Напоминание

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений с массажером «СУ-ДЖОК».


Автор: Лудкова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №49
Населённый пункт: г.Северодвинска
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений с массажером «СУ-ДЖОК».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лудкова Ольга Николаевна

воспитатель

МБДОУ №49 «Белоснежка»

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством игровых

упражнений с массажером «СУ-ДЖОК».

«Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев».

Современный мир заполнили различные гаджеты: мобильные телефоны, планшеты,

ноутбуки, игровые приставки и т.д. У каждого ребенка дома можно заметить подобные

устройства, которые заменили им все игрушки. Дети меньше играют сюжетно-ролевыми и

режиссерскими играми, настольными играми, мозайкой, конструкторами, мало занимаются

продуктивной деятельностью: рисуют и лепят. Как же это влияет на ребенка? В первую

очередь страдает его мелкая моторика, а его развитие очень важно для формирования многих

сторон личности ребенка.

Термин «мелкая моторика» подразумевает координированные движения мышц пальцев

и кистей рук. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из

поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки»,

«Сорока-белобока» и другие пальчиковые игры. Многие ученые, изучавшую психику детей,

также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного

мозга. Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.В. Выготского, А.В.

Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие

ученые, как: физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской

речи М.М. Кольцова, педагоги М. Монтессори, В.А. Сухомлинский. Правильное развитие

мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е.

согласованного действия рук и глаз.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у

детей. На основе глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской

психики, нейробиологи и психологи пришли к единогласному выводу о существовании связи

между уровнем развития мелкой моторикой рук и речевыми навыками у детей. Ребенок с

хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного

мозга, отвечающие за речь. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с

самого раннего возраста, т.е. тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга. Занятия

мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно,

скажется на общем умственном развитии малыша положительно.

ФГОС ДО определяет одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного

образования следующее: «у ребенка развита крупная и мелкая моторика, ребенок достаточно

хорошо владеет устной речью…».

В настоящее время существует большое количество различных методов и приемов,

способствующих развитию мелкой моторики рук у детей. Ими являются как традиционные,

так и нетрадиционные методы. Одним из нетрадиционных методов является игровые

упражнения с массажером Су-джок.

В переводе с китайского «су» - кисть, «джок» - стопа. Создателем данной методики

является южнокорейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается

взаимовлияние отдельных участвовавшего тела по принципу подобия (сходства руки с телом

человека). На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные

точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Массажеры Су-Джок это массажные

шарики, которые представляют собой две соединенные полусферы, внутри которых находятся

два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко

растягивать, свободно проводить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Шариками массажируем ладони рук, а массажные колечки надеваются на пальчики. Данный

массажер позволяет стимулировать зоны коры головного мозга, при этом развивается общая и

мелкая моторика, вследствие чего развивается речь, причем использование массажера Су-

Джок актуально как в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так и для общего речевого

развития детей дошкольников.

Подробно изучив данный метод, мы пришли к выводу о возможности использовать эту

методику в работе с детьми нашей группы. Автором методики рекомендовано начинать

занятия с массажером Су-Джок с раннего или младшего дошкольного возраста, что позволяет

постепенно подготавливать руки детей к дальнейшим более сложным занятиям.

Методика работы с массажером Су-Джок состоит из трех этапов.

Первый этап – знакомство с Су-Джок массажером и правилами его использования. На

данном этапе мы познакомили детей с шариком и массажером кольцом Су-Джок и

упражнениями с ними.

Упражнения с шариками:

- удержание на расправленной ладони каждой руки;

- удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки,

и наоборот;

- сжимание и разжимание шарика в кулаке;

- надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки;

- надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;

- удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);

- прокатывание шарика между ладонями;

- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

- подбрасывание шарика с последующим сжатием.

Упражнения с массажным кольцом:

- прокатывание кольца по каждому пальцу обеих рук.

По завершению данного этапа дети научились правильно держать шарик, выполнять

элементарные упражнения.

Второй этап – закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи. На

данном этапе закрепляли с детьми приемы работы с массажером, затем на основе уже

полученных навыков и умений разучивали новые игровые упражнения. Такие упражнения

сопровождали стихотворением, потешками, пальчиковой гимнастикой, рассказыванием

коротких сказок, например: «Орех», «Ежик», «Колкие иголки», «Испечем мы каравай» и

другие. На этом этапе знакомили детей с новыми более сложными играми, а также

познакомили с иллюстрированными картотеками пальчиковых игр.

Третий этап – самостоятельное использование массажера Су-Джок в играх и

упражнениях.

На

данном

этапе

дети

уже

самостоятельно

выполняют

упражнения,

контролируют иллюстрированными картотеками пальчиковых игр. Следует отметить, что для

того чтобы дети перешли на третий этап необходимо в полном объеме освоить первый и

второй этапы. Наши воспитанники, пройдя предыдущие два этапа, успешно освоили все

упражнения, научились самостоятельно использовать картотеки с картинками.

Данный массажер мы стараемся использовать регулярно, на занятиях во время

динамической паузы, так и в свободное время в индивидуальной форме, а также в форме

подгрупповых и фронтальных занятиях. При организации учитываем эмоциональное

сопровождение игр, а именно:

- доброжелательный настрой на игру;

- собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослого;

- создаем атмосферу эмоциональных положительных эмоций на протяжении всего

игрового периода;

Применение массажера Су-Джок имеет множество преимуществ:

- повышает интерес к занятию тех детей, которым характерна быстрая утомляемость и

потеря интереса к обучению, так как упражнения выполняются в форме игры;

- не имеет противопоказаний к применению;

- безопасен в использовании;

- самомассаж можно проводить как с группой детей, так и индивидуально;

- легко обрабатывается;

- доступен в приобретении.

Применение данного массажера уникально еще и тем, что его могут применять как

педагоги детского сада, так и родители воспитанников в домашних условиях, так как

неправильное применение этого метода не способно нанести ребенку никакого вреда, оно

просто не даст желаемого результата.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!