Напоминание

Организация учебного процесса с применением дистанционных технологий


Авторы: Ведерникова Ольга Константиновна, Лисица Олеся Викторовна
Должность: преподаватели клинических дисциплин
Учебное заведение: КГБ ПОУ
Населённый пункт: Приморский край, город Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: Организация учебного процесса с применением дистанционных технологий
Дата публикации: 16.11.2020
Раздел: среднее профессиональное





Назад




В виду нынешней пандемической ситуации, остро встал вопрос о том,

как осуществлять образовательный процесс? Как предоставить необходимую

информацию и не обделить знаниями обучающегося в условиях отдаленного

обучения? Ведь все мы понимаем, что дистанционное обучение не заменит

студентам «живого общения», поскольку основа обучения на дистанте –

самостоятельное усвоение знаний. Не все обучающиеся владеют навыками

самостоятельного образования, что требует дополнительного контроля со

стороны преподавателя. Однако, на сегодняшний день, это единственный

выход в сложившейся ситуации.

Давайте рассмотрим все положительные и отрицательные стороны

этого вида обучения:

Какие плюсы можно отметить при организации обучения такого

формата? Одним из достоинств дистанционного обучения- это развитие

навыка самостоятельного поиска информации, а также информацию не

только нужно «добыть», но и проанализировать, выделить наиболее важную

и значимую, исключить лишнюю, т. е. сколько психических функций

активизируется и включается в работу в головном мозге, а это несомненно

влияет и на формирование интеллекта и общих способностей обучающихся.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения

дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных

сторон:

например,

снижение

эффективности

занятия

при

слишком

длительной его продолжительности. Поэтому, очень важно рассчитать

оптимальную продолжительность занятия, для повышения эффективности и

качества усвоения материала. Так же может возникнуть необходимость в

модульном построении обучающего курса. При таком построении курса

имеет смысл сначала включать в план менее короткие по времени изучения

модули, затем – большие, а в заключение – опять короткие.

На сегодняшний день для проведения дистанционного обучения

активно используется платформа Zoom.

Занятия носят практико-ориентированный характер, такие занятия

требуют детальности в проработке структуры, определении функций

участников, промежуточных и конечных результатов.

Кроме практико-ориентированных занятий активно используются

творческие занятия, они не имеют заранее определенной и детально

проработанной

структуры.

В

творческом

проекте

преподаватель

(координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные

пути решения задач.

Необходимым

условием

творческих

проектов

является

четкая

постановка

планируемого

результата,

значимого

для

обучающихся.

Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу обучающихся с

первоисточниками,

документами

и

материалами,

зачастую

противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Подобные творческие

проекты

стимулируют

максимальную

активизацию

познавательной

активности обучающихся, способствуют эффективной выработке навыков и

умений работы, умений анализировать их, делать детальные выводы и

обобщения.

Работа с обучающимися проводится комбинированным способом, т.е.

накануне пишется в личном кабинете группы, у которой предстоит занятие,

что занятие состоится в программе Zoom, напоминая о заданиях. Задания

обучающиеся получают по электронной почте.

В ходе занятия в личном кабинете выкладывается презентация по

дисциплине. Параллельно ссылка для подключения к конференции через

Zoom. Обучающиеся подключаются, приглашаются в конференцию и

осуществляется проведение занятия в режиме онлайн, с возможностью не

только прямого общения, но и с возможностью просматривать презентации,

слайды, обучающие видеоролики и фильмы.

При

практико-ориентированном

творческом

подходе

активно

принимают участие и обучающиеся, например, участвуют в создании и

представлении презентаций. После чего, в режиме непосредственного онлайн

контакта, можно задать вопросы и высказать комментарии по данному

выступлению. Также активизируются и другие обучающиеся в обсуждении.

Время от времени в ходе занятия, для контроля, присутствия обучающихся, в

чате, можно вести переписку, и удостовериться, что все слышат и видят

преподавателя. Студенты, как правило, относятся к ситуации с пониманием.

Онлайн-курс в большей мере делает обучение «перевернутым», то есть

предполагает самостоятельное изучение студентами материалов так, чтобы

ценное время лекции и, тем более, семинара тратилось на уточнение и

закрепление знаний, а не их первичное начитывание, что несомненно имеет

определенную продуктивность и плюс, а также это еще и вызов нашим

студентам.

В конце занятия можно провести фидбэк, т.е. анализ — что было по-

лезно, что мешало. Только за счет этого постоянного цикла проверки ожида-

ний и отзывов можно добиться настоящего вовлечения обучающихся в

процесс.

Если кто-то не участвует в разговоре, нужно брать все в свои руки об-

ращаться к конкретному лицу на прямую в офлайн формате.

Основной

минус

«дистанционки»

она

требует

высокой

самоорганизации от студента в подготовке к занятиям, а также концентрации

внимания в процессе занятия.

Для преподавателей минус — необходимость перестроиться на новую

форму работы.

Плюсы — новизна и раскрытие иного творческого

потенциала и возможностей в образовательном процессе.

Мне кажется здесь повтор, может сделать в виде вывода?

Таким образом, дистанционное обучение с одной стороны требует

высокой самоорганизации от студента в подготовке к занятиям, а также

концентрации

внимания

в

процессе

занятия,

а

от

преподавателей

необходимость перестроиться на новую форму работы, с другой – это

новизна и раскрытие иного творческого потенциала и возможностей в

образовательном процессе.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!