Автор: Романова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №4 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Лангепас, ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД - конструирование "Мост"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД - конструирование из строительного материала «Мост»
Старший дошкольный возраст(5-6 лет)
Разработала воспитатель Е. И. Романова.
1
Конспект НОД - конструирование из строительного материала «Мост»
Пояснительная записка
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного
возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как,
разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только
познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в
дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития
общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми,
нежели другим дисциплинам (речевому развитию, математике, рисованию и
др.)
Конструирование
в
процессе
обучения -
средство
углубления
и
расширения полученных теоретических знаний и развития творческих
способностей, изобретательных интересов и склонностей дошкольников
Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает
построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных
предметов, частей,
элементов и процесс создания модели, машины,
сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек,
таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение
частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс
конструирования
проходит
в
форме
игры,
чтобы
заинтересовать
дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом
описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания
детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в
отечественной дошкольной педагогике (А.Н. Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А.
Парамонова, С.В. Петрушина и др.).
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их
основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в
большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются
к
созидательной
продуктивной
человеческой
деятельности.
Игры
со
строительным
материалом,
как
театрализованные,
дидактические,
подвижные игры можно отнести к разряду социальных, по средством
которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности,
подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры
способствуют
развитию
мышления,
пространственного
воображения,
лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано
в исследованиях Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой и др.
Цель: Учить детей строить мост через реку из геометрических форм.
2
Задачи:
Закреплять представления детей об объёмных геометрических формах
(куб, кирпичик, призма, конус, цилиндр).
Продолжать учить детей создавать постройку по условию из готовых
геометрических форм, анализировать объект, видеть основные части и
детали, составляющие сооружение.
Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.
Развивать и пополнять словарь – перекрытие; опора; название форм
детского строительного материала; названия видов мостов (навесной,
насыпной)
Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением
моста. Изучение геометрических форм в НОД
по математическому
развитию.
Материал:
готовые
геометрические
формы
(детали
конструктора);
иллюстрации с изображением мостов; музыкальное сопровождение; река
(соединённая
в
кольцо
полоса
голубой
бумаги,
ткани);
коробка,
оформленная под посылку, письмо от жителей Кукольного городка.
Ход:
1.
Игровая ситуация.
(Дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель: -Ребята, сегодня нам с вами пришла посылка (показывает её
детям). На ней указано, что она от жителей кукольного городка. Интересно,
что в ней, но чтобы нам узнать, что нам прислали, надо отгадать загадку.
Послушайте и отгадайте:
Вот коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные:
Все дружные и сильные,
Вместе любят собираться,
И в постройки превращаться (Кубики).
Воспитатель:
- Правильно, это кубики (открывает коробку, показывает
детям, достаёт кубики). А хотите послушать сказку про кубики?
Дети: Да.
3
Воспитатель
раздаёт детям геометрические формы (кирпичик,
брусок,
цилиндр, призму, конус, пластину).
Воспитатель
рассказывает
сказку,
дети
показывают
нужную
геометрическую форму.
-Как-то Кубик в лес пошёл,
Там Кирпичика нашёл.
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали,
А навстречу скок-поскок,
Подбежал к друзьям Брусок.
Спросил Брусок деталей:
«Вы Цилиндра не видали?»
Повернулся Куб бочком:
«Я с Цилиндром не знаком;
А Кирпичик удивился»:
«Нам навстречу он катился?
Ну, теперь пора идти,
Надо Призму нам найти.
Видел я её без дела,
Она с Конусом сидела,
У друзей Пластин в гостях
С фотографией в руках».
Воспитатель: - А сейчас ещё раз назовём все геометрические формы.
Дети хором называют геометрические фигуры.
2.
Познавательное
Воспитатель: - А в посылке ещё что-то есть (вынимает письмо, читает)
«Дорогие дети. Помогите нам, пожалуйста. Мы хотим сходить в парк отдыха,
покачаться на каруселях, но не знаем, как перебраться через реку. Что нам
делать? Подскажите нам.
Жители кукольного городка».
Дети предлагают свои варианты: переплыть, на лодке, построить мост.
4
Воспитатель:
-Молодцы, всё правильно, но мне кажется, что лучше
построить мост, чтобы все жители могли проходить или проезжать в парк по
прочному мосту. Посмотрите, какие бывают мосты.
Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель отмечает строение опоры, перила, перекрытия, скаты.
3.
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам покататься на каруселях.
Еле-еле-еле,
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те,
Раз-два, раз-два.
Вот и кончилась игра.
4.
Практическая часть.
На объединённых вместе четырёх столах разложена река (полоса голубой
бумаги, замкнутая в кольцо). В центре кольца устроен парк: деревья,
скамейки, качели и т. д.
Воспитатель: Сегодня мы будем строить мост через реку.
Мост мы начинаем строить с опор. Опоры держат весь мост и должны быть
крепкими, строим их из кубиков. Надо положить с одной и с другой стороны
по два кубика, на кубики поставить кирпичики, а уже потом накрыть их
пластинами.
Воспитатель: Зачем приставлены призмы с обеих сторон?
Дети: Это чтобы скатываться.
Воспитатель: Правильно, это скаты, чтобы машины поднимались по ним на
мост и съезжали с него. Чтобы шли люди надо сделать лесенку, ступеньки.
Их строят из кирпичиков. Подумайте, кто какой будет строить мост. Мосты
бывают для пешеходов, для машин, а ещё бывают для поездов. Сейчас вы
построите мосты - кто для пешеходов, а кто для машин. А кто-то для поездов.
5
Дети приступают к конструированию. Воспитатель по мере затруднения и
потребности детей, оказывает индивидуальную помощь детям.
5.
Итог
Воспитатель: - Дети, посмотрите, какие мосты у нас получились.
Что же мы сегодня с вами строили?
Дети: Мост.
Воспитатель: -Из каких деталей?
Дети: кубиков, кирпичиков, пластин, призм. А какие геометрические формы
вы запомнили?
Дети: Цилиндр, призма, куб…
Воспитатель: -Ребята, вы потрудились сегодня хорошо. Вы были очень
сплоченные, помогали друг другу, а Максим и Руслан придумали из конусов
сделать фонари, теперь ни кто не наступит мимо ступенек и не потеряется.
Вот к нам приехали куклы из кукольного городка. Они хотят сказать вам
спасибо. (На грузовике сидят куклы). Воспитатель ввозит машину с куклами.
Дети обыгрывают свои постройки.
6