Напоминание

Роль цифровых технологий в когнитивном развитии дошкольника.


Автор: Луконина Мария Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Роль цифровых технологий в когнитивном развитии дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль цифровых технологий в когнитивном развитии дошкольника.

«... В 21 веке цифровые среды суть

естественные

среды

для

интеллектуальной работы в той же

степени, в какой письменность была

для веков предыдущих».

Ученый и педагог С. Паперта

Мир,

в

котором

развивается

современный ребенок, коренным

образом

отличается от мира, в котором выросли его родители. Цифровые технологии прочно

вошли во все сферы жизни человека. Современный грамотный педагог просто обязан

идти в ногу со временем: знать и умело применять в работе ИКТ, которые помогают

обогатить и разнообразить образовательную деятельность, сделать ее познавательной,

интересной и занимательной для детей.

Информатизация общества ставит перед

педагогами задачи:

стать

для

ребенка

проводником в

мир

новых

технологий,

наставником

в

выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его

личности;

повышать профессиональный уровень педагогов;

расширять компетентность родителей.

В образовательной деятельности Прогимназии активно используются цифровые

технологии, что позволяет нам, педагогам:

- сделать ООД по-настоящему привлекательными, современными: движения, звук,

яркие красочные изображения, мультипликация привлекают внимание ребенка;

- мотивировать на познание;

- расширить представления об окружающем мире;

- решать познавательные и творческие задачи;

- осуществлять индивидуальный, дифференцированный, коллаборативный, системно-

деятельностный подходы;

- моделировать жизненные ситуации, осуществляя связь с жизнью.

- потренировать в выполнении упражнений.

Для развития у воспитанников устойчивого познавательного интереса перед

каждым педагогом прогимназии стоит задача: сделать образовательную деятельность

интересной, насыщенной и занимательной. Информационный материал должен

содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие

1

интерес у дошкольников и способствующие созданию положительной эмоциональной

окраски восприятия в процессе познания, а также способствующий развитию

мыслительных способностей. Ведь именно удивление ведет за собой процесс

понимания.

Применение информационных технологий как раз позволяет сделать каждую

мою

интеллектуальную

игру

нетрадиционной,

яркой,

насыщенной,

позволяет

использовать

различные

способы

подачи

учебного

материала,

применить

разнообразные приемы и методы в обучении.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому компьютер в

детском саду используется, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная,

интересная и самостоятельно управляемая ребенком игрушка, с помощью которой он

решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры предлагаются в

сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя, а дополняя обычные игры

и занятия, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми

современными возможностями.

Компьютерные программы можно использовать во всех образовательных

областях. В образовательной деятельности по развитию элементарных математических

представлений компьютерные игры помогают не только закрепить математическое

содержание, а способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления,

переводу его в наглядно-образный план, тренируют мыслительные операции ребенка:

логическое мышление, анализ, сравнение, обобщение, развивают внимание, память,

учат сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.

Математические игровые программы позволяют индивидуально для каждого ребенка

определять время игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых

заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. На ООД по

развитию элементарных математических представлений можно предложить ребенку

игры «Лунтик. Математика», «Мышиная математика», «Малыш», «Изучаем часы»,

«Развиваем логику, память, мышление, концентрацию» и т. д. В образовательной

деятельности по ознакомлению дошкольник с окружающим миром компьютерные игры

не только тренируют мыслительные операции, но и упражняют ребенка умело

ориентироваться в потоках информации, показывают последовательность и конечный

результат, способствуют формированию причинно-следственных связей, и, что очень

важно, развивают интерес к дальнейшему познанию.

Большая подборка компьютерных программ по ознакомлению с окружающим

миром имеется в серии «Кузя»: «Кузя в космосе», «Кузя и силы природа» или в серии

«Детство Малетов»: «Флора и фауна», «По воде, земле и воздуху», «Форма и цвет».

2

В опытно-исследовательской деятельности, специально разработанные для детей

компьютерные программы раскрывают широкие возможности для виртуальной

экспериментальной деятельности ребенка. В процессе игры ребенок может исследовать

реальные объекты и явления, проводить сложные эксперименты, не нанеся никакого

вреда здоровью, в худшем случае может произойти виртуальный взрыв или появиться

печальный смайлик. Такие компьютерные игры как, «Волшебный эликсир», «Хочу все

знать», «Маленький искатель» и т. д., дают расширить кругозор ребенка, получить

информацию, научить самостоятельно принимать решения, видеть результат своих

первых опытов и, в случае неудачи, повторить попытку и добиться хорошего

результата.

