Напоминание

Лечебная физическая культура


Автор: Ветлужская Ольга Михайловна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Татарстан город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Лечебная физическая культура
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Лечебная физическая культура

1.Цель – лечебно-профилактическая для более быстрого и полноценного

восстановления здоровья

- предупреждение осложнений заболевания, восстановления

трудоспособности

2.

Задачи ЛФК: повышение жизненного тонуса больного, улучшение

функции сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного

тракта, обменных процессов, трофики иммобилизированной конечности,

лимфо - и кровообращения в зоне повреждения (операции) с целью

стимуляции регенеративных процессов, предупреждения гипотрофии мышц

и ригидности суставов.

ЛФК в комплексе реабилитационных мероприятий

находит широкое применение в любой клинической специальности.

Заболевание или извращение функции, наступившее вследствие заболевания

или его осложнения; положительная динамика в состоянии больного,

определенная

по

совокупности

клинико-функциональных

данных

улучшению самочувствия больного, уменьшению частоты и интенсивности

болевых приступов, улучшению данных функционального и клинико-

лабораторного исследования. Показания к назначению ЛФК являются по

существу ее задачами.

3.Принципы -

систематичности, регулярности, длительности, дозировании

нагрузок, индивидуализации.

4.Методика -

патогенетическая терапия;

функциональная терапия

Введение.

Что такое ЛФК?

Лечебная физкультура – доступный и эффективный способ восстановить и

укрепить здоровье. Подходящие методы ЛФК найдутся для каждого

пациента.

ЛФК (лечебная физическая культура) – это метод лечения, профилактики и

реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально

подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания.

В основе ЛФК лежит использование одной из главных биологических

функций организма – движения, как основного стимулятора роста, развития

и формирования организма.

«Движение – это жизнь», - гласит известное изречение Вольтера. Но многие

люди по состоянию здоровья ограничены в выполнении физических

упражнений на спортивном уровне. Методы ЛФК позволяют решить эту

проблему, учитывая индивидуальные особенности человека.

Для чего применяется ЛФК?

Лечебная физкультура является необходимой

составляющей всех разделов современной практической медицины. ЛФК

широко используют в следующих направлениях:

травматологии (при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких

тканей для ускорения заживления);

ортопедии (заболевания суставов, плоскостопие);

неврологии (остеохондроз, грыжа дисков, плече - лопаточный периартроз,

депрессивные состояния);

кардиологии (ишемическая болезнь сердца, гипертония и т.д.) для улучшения

питания мышцы сердца и усиления ее сократительной функции;

пульмонологии

(воспаление

легких,

бронхиты,

бронхиальная

астма,

туберкулез);

при

подготовке

к

операциям

на

брюшной

и

грудной

полостях,

и

реабилитации после них (как средство предупреждения послеоперационных

осложнений);

в комплексном лечении различной патологии у детей (заболевания сердечно-

сосудистой системы, дыхательной системы, ревматизм).

при заболеваниях органов пищеварения (гастриты, колиты, запоры, язвенная

болезнь, болезнь печени и желчевыводящих путей),

нарушениях обмена веществ и эндокринных заболеваниях (ожирение,

сахарный диабет, подагра),

в акушерстве и гинекологии (хронические воспалительные процессы,

неправильные положения матки, опущение стенок влагалища, нарушения

менструального цикла, климактерический период).

Упражнения ЛФК влияют на центральную нервную систему, изменяя

подвижность нервных процессов в коре головного мозга; корректируют

функции основных систем организма (дыхание, кровообращения и др.);

улучшают процессы обмена; влияют на эмоциональное состояние человека,

отвлекая от мысли о болезни и придавая чувство бодрости.

Лечебная физкультура назначается исключительно врачом и проводится

строго по его назначению, чаще всего, в учреждениях, здравоохранения. При

выборе средств и методик ЛФК учитываются особенности заболевания и

состояние пациента в данный момент.

Средства и методы ЛФК

Лечебная физкультура – это не только физические упражнения. Ее средством

является

любая

двигательная

активность:

плавание,

ходьба,

банные

процедуры, игры в лечебных целях. ЛФК применяется в сочетании с

комплексом оздоровительных и лечебных мероприятий (лечебный массаж,

физиотерапия, прием лекарств, диета).

Комплексы физических упражнений делятся на гимнастические, спортивно-

прикладные (например, плавание, гребля, лыжи), подвижные и спортивные

игры. Наиболее часто назначают гимнастические упражнения в форме

лечебной

гимнастики.

Упражнения

различаются

по:

анатомическому

принципу: для мышц рук, ног, органов дыхания и т.п.;активности: активные

упражнения полностью выполняет сам пациент. Они бывают свободными,

облегченными,

с

усилием,

на

расслабление.

Пассивные

упражнения

выполняются с посторонней помощью.

Виды лечебной физкультуры:

общая тренировка, направленная на укрепление и оздоровление организма в

целом;

специальная тренировка, цель которой – устранить нарушения в работе

определенных органов и систем организма.

В рамках специальной тренировки подбираются определенные группы

упражнений. В частности, для укрепления мышц живота упражнения делают

в положении стоя, сидя и лежа. Для улучшения кровообращения в области

малого таза используют упражнения в положении лежа на животе.

Занятия ЛФК могут проходить как с инструктором (в группе или

индивидуально), так и самостоятельно. Они проходят в форме утренней или

производственной гимнастики, дозированной ходьбы, лечебного плавания,

ближнего туризма и терренкура, трудотерапии, механотерапии (упражнения

с помощью специальных аппаратов и приборов).

