Напоминание

Предупреждение эмоционального выгорания педагогов


Автор: Зобенко Светлана Микзякиновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №1512
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Предупреждение эмоционального выгорания педагогов
Дата публикации: 15.11.2020
Раздел: среднее образование





Назад




Статья: Зобенко С.М. педагог-психолог ГБОУ Школа №1512

Предупреждение эмоционального выгорания и конфликтов в

школе в школе

Конфликты могут быть разделены на 3 большие группы.

Первая группа –это мотивационные конфликты. Они возникают между

учителем и учащимся по причине слабой учебной мотивации учеников.

Возникает взаимная неприязнь, противостояние и можно сказать борьба.

Например, о чем говорят учителя: об учениках, которые не хотят учиться.

А ученики говорят об учителях: они не хотят понять ученика, ставят

несправедливые оценки, не уважении к ученикам.

Мотивационные конфликты возникают потому, что в школе учителя и

ученики как бы противопоставлены, имеют разные цели и разную

направленность.

Вторая группа – это конфликты связанные с организацией обучения в

школе.

Начиная обучение в школе, ребенок переживает довольно сложный этап в

своей жизни: происходит смена деятельности с игровой на учебную,

меняется социальная позиция из ребенка он превращается в школьника.

Возникают новые для него обязанности и требования. Адаптация может

длиться до 1.5 лет. И только он привыкает к своей роли ученика и к учителю

как наступает новый конфликтный период, и он переходит в 5 класс. И

начинает учиться у новых учителей. После первого учителя, который опекал

своих ребят учителя предметники более строго относятся и требовательно. И

приспособиться сразу к нескольким учителям не легко, да предметы более

сложные, чем в начальной школе.

Затем ребенок опять сталкивается с новой проблемой в 9 классе, куда идти

дальше. Выборе профессии. Здесь бывают неудачи, срывы

,

проблемы.

Третья группа-конфликтов состоит из взаимодействий учащихся между

собой, учителей, администрацией. Распространенные между учащимися

конфликты — это борьба за лидерство, конфликты между девочками и

мальчиками. Конфликты между детьми и учителями. Подростки имеют

недоверие к учителю. Конфликты между учителями «началки» и

предметниками. Учителя начальной школы с горечью говорят о том. Что

сколько они потеряли усилий, чтобы научить детей считать и писать. А

предметники считают детей недостаточно самостоятельными. Так же

возникают конфликты с администрацией школы в связи с инновацией в

образовании за последние время.

Таким образом мы убедились, что школа буквально насыщена

педагогическими конфликтами.

Педагогический конфликт и его структура.

Сфера конфликта может быть деловой и личностной. Взаимодействуя друг с

другом учителя и, ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. И

поэтому надо стремиться к тому чтобы конфликт происходил в деловой

сфере и не перетекал на личностную. Если сказать проще конфликтуйте,

культурно не переходя на личности! Беседа должна проходить в деловой

сфере. В противном случае подросток обидится и ожесточиться и изменений

в поведении не будет!

Нельзя говорить Нужно говорить

Ты грубый и невоспитанный, лентяй! Давай вместе подумаем почему

У тебя одни двойки по русскому! у тебя проблемы с русским.

А еще болтаешь на уроке! Тебе не интересно? Или что то

не понял? Тебе нужна помощь?

В случае если конфликт произошел, то помните, что он имеет свою

динамику. После стадии вспыхивания идет стадия угасания — вот тут-то и

уместна воспитательная коррекция. Когда произошла разрядка напряжения и

участники выплеснули свои эмоции. На этом этапе можно проводить

воспитательные беседы. Можно выявлять и устранять причины конфликтов.

Игровые методы решения конфликтов

Человек существует в двух измерениях своем внутреннем «Я» и во

взаимодействии с другими людьми. Свое «Я» нам близко и понятно. А вот

«Я» другого человека закрыто. Для нас это загадка. Которую надо разгадать.

Чувства, мысли, переживания и др. не представлены в каких-то видимых

формах, о них можно только догадываться. По словам, жестам, поведению и

др. Выйти за границы своего «Я» и приблизиться у внутреннему «Я»

другого не так-то просто. Существует несколько способов и методов

помогающие понять другого человека:

Метод интроспекции- человек ставит себя на место другого человека и

своим воображением воспроизводит мысли и чувства другого человека. На

основе данного анализа строит взаимоотношение с человеком. Упражнение

«Поставь себя на место другого человека».

Метод- эмпатии основан на технике чувствования во внутренние

переживания другого человека. Если вы эмоциональный человек склонный к

внутреннему мышлению, то данный метод будет вам полезен. И дает

высокие результаты если вы умеете доверять своему интуитивному

ощущению и способны вовремя остановить возникновение

интеллектуальных интерпретаций. Человек часто чувствует одно, но не

верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывает и принимает

решение основываясь на мыслительных схемах. А практика потом

показывает, что первое ощущение от сердца было правильным и точным. А

последующие рассуждение от головы- ошибочным!