Компьютерные игры я использую и для индивидуальных занятий с детьми,

опережающими сверстников в интеллектуальном развитии.

Преимущества использования интерактивных компьютерных игр очевидны: они

вызывают огромный интерес у детей и стимулируют познавательную деятельность

ребенка; предоставляют возможность индивидуального обучения, самостоятельно

выбирать темп и определять количество решаемых задач; позволяют моделировать

ситуации, которые невозможно увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана,

космическое пространство); придают уверенность ребенку в том, что он многое может;

вызывают положительные эмоции.

Применение мультимедийных презентаций или интерактивных плакатов, как

дополнительного

источника

информации,

позволяет

повысить

познавательную

мотивацию дошкольника, облегчить овладение материалом, сделать процесс познания

более привлекательным и эмоциональным. Данные источники являются замечательным

наглядным и демонстрационным материалом. В последнее время мультимедийные

презентации широко применяются в проектной деятельности, в ходе которой, решаются

следующие задачи: создаются условия для социального самовыражения ребенка;

развиваются познавательные, исследовательские и творческие способности; ребенок

вовлекается в процесс формулирования проблемы и поиска информации, для решения

данной проблемы; практическое применение знаний, умений и навыков в нетиповых

ситуациях;

воспитывают

в

ребенке

целеустремленность

и

сосредоточенность.

Подготовка и реализация проекта включает следующие этапы: создание группы,

формулирование проблемы и разработка индивидуальных и коллективных задач,

определение

ресурсов

для

сбора

информации,

сбор

информации,

подготовка

презентации, презентация, рефлексия. Данная деятельность дает возможность детям

почувствовать себя значимым, самоутвердиться. Кроме этого, дети приобретают опыт

исследовательской деятельности, включая умение её планировать.

На ООД по развитию речи и знакомству с окружающим миром я использую

дополнительный

наглядный

и

развивающий

материал

в

виде

презентаций,

3

интерактивных игр, викторин, виртуальных путешествий, панорамных изображений

залов и зданий музеев и театров. Виртуальные прогулки превращаются в настоящее

увлекательное путешествие.

В

настоящее

время

нами

создана

большая

картотека

презентаций

и

компьютерных заданий по развитию речи и обучению грамоте, естествознанию,

географии, математике, искусству.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников цифровые

технологии обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает

у детей огромный интерес;

- движения, звук, мультипликация привлекают и удерживают внимание

ребенка;

- ИКТ расширяют возможности самостоятельной деятельности;

- ИКТ позволяют формировать навыки исследовательской деятельности;

- имеется возможность моделировать такие жизненные ситуации, которые

нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и

необычные эффекты);

- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет,

пока он сам исправит их;

- поощрение ребенка при правильном решении проблемных задач или

выполнении

упражнений

самим

компьютером

является

дополнительным

стимулом познавательной активности детей;

- компьютер обеспечивает доступ к различным справочным системам,

электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

Использование ИКТ на занятиях помогает детям:

- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- вырабатывать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью

современных технических средств;

- работать в индивидуальном темпе;

- приобретать уверенность в себе;

- развивать компетенции XXI века.

Я уделяю большое внимание информатизации образования, что позволяет

мне расширить арсенал используемых форм и методов обучения. Например, во

время занятий мы слушаем классическую музыку, перед сном релаксационную.

Во время ООД слушаем голоса животных, звуки музыкальных инструментов,

изучаем природные явления (молния, радуга, смерч). На прогулке используем

музыкальные игры.

Использование ИКТ позволяет мне проводить интеллектуальные игры на

высоком эстетическом и эмоциональном уровне, дает возможность применять

яркую наглядность, позволяет увеличить объём выполняемых заданий в 1,5-2

раза и обеспечивает высокую степень дифференциации и индивидуализации

обучения, и, в целом, способствует повышению качества образования.

4

При подготовке к занятиям я использую электронные ресурсы учебного

назначения:

мультимедиа презентации;

учебные фильмы, мультфильмы;

обучающие программы;

логические игры;

тесты;

электронные энциклопедии;

аудиозаписи.

Занятия с использованием информационных технологий не только оживляют

учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические

особенности детей дошкольного возраста, в частности преобладание наглядно-

образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию

познания.