Чтобы ЛФК была эффективной, занятия необходимо проводить длительный

период,

систематически

и

регулярно

с

постепенно

возрастающими

нагрузками, с учетом индивидуальных особенностей человека (возраста,

состояния

здоровья,

двигательной

активности,

профессии).

По

мере

прохождения курса ЛФК организм адаптируется к нагрузкам, и происходит

коррекция нарушений, спровоцированных заболеванием.

Лечебная

физкультура

метод

лечения,

использующий

средства

физической

культуры

с

лечебно-профилактической

целью

для

восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения

осложнений и последствий патологического процесса.

Основными

средствами

ЛФК

являются

физические

упражнения,

используемые с лечебной целью, и естественные факторы природы.

Естественные факторы природы применяются в следующих видах: а)

солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод

закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод

закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические

души, купание в пресных водоемах и в море.

Закаливание

комплекс

методов

целенаправленного

повышения

функциональных

резервов

организма

и

его

устойчивости

к

неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды

(пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного

атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего

дозированного воздействия этими факторами. Закаливание — одно из

важнейших направлений профилактики, составная часть мероприятий по

укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Закаливание

можно

рассматривать

как

адаптацию,

которая

достигается

путем

систематического многократного воздействия того или иного физического

фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых

физиологических функций, направленную на обеспечение гомеостаза; при

этом

совершенствуются

нейрогуморальные

и

обменные

процессы

в

различных органах и системах. Закаливание специфично, т.е. определяется

постепенным снижением чувствительности организма только к действию

определенного физического фактора. Организм человека, несмотря на

разностороннее

воздействие

внешних

факторов,

обладает

высокой

способностью сохранять постоянство своей внутренней среды (состав крови,

температура

тела

и

т.п.),

при

которой

только

и

возможна

его

жизнедеятельность.

Малейшее

нарушение

этого

постоянства

уже

свидетельствует о заболевании. Закаленный человек обладает высоким

жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях

способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Формы и методы

лечебной физической культуры

К основным формам проведения ЛФК относятся: а) утренняя гигиеническая

гимнастика (УГТ); 6) процедура (занятие) ЛГ; в) дозированные восхождения

(юрренкур); г) прогулки, экскурсии и ближний туризм.

Основы методики ЛГ.

Методика Л Г основана на: а) дидактических принципах (наглядность,

доступность, систематичность занятий, постепенность и последовательность

выполнения упражнений, индивидуальный подход); б) правильном подборе и

определении продолжительности выполнения физических упражнений; в)

оптимальном числе повторений каждого упражнения; г) физиологическом

темпе

выполнения

движений;

д)

адекватности

силового

напряжения

возможностям больного; е) степени сложности и ритма движе

Наиболее

благоприятные

условия

внешней

среды

и

более

широкие

возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в

санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными

факторами оздоровления больного.

Лечебная физическая культура (ЛФК) – это самостоятельная медицинская

дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения

заболеваний и повреждений организма, профилактика их обострений и

осложнений, восстановления трудоспособности. Основные средства ЛФК -

это физические упражнения – стимулятор жизненных функций организма.

ЛФК – это один из важнейших элементов современного комплексного

лечения, под которым понимается индивидуально подобранный комплекс

лечебных

методов

и

средств:

консервативного,

хирургического,

медикаментозного,

физиотерапевтического,

лечебного

питания

и

др.

Комплексное лечение воздействует не только на патологически измененные

ткани, органы или системы органов, но и на весь организм в целом.

Удельный вес различных элементов комплексного лечения зависит от стадии

выздоровления

и

необходимости

восстановления

трудоспособности

человека. Существенная роль в комплексном лечении принадлежит лечебной

физической культуре как методу функциональной терапии.

Физические упражнения влияют на реактивность всего организма и

вовлекают

в

общую

реакцию

механизмы,

которые

участвовали

в

патологическом процессе. В связи с этим лечебную физкультуру можно

назвать методом патогенетической терапии.

ЛФК предусматривает сознательное и активное выполнение больными

соответствующих физических упражнений.

Физические упражнения (тренировка) приводят к развитию функциональной

адаптации.

Профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке

возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности , регулярности,

длительности, дозировании нагрузок, индивидуализации. В зависимости от

состояния здоровья пациент использует различные средства физической

культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную

физическую культуру (ЛФК).

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод

лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных

факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими

целями. В главе этого метода лежит использование основной биологической

функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений

на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые

различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции,

и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после

снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры

в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин

«лечебная

физкультура»

применяется

в

самых

различных

аспектах,

обозначая

и

метод

лечения,

и

медицинскую

или

педагогическую

специальность,

и

раздел

медицины

или

физкультуры,

и

структуру

здравоохранения.

Термин «лечебная физкультура» прежде всего, обозначает

раздел

медицины,

изучающий

лечение

и

профилактику

заболеваний

методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими

процедурами и массажем). С другой стороны, лечебная физическая культура

является

разделом

физической

культуры,

в

котором

рассматривают

физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и

его

трудоспособности.