Метод логического анализа-подходит для тех, у кого преобладает элемент

рационализации. Кто опирается на свое мышление .

Метод – отстраненности, т.е. Один из участников конфликта не включается в

режим конфликта проявляет сдержанность и равновесие. В результате

назревающий конфликт затухает. Есть такая сказка когда ссоры между

мужем и женой прекратились когда она брала в рот «волшебную водицу»

И так давайте потренируемся:

Типичные фразы: КАК НАДОГОВОРИТЬ:

ТЫ ДОЛЖЕН ХОРОШО УЧИТЬСЯ! - Я УВЕРЕН, ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ

ХОРОШО УЧИТЬСЯ1

ТЫ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ! - ИНТЕРЕСНО КАКИМ

ЧЕЛОВЕКОМ ТЫ ХОТЕЛ БЫ

СТАТЬ! КАКУЮ

ПРОФЕССИЮ ПЛАНИРУЕШЬ

ВЫБРАТЬ?

ТЫ ДОЛЖЕН УВАЖАТЬ СТАРШИХ - ТЫ ЗНАЕШЬ УВАЖЕНИЕ К

СТАРШИМ ЭТО ЭЛЕМЕНТ

ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА!

ТЫ ДОЛЖЕН СЛУШАТЬСЯ -КОНЕЧНО ТЫ МОЖЕШЬ ИМЕТЬ

УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ! СВОЕ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

НО К МНЕНИЮ СТАРШИХ

ПОЛЕЗНО ПРИСЛУШИВАТЬСЯ.

А теперь поупражняйтесь самостоятельно!

- Мы в твои годы жили гораздо хуже!

- Ты должен ценить нашу заботу о тебе!

- Сколько можно бездельничать!

- Давай дневник Я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой

дневник!

- Ты постоянно срываешь мой урок!

- Ты должен сидеть и внимательно слушать!

1.Упражнение «Терапия общения»

Упражнение помогает «погасить» возбужденного ученика, успокоить и

сбалансировать его психику. Снять конфликт.

Необходимо регулярно разговаривать с трудным подростком. Темы должны

быть интересные подростку.

Говорим спокойным мягким ровным умиротворяющим голосом. Не читайте

морали, общайтесь на равных. Звук голоса ваше дружелюбие и открытое

лицо выступят эффективным психотерапевтическим средством для

подростка.

1.

Если задали вопрос, то подождите, когда ответит собеседник на ваш

вопрос.

2.

Если высказываете свою точку зрения. То поощряйте ученика в то,

чтобы он высказал к ней свое отношение.

3.

Если вы не согласны, то формулируйте аргументы и поощряйте поиск

таковых самим учеником.

4.

Делайте паузы во время беседы. Не позволяйте себе захватывать все

пространство.

5.

Чаще смотрите в лицо своему собеседнику.

6.

И наконец чаще повторяйте фразы: как ты сам думаешь? Мне

интересно твое мнение. Почему ты молчишь? Ты не согласен со мной,

почему? Докажи, что я не права!

2.Упражнение «Мудрец»

Помогает упражнение спросить совета у самого себя. Лучший советчик

для себя вы сами., а точнее ваше подсознание. (3.Упражнение

«Внутренний луч»)

Затем представьте поляну на ней большой развесистый дуб. Под дубом

сидит старый мудрец. Который может ответить на любой вопрос.

Сформулируйте свой вопрос в уме. Выслушайте в уме ответ мудреца.

Можно ограничиться вопросом-ответом.

А можно организовать диалог с мудрецом.

За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату

вашей беседы. Поблагодарите за ответ.

3. Упражнение «Внутренний луч»

Сядьте в удобном кресле, (можно стоя) закройте глаза.

Представьте, что внутри вашей головы в верхней ее части возникает

светлый луч. Который медленно и последовательно движется сверху

вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица,

шеи, плеч, рук т.д. теплым ровным расслабляющим светом.

По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает

напряжение в области затылка. Ослабляются складки на лбу, опадают

брови, охлаждаются глаза, ослабляются зажимы в уголках губ,

опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы

формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека.

Удовлетворенного собой свое спокойной и стабильной! й жизнью.

Профессией и учениками.

Вы чувствуете внутреннее удовлетворение, удовольствие даже

наслаждение.

Говорите слова. Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной,

спокойной и стабильной! У меня все будет хорошо! У меня и сейчас

все хорошо, а будет еще лучше!

Список литературы: Самоукина Н.В. «Практическая психология в

школе»



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!