Ребёнок

становится

ищущим,

жаждущим

знаний,

неутомимым

исследователем, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Применение мною

на занятиях информационных технологий не только способствует расширению

и закреплению полученных знаний, но и в значительной степени повышают

творческий и интеллектуальный потенциал детей.

Перечислю основные компоненты цифровой среды, используемые мною в

работе с дошкольниками.

1) Использование ресурсов глобальной сети Интернет.

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная

почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной

частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по

проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах,

зарубежных

институтах

раннего

развития,

посетить

вебинары

ведущих

специалистов в области образования. Информационно-методическая поддержка

в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки

педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе

наглядных пособий к занятию.

2) Использование компьютера для ведения документации.

Материалы представлены в электронном виде, обычно в виде набора текстовых

файлов в форматах doc, txt. Это программы, планы, конспекты, сценарии и

многое другое. А так же дидактические пособия, например, игры: «Четвертый

лишний», «Что сначала? Что потом?», «Чего не хватает?», «Найди ошибку» и

т.д.

3) Использование обучающих игр и развивающих компьютерных программ.

Развивающие

программы

это

интерактивные

программы

с

игровым

сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают

тонкие

двигательные

навыки,

пространственное

воображение,

память

и,

возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на

клавиатуре.

(Например, игра «Лото» (найди предметы посуды, мебели…), «Собери слово»,

«Тело человека», «Последовательность событий».

5

Их можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3.

АРТ-студии,

простейшие

графические

редакторы

с

библиотеками

рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Программы по обучению чтению, математике и др.

6.

Программы-тренажеры,

которые выполняют

функции

дидактических

материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках

(например, игры «Счет в пределах 10, 20», «Найди одинаковые геометрические

фигуры, тела», «Состав числа», «Логические игры», «Реши задачу», «Ребусы»).

7. Программы контроля знаний, к которым относятся викторины и тесты.

Главное

их

достоинство

быстрая

удобная,

беспристрастная

и

автоматизированная обработка полученных результатов (например, «Викторина

по странам и континентам», тесты по окружающему миру, литературе,

искусству.

Использование

таких

программ

позволяет

не

только

расширять

представления детей об окружающем мире, но и развивать их способности.

Кроме того, умение оперировать символами на экране монитора способствует

оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

4) Использование электронных энциклопедий.

В своей работе я постоянно использую электронные энциклопедии. Удобная

система навигации на основе гиперссылок позволяет мне быстро найти нужную

информацию по ключевым словам и понятиям.

5) Использование мультимедийных презентаций.

Презентации – это электронные диафильмы, которые включают в себя

анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания

презентаций использую такие программные средства, как Power Point.

Примеры: Презентация к открытым занятиям «Умники и умницы», «К школе

готовы», «Времена года», «Школа юного сыщика», «Шахматное королевство» и

др. Презентации к конкурсам и праздникам, тематическим дням «День

игрушки», «День цветов», «День семьи».

Активно

использую

презентации

при

организации

проектной

деятельности: «Северный полюс», «Традиции русского народа в зимних

праздниках», «Семейный альбом», «Научная лаборатория».

Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной

деятельности воспитанников и психологического роста личности, развивая

самостоятельность

и

повышая

самооценку.

Например,

после

проекта

«Профессии

будущего»,

Виктор

стал

вести

себя,

как

специалист

по

нанотехнологии Стал более серьёзным и уверенным.

Мультимедийные

презентации

позволяют

представить

обучающий

и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

В этом случае у детей задействуются различные каналы восприятия, что

позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в

ассоциативном виде в их память.

6

Основная функция любой современной презентации – облегчение процесса

зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на

ООД зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит

педагог.

Достоинствами применения презентаций в процессе обучения детей являются

возможности объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую

систему и демонстрации различных объектов в движении, динамике или

многократно увеличенном виде. Кроме того, компьютерные презентационные

слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток

на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой

интерес,

что

способствует

хорошей

результативности

образовательной

деятельности. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по

математике, развитию речи, обучению грамоте, естествознании, картинной

галерее и «По странам и континентам» обеспечивает высокую познавательную

активность детей, развивает концентрацию, внимание, память и мышление.

В заключение подчеркну, что использование цифровых технологий не только

способствует

когнитивному

развитию

ребенка,

но

и

существенно

расширяет

возможности и позволяет повысить качество дошкольного образования.

7

8



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!