Вместе

с

тем

лечебная

физкультура

это

самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему

государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная

физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и

физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это —

медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры

может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета

медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия,

трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая

двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже

игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим

упражнением, мы рассмотрим отдельно в силу специфики этого метода

лечения, но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура

назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно

в учреждениях здравоохранения — больницах, поликлиниках, санаториях,

диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем

и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный

характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для

больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не

ограничивается только лечением. Лечебная физкультура — это также

профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная.

Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе

здравоохранения только подчеркивает серьёзный подход к организации

занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной

физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений

здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя

нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не

превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен

переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической

подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под

контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не

всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов

физкультуры

лечебная

физическая

культура

отличается

так

же,

как

физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой. И

лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения

своих целей одни и те же средства — физические упражнения.

Однако цель применения этих средств — лечение или профилактика

болезней. Цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта —

достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только

лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное

отношение

к

использованию

физических

упражнений,

прививает

гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными

факторами природы[1]. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и

гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений,

прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем

не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и

необходимая составная часть всех разделов современной практической

медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так

было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем

занять свое место в современном здравоохранении.

Наука ЛФК как раздел медицины состоялось только в середине прошлого

столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных

систем и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при

понимании

врачами

физического

движения

как

лечебного

фактора.

Необходимым условием становления ЛФК была система здравоохранения с

профилактическим направлением и доступностью.

Средства, формы и методики ЛФК

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть

специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное

средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с

задачами

лечения,

с

учетом

этиологии,

патогенеза,

клинических

особенностей, функционального состояния организма, общей физической

работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в

рамках

которой

применяются

средства

лечебной

физкультуры

и

осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании

методики ЛФК указывают то заболевание или патологическое состояние, при

котором

этот

метод

применяется.

Например,

«ЛФК

при

артрозе

тазобедренного

сустава

в

форме

индивидуальных

занятий

утренней

гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в

форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в

форме индивидуального занятия ЛФК».

Средства

ЛФК

это

действующие

лечебные

факторы,

такие

как

гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде,

ходьба, занятия на тренажерах…

Таблица 1. Классификация средств, форм и методов ЛФК.

п/п

Формы ЛФК Средства ЛФК

Методики

ЛФК

Способ

проведения

занятий ЛФК

1.

Утренняя

гимнастика

Лечебная гимнастика

Дозированная

ходьба

Производственная

гимнастика

2.

Лечебное

плавание

Гидрокинезотерапия

Механотерап

ия

Трудотерапия,

обучение

бытовым

навыкам и

ходьбе

3.

Игры,

спортивные

игры

Туризм

Терренкур

Физические

упражнения

4.

Физические

упражнения

в воде

Ходьба

Восхождения

Занятия на

тренажерах

Плавание

при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе, при

нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе…);

при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;

при заболеваниях дыхательной системы;

при заболеваниях пищеварительной системы;

при нарушении осанки;

при травмах;

при операциях на грудной клетке;

при беременности;

обучение ходьбе с опорой на трость…

Занятия с инструктором ЛФК (индивидуальные занятия, малогрупповые [2-3

человека] и групповые [8-12чел])

Самостоятельные занятия — физические тренировки

Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют

комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения

остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме

ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики,

форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим

упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма

занятия

ЛФК

(например,

в

поликлинике)

1

раз

в

неделю.

При

функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме

ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют

самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах.

Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения

ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе.

Формы, средства и методы ЛФК представлены в табл. 1.

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика,

процедура

лечебной

гимнастики,

физические

упражнения

в

воде

(гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег,

различные

спортивно-прикладные

упражнения,

игры

подвижные

и

спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме

производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную

форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших

магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве

средства ЛФК (например ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава

— это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную

активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки

связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и

есть лечебный фактор — средство ЛФК, который применяется в методике

ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь

детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример,

лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении

осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича.

Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые

определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но

при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта

это вполне возможно.

Методы лечебной физкультуры

Сущность и задачи лечебной физической культуры, методика ее проведения

при

заболеваниях

сердечно-сосудистой

и

нервной

систем,

органов

пищеварения, почек. Особенности занятий физическими упражнениями со

студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

ЛФК является не

только

лечебно-профилактическим,

но

и

лечебно-воспитательным

процессом, поскольку формирует у больного сознательное отношение к

занятиям физическими упражнениями, прививает ему гигиенические навыки,

предусматривает участие его в регулировании не только общего режима

жизни, но и «режима движений», воспитывает правильное отношение к

закаливанию организма естественными факторами природы.

Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями

функционального состояния его организма. Этим определяется различие

применяемых средств, формы методов в практике ЛФК.

ЛФК — естественно-биологический метод, в основе которого лежит

обращение к главной биологической функции организма — мышечному

движению.

Движение

стимулирует

процессы

роста,

развития

и

формирования организма, способствует становлению и совершенствованию

высшей психической и эмоциональной сферы, активирует деятельность

жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их,

способствует повышению общего тонуса.

ЛФК — метод неспецифической терапии, в котором физические упражнения

выполняют роль неспецифических раздражителей. В связи с активацией

нейрогуморальных механизмов регуляции физиологических функций ЛФК

оказывает системное воздействие на организм больного. Вместе с тем

различные физические упражнения избирательно влияют на функции

организма, что необходимо иметь в виду при анализе патологических

проявлений в отдельных системах и органах.

