником.
4.
Делайте паузы во время беседы. Не позволяйте себе захватывать все
пространство.
5.
Чаще смотрите в лицо своему собеседнику.
6.
И наконец чаще повторяйте фразы: как ты сам думаешь? Мне
интересно твое мнение. Почему ты молчишь? Ты не согласен со мной,
почему? Докажи, что я не права!
2.Упражнение «Мудрец»
Помогает упражнение спросить совета у самого себя. Лучший советчик
для себя вы сами., а точнее ваше подсознание. (3.Упражнение
«Внутренний луч»)
Затем представьте поляну на ней большой развесистый дуб. Под дубом
сидит старый мудрец. Который может ответить на любой вопрос.
Сформулируйте свой вопрос в уме. Выслушайте в уме ответ мудреца.
Можно ограничиться вопросом-ответом.
А можно организовать диалог с мудрецом.
За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату
вашей беседы. Поблагодарите за ответ.
3. Упражнение «Внутренний луч»
Сядьте в удобном кресле, (можно стоя) закройте глаза.
Представьте, что внутри вашей головы в верхней ее части возникает
светлый луч. Который медленно и последовательно движется сверху
вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица,
шеи, плеч, рук т.д. теплым ровным расслабляющим светом.
По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает
напряжение в области затылка. Ослабляются складки на лбу, опадают
брови, охлаждаются глаза, ослабляются зажимы в уголках губ,
опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы
формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека.
Удовлетворенного собой свое спокойной и стабильной! й жизнью.
Профессией и учениками.
Вы чувствуете внутреннее удовлетворение, удовольствие даже
наслаждение.
Говорите слова. Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной,
спокойной и стабильной! У меня все будет хорошо! У меня и сейчас
все хорошо, а будет еще лучше!
Список литературы: Самоукина Н.В. «Практическая психология в
школе»