Авторы: Ведерникова Ольга Константиновна, Лисица Олеся Викторовна
Должность: преподаватели клинических дисциплин
Учебное заведение: КГБ ПОУ
Населённый пункт: Приморский край, город Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: Организация учебного процесса с применением дистанционных технологий
Раздел: среднее профессиональное
В виду нынешней пандемической ситуации, остро встал вопрос о том,
как осуществлять образовательный процесс? Как предоставить необходимую
информацию и не обделить знаниями обучающегося в условиях отдаленного
обучения? Ведь все мы понимаем, что дистанционное обучение не заменит
студентам «живого общения», поскольку основа обучения на дистанте –
самостоятельное усвоение знаний. Не все обучающиеся владеют навыками
самостоятельного образования, что требует дополнительного контроля со
стороны преподавателя. Однако, на сегодняшний день, это единственный
выход в сложившейся ситуации.
Давайте рассмотрим все положительные и отрицательные стороны
этого вида обучения:
Какие плюсы можно отметить при организации обучения такого
формата? Одним из достоинств дистанционного обучения- это развитие
навыка самостоятельного поиска информации, а также информацию не
только нужно «добыть», но и проанализировать, выделить наиболее важную
и значимую, исключить лишнюю, т. е. сколько психических функций
активизируется и включается в работу в головном мозге, а это несомненно
влияет и на формирование интеллекта и общих способностей обучающихся.
Несмотря на многочисленные положительные моменты применения
дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных
сторон:
например,
снижение
эффективности
занятия
при
слишком
длительной его продолжительности. Поэтому, очень важно рассчитать
оптимальную продолжительность занятия, для повышения эффективности и
качества усвоения материала. Так же может возникнуть необходимость в
модульном построении обучающего курса. При таком построении курса
имеет смысл сначала включать в план менее короткие по времени изучения
модули, затем – большие, а в заключение – опять короткие.
На сегодняшний день для проведения дистанционного обучения
активно используется платформа Zoom.
Занятия носят практико-ориентированный характер, такие занятия
требуют детальности в проработке структуры, определении функций
участников, промежуточных и конечных результатов.
Кроме практико-ориентированных занятий активно используются
творческие занятия, они не имеют заранее определенной и детально
проработанной
структуры.
В
творческом
проекте
преподаватель
(координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные
пути решения задач.
Необходимым
условием
творческих
проектов
является
четкая
постановка
планируемого
результата,
значимого
для
обучающихся.
Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу обучающихся с
первоисточниками,
документами
и
материалами,
зачастую
противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Подобные творческие
проекты
стимулируют
максимальную
активизацию
познавательной
активности обучающихся, способствуют эффективной выработке навыков и
умений работы, умений анализировать их, делать детальные выводы и
обобщения.
Работа с обучающимися проводится комбинированным способом, т.е.
накануне пишется в личном кабинете группы, у которой предстоит занятие,
что занятие состоится в программе Zoom, напоминая о заданиях. Задания
обучающиеся получают по электронной почте.
В ходе занятия в личном кабинете выкладывается презентация по
дисциплине. Параллельно ссылка для подключения к конференции через
Zoom. Обучающиеся подключаются, приглашаются в конференцию и
осуществляется проведение занятия в режиме онлайн, с возможностью не
только прямого общения, но и с возможностью просматривать презентации,
слайды, обучающие видеоролики и фильмы.
При
практико-ориентированном
творческом
подходе
активно
принимают участие и обучающиеся, например, участвуют в создании и
представлении презентаций. После чего, в режиме непосредственного онлайн
контакта, можно задать вопросы и высказать комментарии по данному
выступлению. Также активизируются и другие обучающиеся в обсуждении.
Время от времени в ходе занятия, для контроля, присутствия обучающихся, в
чате, можно вести переписку, и удостовериться, что все слышат и видят
преподавателя. Студенты, как правило, относятся к ситуации с пониманием.
Онлайн-курс в большей мере делает обучение «перевернутым», то есть
предполагает самостоятельное изучение студентами материалов так, чтобы
ценное время лекции и, тем более, семинара тратилось на уточнение и
закрепление знаний, а не их первичное начитывание, что несомненно имеет
определенную продуктивность и плюс, а также это еще и вызов нашим
студентам.
В конце занятия можно провести фидбэк, т.е. анализ — что было по-
лезно, что мешало. Только за счет этого постоянного цикла проверки ожида-
ний и отзывов можно добиться настоящего вовлечения обучающихся в
процесс.
Если кто-то не участвует в разговоре, нужно брать все в свои руки об-
ращаться к конкретному лицу на прямую в офлайн формате.
Основной
минус
«дистанционки»
—
она
требует
высокой
самоорганизации от студента в подготовке к занятиям, а также концентрации
внимания в процессе занятия.
Для преподавателей минус — необходимость перестроиться на новую
форму работы.
Плюсы — новизна и раскрытие иного творческого
потенциала и возможностей в образовательном процессе.
Мне кажется здесь повтор, может сделать в виде вывода?
Таким образом, дистанционное обучение с одной стороны требует
высокой самоорганизации от студента в подготовке к занятиям, а также
концентрации
внимания
в
процессе
занятия,
а
от
преподавателей
необходимость перестроиться на новую форму работы, с другой – это
новизна и раскрытие иного творческого потенциала и возможностей в
образовательном процессе.