ЛФК — метод патогенетической терапии. Систематическое применение

физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяя ее

общие и местные проявления.

ЛФК — метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная

тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь

организм больного к возрастающим физическим нагрузкам, в конечном итоге

приводя к развитию функциональной адаптации больного.

ЛФК—метод

поддерживающей

терапии.

Применяется

обычно

на

завершающих этапах медицинской реабилитации, а также в пожилом

возрасте.

ЛФК— метод восстановительной терапии. При осуществлении комплексного

лечения больных ЛФК успешно сочетают с медикаментозной терапией и с

различными

физическими

методами

лечения.

Одной

из

характерных

особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки больных

физическими

упражнениями,

пронизывающей

весь

ход

лечения

и

способствующей терапевтическому эффекту. В ЛФК различают общую и

специальную тренировку. Общая тренировка способствует оздоровлению,

укреплению и развитию организма больного; она использует самые

разнообразные

виды

общеукрепляющих

и

развивающих

физических

упражнений.

Специальная тренировка ставит цель развития функций, нарушенных в связи

с заболеванием или травмой. При этом используют различные виды

физических упражнений, непосредственно воздействующие на область

травмы или корригирующие функциональные расстройства (например,

дыхательные упражнения при плевральных сращениях, упражнения для

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном,

регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях

разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к

их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам

занятий.

Различают общую и частные методики ЛФК. Общая методика ЛФК

предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию

физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения

занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного

занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения.

Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической

формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии,

патогенеза,

клинических

особенностей,

возраста,

физической

подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на

пораженные

системы,

органы

обязательно

должны

сочетаться

с

общеукрепляющими,, что обеспечивает общую и специальную тренировки.

суставов при полиартритах и т.п.).

Общеразвивающие упражнения позволяют

реализовать большинство этих задач. Упражнения подбираются с учетом

облегчения их выполнения (исходное положение, скользящие плоскости и т-

Д.);

локализации

повреждения

(для

дистальных

или

проксимальных

сегментов конечностей, различных отделов позвоночника), простоты или

сложности

движений

(элементарные,

содружественные,

противосодружественные, на координацию и др.); степени активности

(пассивные, активные); использования снарядов общефизиологического

влияния; развития жизненно необходимых навыков.

При лечебной гимнастике необходимо исключить возможность появления

или усиления боли, так как боль, приводя к рефлекторному напряжению

мышц, затрудняет выполнение физических упражнений. В занятия включают

статические и динамические дыхательные упражнения, общеразвивающие

упражнения, охватывающие все мышечные группы. По мере адаптации

больного к физической нагрузке занятия дополняются упражнениями на

координацию, равновесие (профилактика вестибулярных нарушений), с

сопротивлением и отягощением, с предметами. Улучшению трофики

иммобилизированной

конечности

способствуют

упражнения

для

симметричной

конечности.

Улучшение

кровообращения,

активизация

репаративных процессов в зоне повреждения (операции) отмечаются при

выполнении упражнений для свободных от иммобилизации суставов

иммобилизированной конечности. При иммобилизации сустава уже в ранних

стадиях возникают нарушения координационных взаимоотношений мышц-

антагонистов и другие рефлекторные изменения, в частности, мышечный

гипертонус, являющийся первой стадией развития контрактур. Фактор

времени усугубляет этот процесс. В связи с этим, начиная с первых дней

периода

иммобилизации,

больным

следует

выполнять

идеомоторные

движения в суставе. Последовательное возбуждение мышц-сгибателей при

идеомоторном сгибании и мышц-разгибателей при идеомоторном разгибании

способствует

сохранению

двигательного

динамического

стереотипа

процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе,

которые имеют место при реальном воспроизведении данного движения.

Изометрические напряжения мышц способствуют профилактике мышечных

атрофии и лучшей компрессии отломков кости, восстановлению мышечного

чувства и другим показателям функции нервно-мышечного аппарата.

Изометрические

напряжения

мышц

используют

в

виде

ритмических

(выполнение напряжений в ритме 30—50 в мин) и длительных (напряжение

мышц удерживается в течение 3 с и более) напряжений.

Ритмические напряжения мышц назначают со 2—3-го дня после травмы.

Вначале

больные

выполняют

упражнения

как

самостоятельный

методический прием, а в дальнейшем рекомендуется включать их в занятия.

Оптимальным считают 10—12 напряжений в течение одного занятия.

Длительные изометрические напряжения мышц назначают с 3—4-го дня

после травмы, продолжительностью 2—3 с, а в дальнейшем увеличивая ее до

5—7 с. При выполнении длительных изометрических напряжений мышц и

идеомоторных упражнений необходимо следить за тем, чтобы больные не

задерживали дыхание.

При переломах нижних конечностей в занятия включаются статическое

удержание

конечности

(неповрежденной,

поврежденной

иммобилизированной гипсовой повязкой); упражнения, направленные на

восстановление

опорной

функции

неповрежденной

конечности

(захватывание пальцами стопы различных мелких предметов, имитация

ходьбы,

основное

давление

на

подстопник

и

т.

д.);

упражнения,

направленные на тренировку периферического кровообращения (опускание с

последующим

приданием

возвышенного

положения

поврежденной

конечности, иммобилизированной гипсовой повязкой и т. д.); дозированное

сопротивление (с помощью инструктора) в попытке отведения и приведения

поврежденной конечности, находящейся на вытяжении; изометрические

напряжения мышц бедра и голени, идеомоторные упражнения.

