Напоминание

«Учим детей думать»


Автор: Цариева Наталья Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Учим детей думать»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 175» г. Перми

Консультация для родителей

«Учим детей думать».

Подготовила

воспитатель Цариева Н.В.

Пермь, 2020г.

Часто родители будущих первоклассников уверены в том, что важно

научить ребёнка читать, считать, писать и ни каких проблем в дальнейшем с

учёбой

не

будет.

Но

когда

читающий,

считающий

и

пишущий

первоклассник,

придя

в

школу,

вдруг

постепенно

снижает

свою

успеваемость, у родителей встает вопрос «Почему?». И дело даже не в

письме и счете. В первую очередь ребенок должен научиться думать.

Казалось бы – думать мы, вроде, все умеем. Но, на самом деле, думаем мы

по-разному. И от того, как мы думаем, как развито мышление зависит наша

успешность в будущем.

Мышление

это

опосредованное

и

обобщённое

отражение

действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании

сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Выделяют три вида мышления:

-

Наглядно-действенное. Познание

происходит

с

помощью

манипулирования предметами, игрушками.

- Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления

предметов, явлений.

-

Словесно-логическое. Познание

с

помощью

понятий,

слов,

рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в

младшем

возрасте.

На

основе

наглядно-действенного

мышления

формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок

уже может решать задачи на основе представлений, без применения

практических действий. К шести - семи годам начинается более интенсивное

формирование

словесно-логического

мышления,

которое

связано

с

использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно

связаны между собой. Если с ребенком проводятся специальные занятия, то

развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления

могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать

родители.

Обучение

лучше

осуществляется

в

естественном,

самом

привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Дети играют

потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают

учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру. В

развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает

играть речь, поэтому среди игр, адресованных детям этого возраста, должно

быть много словесных. Работа по развитию мышления должна проводиться

систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно

делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними

делами, важно в этом деле – создать положительный эмоциональный

настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите

занятие на более подходящее для этого время. Дайте ребенку возможность

проявлять в игре выдумку и инициативу, быть самостоятельным и активным,

и тогда у него появится уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет

многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечать все

достижения ребенка, хвалить за успехи и не ругать за ошибки. Вот некоторые

из игр:

Игра «Скажи наоборот»

Цель:

развивать мышление,

внимание,

умение подбирать

слова-

антонимы.

Назвать слова противоположного значения

большой – маленький,

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

пустой – полный,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Отгадай предмет по его частям»

Цель: развивать мышление, умение сопоставлять, анализировать.

Взрослый называем части предмета, ребенок называет предмет, о

котором идет речь.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Игра «Назови одним словом»

Цель: развивать умение обобщать.

- Ель, дуб, береза – это…

- стол, диван – это…

- кукла, кубики – это…

- корова, коза – это…

- картофель, свекла – это…

Игра «Сравнение предметов (понятий)»

Цель: развивать умения сравнивать предметы, делать элементарные

выводы.

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.

Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о

каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи

муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от

друга?"Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и

стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка;

шалость и драка; город и деревня.

Игра «Что внутри?»

Цель: развивать логическое мышление

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет

что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжка;

кастрюля – суп; дупло – белка; улей – пчелы; нора – лиса; автобус –

пассажиры

Игра «Что лишнее?»

Цель: развивать умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном

материале.

Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком; пятое

слово к ним не подходит. Найдите это слово.

1) дождь, снег, осадки, град, иней (осадки)

2) дуб, ольха, береза, дерево, тополь (дерево)

3) молоко, сыр, простокваша, мясо, сметана (мясо)

4) горький, горячий, кислый, сладкий, соленый (горячий)

5) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол (плавание)

6) темный, светлый, красный, тусклый, яркий (красный)

7) самолет, техника, пароход, поезд, вертолет (техника)

8) храбрый, смелый, отважный, злой, решительный (злой).

Игра «Чудесные превращения»

Цель: развивать творческое мышление и воображение.

Для нее нужны 1–2 небольшие карточки, на которых изображены

условные обозначения предметов: 2–3 полоски разной длины или 2–3

цветных кружка. Кроме того, вам с ребенком потребуются листы бумаги и

цветные

карандаши.

Вы

показываете

ребенку

карточку,

предлагаете

придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Хорошо, если

к каждой карточке будут нарисованы не одна, а несколько картин. Например,

о 2 полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой, или

девочка

с

кошкой,

или

дядя

с

собакой

и

т.д.

Готовые

картинки

рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитывается их соответствие

карточке, наличие сюжета, полнота, эмоциональная выразительность и

оригинальность.

«Какое что бывает?»

Цель: развивать логическое мышление.

Вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Примеры:

- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно

спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным? (коротким)

- Что бывает широким? (узким)

- Что бывает круглым? (квадратным)

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым,

мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!