Перечисленные физические упражнения применяются комплексно в виде

лечебной

гимнастики,

утренней

гигиенической

гимнастики

и

самостоятельных занятий.

Массаж назначают со 2-й недели один раз в день. Больные должны

заниматься лечебной гимнастикой 2—3 раза в течение дня. В этом периоде

больные

овладевают

простейшими

навыками

самообслуживания.

При

поврежденной

верхней

конечности

больным

предлагаются

трудовые

операции облегченного характера, вовлекающие в движение суставы пальцев

руки. Облегченные нагрузки обеспечиваются не только подбором трудовых

операций (плетение, вязание и т. д.), но и сочетанием работы поврежденной и

здоровой руки. Постиммобилизационный период начинается после снятия

гипсовой

повязки

или

скелетного

вытяжения.

Клинически

и

рентгенологически в эти сроки отмечается консолидация области перелома

(первичная костная мозоль). Вместе с тем у больных определяется снижение

силы

и

выносливости

мышц

и

амплитуды

движений

в

суставах

иммобилизированной конечности.

Общие задачи ЛФК в этом периоде: подготовка больного к вставанию (при

условии

постельного

режима),

тренировка

вестибулярного

аппарата,

обучение

навыкам

передвижения

на

костылях

и

подготовка

опороспособности

здоровой

конечности

(при

повреждении

нижних

конечностей).

Частные задачи данного периода: восстановление функции поврежденной

конечности (нормализация трофики, увеличение амплитуды движений в

суставах,

укрепление

мышц),

нормализация

правильной

осанки,

восстановление

двигательных

навыков.

В

этом

периоде

возрастает

физическая нагрузка за счет увеличения числа упражнений и их дозировки. В

занятиях

используют

дыхательные,

корригирующие

упражнения,

упражнения в равновесии, статические упражнения и упражнения в

расслаблении мьпцц, упражнения с предметами.

На фоне общеразвивающих упражнений проводят специальные: активные

движения

во

всех

суставах

конечности,

напряжения

мышц

продолжительностью 5—7 с, статическое удержание конечности, тренировка

осевой функции и др. Вначале упражнения выполняются из облегченных

исходных

положений

(сидя,

лежа),

с

подведением

под

конечность

скользящих плоскостей, уменьшающих силу трения, используя роликовые

тележки, блоковые установки, упражнения в воде. Движения, направленные

на восстановление подвижности в суставах, чередуют с упражнениями,

способствующими укреплению мышц, и упражнениями на расслабление

мышц. Занятия дополняют упражнениями у гимнастической стенки. При

выраженной слабости мышц, гилертонусе мышц, нарушениях трофики

рекомендуется массаж (10—15 процедур).

По окончании иммобилизации (при повреждении верхней конечности)

используют элементарные трудовые процессы, выполняемые больным стоя,

при частичной опоре поврежденной руки о поверхность стола (с целью

расслабления мышц и уменьшения болезненности в зоне повреждения).

Больные могут изготовлять конверты, несложные изделия, полировать и

шлифовать

поверхности

и

др.

В

дальнейшем

с

целью

повышения

выносливости и силы мышц поврежденной конечности больным предлагают

трудовые операции, в процессе выполнения которых требуется некоторое

время

удержать

рукой

инструмент

над

поверхностью

стола.

При

функциональных нарушениях в суставе (например, плечевом) больным

рекомендуются трудовые операции, связанные с активными движениями рук

не только на горизонтальной поверхности, но и с движениями рук в

вертикальной поверхности (работа на бытовых стендах, малярные работы и

др.). В эти сроки можно разрешить больным трудовые операции, требующие

значительного мышечного напряжения.

В восстановительном периоде у больных возможны остаточные явления в

виде ограничения амплитуды движений в суставах, снижения силы и

выносливости

мышц

поврежденной

конечности,

препятствующие

восстановлению трудоспособности. Общую физическую нагрузку во время

занятий увеличивают за счет пролжительности и плотности процедуры,

числа упражнений и их повторяемости, различных исходных положений

(лежа, сидя и стоя). Обшеразвивающие упражнения дополняют дозированной

ходьбой

лечебным

плаванием,

прикладными

упражнениями.

Широко

используется в этот период и трудотерапия. Если профессия больного

требует полной амплитуды движений в локтевом, плечевом суставах (при

повреждении верхней конечности), то с лечебной целью назначают

дозированные

по

нагрузке

трудовые

операции

профессиональной

направленности. Больным, профессия которых не связана со сборкой мелких

деталей,

предлагают

трудовые

операции

в

столярных

и

слесарных

мастерских, в кабинетах машинописи и т. д. Одним из критериев

восстановления трудоспособности больного служат удовлетворительная

амплитуда и координация движений в суставах при положительной

характеристике

мускулатуры

поврежденной

конечности.

При

оценке

функции последней учитывается также качество выполнения элементарных

бытовых и трудовых операций.

основные правила лечебной физкультуры:

совершать движения медленно;

сохранять ровное глубокое движение;

не делать резких поворотов;

увеличивать нагрузку постепенно;

выполнять простые легкие упражнения.

принцип всестороннего воздействия

в лечебной физкультуре выражается во всестороннем влиянии на больного

физических упражнений, способствующих развитию различных качеств

(сила, быстрота реакции, ловкость, решительность и др.).

Этот принцип находится в полном соответствии с основным направлением

медицины - лечить не болезнь, а больного человека (антропотерапия), с

задачами общей, активной терапии и с принципами функционального

лечения.

Принцип прикладности находится в полном соответствии с задачами

восстановительной терапии.Принцип же оздоровительной направленности

соответствует

лечебно-профилактическому

направлению

советской

медицины с широким использованием в ней оздоровительных мероприятий.

Целевая

устремленность

физической

культуры,

ярко

выраженная

в

комплексе,

нашла

соответствующее

отражение

в

развитии

лечебной

физкультуры в системе здравоохранения.

Лечебная физкультура, её цели, задачи, методы и средства

Лечебная физкультура – совокупность методов лечения, профилактики и

медицинской реабилитации, основанные на использовании специально

подобранных

и

разработанных

физических

упражнений;

клинико-

физиологические обоснования к применению. ЛФК при сколиозах.

Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической

нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств ЛФК,

последовательности физических упражнений при однократном занятии и в

курсе лечения. В основе ЛФК лежат дидактические принципы физической

тренировки:

повторность,

регулярность

и

длительность

воздействия,

необходимые

для

укрепления

двигательного

навыка;

постепенность

повышения

физической

нагрузки,

помогающая

избежать

физического

перенапряжения; всесторонность воздействия с помощью упражнений для

разных

групп

мышц;

доступность

упражнения

в

соответствии

с

индивидуальными особенностями больного.

Выбор средств ЛФК зависит от состояния больного, назначенного ему

режима двигательной активности и условий лечебно-профилактического

учреждения. В кабинете ЛФК стационаров и поликлиник используют

преимущественно

лечебную

гимнастику,

утреннюю

гигиеническую

гимнастику, дозированную ходьбу, упражнения на тренажерах, физические

упражнения в воде и плавание в бассейне, трудотерапию и механотерапию.

Другие формы ЛФК и спортивные игры находят широкое применение в

санаториях и реабилитационных центрах у больных, находящихся на

тренирующем режиме.

В лечебной гимнастике различают три основные группы физических

упражнений:

гимнастические

упражнения,

спортивно-прикладные

упражнения (Ходьба, Бег оздоровительный, Лыжи, гребля, Плавание и др.),

спортивные

и

другие

подвижные

игры.

Гимнастические

упражнения

составляют основу процедур лечебной гимнастики и утренней гигиенической

гимнастики (Гимнастика, Зарядка). Спортивно-прикладные упражнения, как

и спортивные игры, могут быть самостоятельной формой ЛФК или

включаться в качестве элементов процедуры лечебной гимнастики.

Гимнастические упражнения в лечебной гимнастике для целенаправленного

их применения классифицируют по анатомическому признаку (например,

упражнения для рук, ног, туловища), по степени усилия мышц, активности

больного (активные выполняет сам больной; пассивные — инструктор ЛФК),

по

характеру

целевой

направленности

упражнения

(дыхательные,

на

координацию движений, на равновесие, корригирующие и др.). Для усиления

тренирующего действия упражнений используют резиновые ленты, гантели,

эспандеры или тренажеры общего действия (см. Тренажер (Тренажёры). Для

создания условий, уменьшающих нагрузку, применяют блоковые установки

и другие приспособления, изменяют исходное положение при выполнении

движений (лежа, сидя, стоя, стоя с опорой у гимнастической стенки или

стула),

проводят

упражнения

в

воде.

Большое

значение

придают

дыхательным упражнениям, благодаря которым обеспечивается лучшее

снабжение

тканей

кислородом.

Дыхательные

упражнения,

сопровождающиеся только движением грудной клетки и диафрагмы, условно

называют статическими, а если они сочетаются с движениями рук, ног,

туловища, то их относят к динамическим.

При заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем выполняют

специальные дыхательные упражнения. Они понижают (фаза вдоха) и

повышают (фаза выдоха) внутригрудное давление, облегчая при ритмичном

дыхании венозный возврат крови к сердцу, способствуют увеличению

жизненной

емкости

легких,

подвижности

грудной

клетки,

усилению

дренирования бронхов. Лечебное действие на моторную и секреторную

деятельность системы пищеварения оказывают упражнения для мышц

брюшного пресса. При переломах трубчатых костей и гипотрофии мышц

различного

происхождения

в

качестве

специальных

упражнений,

направленных на восстановление силы мышц, часто применяют статические

упражнения в изометрическом режиме работы мышц.

Гимнастические

упражнения

нередко

проводят

в

музыкальном

сопровождении, что повышает интерес больных к занятиям, вызывает

положительные эмоции. Используя различные музыкальные ритмы, можно

усиливать

тонизирующее

влияние

упражнений

или

оказывать

успокаивающее действие на нервную систему.

Физические упражнения в воде и плавание обладают тренирующим и

закаливающим свойствами. Лечебную гимнастику в бассейне с температурой

воды 25—27° применяют при лечении болезней системы кровообращения,

дыхания, обмена веществ, нервной системы и повреждений опорно-

двигательного аппарата. В большинстве случаев ее назначают в фазе стойкой

компенсации и ремиссии хронического заболевания. При температуре 34—

36° водная среда способствует расслаблению мышц, что используют для

уменьшения спастических явлений и боли при движениях. В связи с этим

физические упражнения в такой воде назначают больным с целью разработки

подвижности суставов конечностей, позвоночника, уменьшения мышечной

ригидности при спастических параличах и парезах.

Лечебную гимнастику проводят групповым или индивидуальным методами.

Группы

больных

комплектуют

по

нозологическому

принципу.

Продолжительность

занятия

составляет

10—15

мин

у

больного,

находящегося на постельном режиме, и 45—50 мин у выздоравливающих.

Занятие состоит из вводной части (15—20% общей продолжительности),

основной (65—75%) и заключительной (10—15%). Вводная часть включает

наиболее простые упражнения, подготавливающие организм больного к

физической нагрузке. В основной части занятия применяют упражнения,

оказывающие тренирующее и лечебное действие, при этом поддерживается

определенная интенсивность физической нагрузки, допустимая по состоянию

здоровья,

возрасту

и

физической

подготовленности

больного.

В

заключительной части физическая нагрузка постепенно снижается.

Из

других

форм

ЛФК

наиболее

доступна

дозированная

ходьба,

оздоровительное и тренирующее действие которой зависит от пройденного

расстояния и темпа. Применяют ходьбу на лыжах в спокойном темпе с

остановками для отдыха. В летнее время целесообразно физические

упражнения сочетать с приемом воздушных и солнечных ванн. Спортивные

игры (волейбол, настольный и большой теннис, бадминтон и др.) назначают

индивидуально, преимущественно больным молодого и среднего возраста,

обычно облегчая условия игры.

Лечебная физкультура в системе реабилитации больных характеризуется

ранней

и

последовательно

нарастающей

активизацией

двигательного

режима, преемственностью на ее этапах, применением широкого диапазона

средств физической тренировки (гимнастических и спортивно-прикладных

упражнений, механотерапевтических аппаратов, трудотерапии, массажа и

др.).

Дозирование физической нагрузки в разных формах ЛФК определяется

нозологической формой, тяжестью течения болезни, состоянием больного,

его возрастом и полом. При назначении ЛФК проводят функциональные

пробы с физической нагрузкой (пробу с приседанием, велоэргометрию),

ортостатические

и

другие

тесты,

которые

позволяют

определить

оптимальный ее уровень. В процессе ЛФК врач контролирует адекватность

физической нагрузки состоянию больного по его самочувствию, частоте

дыхания, сердечных сокращений, величине АД, а у больных с сердечно-

сосудистыми заболеваниями проводится запись ЭКГ.

Показания и противопоказания. ЛФК применяют чрезвычайно широко,

учитывая ее стимулирующее и общеукрепляющее действие. Она показана

при

заболеваниях

сердечно-сосудистой системы

в

фазе компенсации

кровообращения и декомпенсации I—II степени (ишемическая болезнь

сердца, гипертоническая болезнь, порок сердца, дистрофия миокарда и др.),

болезнях

периферических

сосудов,

дыхательной

системы

(пневмония,

хронические неспецифические заболевания, туберкулез), болезнях системы

пищеварения (холецистит, гастрит, язвенная болезнь в фазе ремиссии, колит

и др.), болезнях обмена веществ (ожирение), болезнях мочевыделительной

системы (хронический нефрит, мочекаменная болезнь). ЛФК назначают в

ранние сроки после операций на сердце, сосудах, легких и органах брюшной

полости с целью профилактики послеоперационных осложнений и ускорения

восстановления, компенсации функций.

Лечебную физкультуру применяют при заболеваниях и травмах центральной

и периферической нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга,

сопровождающихся

двигательными

расстройствами,

нарушением

чувствительности и вестибулярными расстройствами, при неврозах, в пред- и

послеоперационном периоде у нейрохирургических больных. Большое

значение имеют занятия ЛФК у больных с заболеваниями и травмами

опорно-двигательного

аппарата

для

восстановления

его

функции,

подвижности

в

суставах,

укрепления

мышц,

коррекции

деформаций,

улучшения регенераторных процессов костной и мягких тканей. ЛФК

используют также при ожоговой болезни и после различных ортопедических

и пластических операций.

Лечебная физкультура показана беременным женщинам, при лечении

гормональных расстройств, хронических воспалительных процессов в матке

и придатках, опущении матки.

Общими

противопоказаниями

являются

многие

острые

лихорадочные

состояния и воспалительные процессы, обострения ряда хронических

заболеваний, предрасположенность к кровотечению, нарастающая сердечно-

легочная

недостаточность,

резко

выраженная

недостаточность

кровообращения, тромбоэмболия, выраженный болевой синдром, острые

повреждения

до

иммобилизации,

большинство

злокачественных

новообразований. ЛФК противопоказана также при неадекватных.

Методика ЛФК должна соответствовать возрастным физиологическим

характеристикам.

Детям

раннего

возраста

показаны

рефлекторные

физические упражнения, в основе которых лежит тренировка определенных

мышечных

групп

с

помощью

безусловных

двигательных

рефлексов

(Бабинского

и

др.).

После

исчезновения

гипертонуса

сгибательной

мускулатуры (примерно в возрасте 11/2—2 мес.) включают пассивные

упражнения. По мере увеличения произвольных движений особое внимание

уделяют формированию активных двигательных навыков. Сочетанное

применение всех типов упражнений и массажа, выполняемых в оптимальных

исходных положениях, обеспечивает правильное физическое развитие и

коррекцию возникающих нарушений осанки.

Чаше всего встречаются искривления:

1. сколиоз (боковое), рахитический (у детей от 3-4 лет);

2. кифоз (сзади), привычный у рахитных детей, анемичных девушек

вследствие горбатой осанки при чтении, в старческом возрасте;

3. лордоз (впереди), встречается реже, при вывихах бедер.

2. Лечебная физкультура при сколиозах

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в

применении физических упражнений и естественных факторов природы к

больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого

метода лежит использование основной биологической функции организма —

движения. Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают

самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой

операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе

после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и

кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте.

Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах,

обозначая

и

метод

лечения,

и

медицинскую

или

педагогическую

специальность,

и

раздел

медицины

или

физкультуры,

и

структуру

здравоохранения.

Большой вклад в современную лечебную физкультуру внес Валентин

Иванович Дикуль. Одним из главных достижений Дикуля стала его

собственная

методика

реабилитации,

защищённая

авторскими

свидетельствами и патентами. В 1988 году был открыт «Российский центр

реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями

детского церебрального паралича» — центр Дикуля. В последующие годы в

одной только Москве открылось еще 3 центра В.И. Дикуля. Затем под

научным

руководством

Валентина

Ивановича

появился

ряд

реабилитационных клиник по всей России, в Израиле, Германии, Польше,

Америке и т. д.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные

Н.А. Семашко, В.В. Гориневский, В.Н. Мошков, В.В. Гориневская, Древинг,

А.Ф. Каптелин, В.И. Дикуль и многие другие.

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника

Возникает в детском и подростковом возрасте. Причины сколиоза: травмы,

врожденные изменения, параличи, дисплазия и др. Различают сколиозы по их

локализации:

шейный,

шейно-грудной,

грудопоясничный,

поясничный,

пояснично-крестцовый и тотальный, охватывающий весь позвоночник.

Искривление может иметь одну дугу (С-образный сколиоз), две дуги (S-

образный)

и

более

(несколько

вершин).

Сколиоз

обязательно

сопровождается, поворотом тела позвонка в выпуклую сторону, что приводит

к появлению мышечного валика в поясничном отделе и реберного горба в

грудном отделе. ЛФК и массаж являются обязательными элементами в

комплексном консервативном и оперативном лечении.

Клинико-физиологическим обоснованием к применению ЛФК и массажа

является их способность

благоприятно

влиять на функцию опорно-

двигательного

аппарата,

способствуя

уменьшению

или

стабилизации

процессов деформации позвоночника. Формы ЛФК: лечебная гимнастика,

гимнастика в воде. Гимнастические упражнения применяют в ИП лежа, стоя

s на четвереньках. Тренируют мышцы спины, ягодичной области, живота.

Для

коррекции

дефекта

используют

специальные

корригирующие

упражнения

двух

типов

-

симметричные

и

асимметричные.

При

симметричных

упражнениях

сохраняется

срединное

положение

позвоночника.

Мышцы

на

стороне

выпуклости

напрягаются

более

интенсивно, на вогнутой - растягиваются. Асимметричные упражнения

подбирают для специального воздействия на кривизну позвоночника.

Симметричные упражнения применяют чаще. В процедуру включают также

дыхательные

упражнения

статического

и

динамического

характера,

упражнения

для

выработки

правильной

осанки

в

положении

стоя,

общеукрепляющие упражнения. Для увеличения подвижности позвоночника

используют упражнения на четвереньках, смешанные висы, упражнения на

наклонной плоскости.

Занятия в бассейне предусматривают упражнения у борта бассейна, плавание

с помощью надувных снарядов, плотика: и свободное плавание.

Различают три степени искривления позвоночника.

При сколиозе I степени применяют симметричные, общеукрепляющие

специальные упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса,

грудной клетки, корригирующие, упражнения в сочетании с дыхательными,

упражнения на развитие координации, выработку правильной осанки.

Используют ходьбу, упражнения в ИП лежа на спине, животе, стоя, включая

упражнения с мячом, медицинболами. При слабом мышечном корсете

занятия проводятся только в положении лежа.

При сколиозе II степени добавляют при ходьбе динамические дыхательные

упражнения,

включают

асимметричные

упражнения,

упражнения

с

отягощением гантелями, булавами; упражнения на равновесие. ИП - стоя,

лежа на спине, животе, боку. Больше времени отводят на корригирующие

упражнения (противовыгибание, деторсионные упражнения). Последние при

наличии торсии.

При III степени сколиоза 65-70% времени занятия проводятся в положении

разгрузки позвоночника (лежа). Используют наряду с общеукрепляющими и

дыхательными упражнениями специальные корригирующие, деторсионные.

Если в течение двух лет сколиоз не прогрессирует, рекомендуются занятия

спортом: плавание стилем брасс, волейбол, баскетбол, лыжи.

Массаж при сколиозах

Массаж применяют при сколиозе всех степеней при консервативном и

оперативном его лечении. Массируют спину, живот, грудную клетку.

При сколиозе I степени применяют поглаживание, растирание, разминание и

вибрацию. При II и III степени - на ослабленные мышцы все вышеуказанные

приемы, а на мышцы с повышенным тонусом - поглаживание и вибрацию.

На реберный горб воздействуют всеми приемами, и особенно вибрацией,

похлопывая пальцами, не допуская сильных ударов, используют давление,

стремясь механическими приемами сгладить деформацию.

Спину массируют в положении лежа на животе, под живот подкладывают

небольшую подушку, под голеностопные суставы - невысокий валик, руки

располагают вдоль туловища или они согнуты перед грудью. Голова лежит

прямо или повернута в сторону, противоположную сколиозу.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!