Напоминание

Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования


Автор: Шаптала Наталья Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования
Дата публикации: 30.12.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шаптала Наталья Викторовна

педагог дополнительного образования

МБУДО "ЮНОСТЬ" г. Белгород,

Одним из условий интеграции основного и дополнительного образования является

тесное взаимодействие педагогов этих видов образования. Взаимное сотрудничество, обмен

знаниями и опытом способствует более глубокому осмыслению теоретического материала,

и воплощению творческих идей на практике.

При этом, нельзя забывать, что эффективность творческой деятельности зависит от

посильности заданий, результативности и непрерывности обучения. Поэтому особое

внимание следует уделять не только познавательности, но и степени сложности заданий.

Опыт работы показывает, что на занятиях творчеством, детей среднего школьного возраста

привлекают поделки более сложные в исполнении, обладающие большей художественной

выразительностью, но

не доступные для самостоятельной полноценной реализации за

отведенное время для занятия. В результате у учащегося теряется интерес и формируется

чувство неудовлетворенности своей работой.

Повысить заинтересованность к творчеству на доступном для школьника уровне

можно следующими способами:

1.

Расширение тематики занятий нестандартными решениями, предлагаемыми не только

педагогом, но и учащимися. Внесение в простую поделку новых элементов поможет

снять напряженность, обусловленную недостаточным развитием того или иного навыка.

2.

Использование в простых поделках готовых наглядных декоративных или простейших

безопасных технических элементов (например, светодиодов).

3.

Обновление старых игрушек. Обновленная собственными силами игрушка формирует

более устойчивое удовлетворение, чем купленная новая. Также данный вид деятельности

способствует формированию такого качества как бережливость.

4.

Еще один способ повысить заинтересованность − это включение в тематику занятий

элементов общеобразовательной программы.

В качестве примера сотрудничества дополнительного и основного образования

рассмотрим взаимодействие работы кружка по декоративно-прикладному творчеству с

учебной работой по технологии производства, математике и информатике.

Так, в рамках одного из занятий кружка “Волшебный фоамиран”, детям нужно

выполнить эскиз платья Мальвины. (рис. 1).

Рис.1. Сказочный персонаж « Мальвина»

Для успешного выполнения поставленного задания нужно справиться со следующими

задачами:

произвести разложение (декомпозицию) платья на более простые элементы. В данном

случае разложение производится на цилиндрические и коническую части;

выполнить обмер полученных элементов;

по полученным размерам составных элементов, таких как диаметр основания и высота

выполняются чертежи разверток;

расположить чертежи разверток на листе таким образом, чтобы обеспечить как можно

более высокую плотность заполнения.

Выполнение первой задачи, как правило, затруднения не вызывает.

При декомпозиции и обмере учащимся сообщаются названия геометрических тел и

фигур, а также основные метрические понятия: высота, длина, диаметр, площадь, а также

понятие развертки.

Построение бумажных разверток пространственных элементов требует несложных

арифметических расчетов. Так, развертка цилиндрической поверхности представляет собой

прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая длине окружности

основания, которую можно приближенно вычислить по формуле

3

d

, где d - диаметр

основания. Развертку конуса построить сложней. Развертка боковой поверхности конуса

представляет собой круговой сектор. Его радиус равен длине образующей конической

поверхности l, а центральный угол φ вычисляется по формуле

ϕ

=

360

R

/

l

. Здесь R – радиус

окружности основания конуса.

Рис. 2. Развертка кругового конуса

На следующем этапе выполнения задания формируется понятие рационального

раскроя листового материала и понимание того, что для большого количества сложных

деталей вручную выполнить данную задачу практически невозможно (рис. 2), после чего

педагог дает представление о том, что задачи оптимального раскроя с минимальным отходом

успешно решаются с использованием систем автоматизированного проектирования и

станков с ЧПУ, с которыми они подробно познакомятся при изучении информатики и

технологии производства [2]. Данный и другие подобные примеры, требующие выполнение

разверток пространственных элементов в плоские, позволят проводить работу по ранней

профориентации, важность которой отметил В.В. Путин на форуме “Проектория” 26 ноября

2019 года. В качестве примеров отраслей, связанных с раскроем и обработкой листовых

материалов можно назвать швейное, обувное производство, автомобильную, авиационную

промышленность и другие.

В последствии, на уроках математики, изготовленные макеты и поделки могут

использоваться в качестве наглядных пособий.

Широкие возможности для совмещения различных видов творчества открывает

использование безопасных электрических элементов.

Они позволяют обогатить и

разнообразить тематику изготовляемых детьми поделок световыми и звуковыми эффектами.

При этом очень важно перед использованием электронных элементов в своих поделках, в

простой и наглядной форме объяснить физические основы электрических явлений, ведь

эффективность творческой деятельности зависит не только от посильности предлагаемых

задач, но и от осознанности при их выполнении. Так, начальное представление о

гальваническом элементе и электрической цепи дети получают в рамках занятий в кружке

“Волшебный фоамиран», реализуя, например, сигнальную подсветку «спутника Земли»(рис.

3).

Рис. 3. Поделка “Спутник Земли” – призер выставки детского технического

творчества “Техностарт” в 2019 г.

Усложнение

поделок

должно

быть

поэтапным.

Каждый

этап

должен

быть

самодостаточным, в результате которого получается законченная поделка с ограниченным

набором свойств или функций. При этом сложность этапа должна быть подобрана так, чтобы

обеспечить совпадение итога деятельности с целью, поставленной в начале занятия.

Возникающие трудности в ходе занятия должны предусматривать вариативность их

преодоления. Поэтому постановка задачи педагогом со временем должна производиться все

в

более и более

общем виде, задавая основное направление, предполагающее не

механическое повторение, а становление и работу творческой мысли школьника.

Как показывают результаты исследований, наиболее выраженная мотивация к

творческой деятельности обусловлена не частными успехами, а выявлением общих приемов,

закономерностей при выполнении однотипных поделок. Полученный школьником опыт,

подкрепленный

теоретической

базой

из

общеобразовательной

программы

позволит

сформировать прочный фундамент знаний и понимание того, что овладение любой

современной профессией требует всесторонней и достаточно глубокой общеобразовательной

подготовки.

Взаимодействие педагогов различных уровней образования может происходить в

ходе личного общения, обмена опытом при проведении внутришкольных, городских и

региональных мероприятий.

Внедрение в практику деятельности кружка “Волшебный фоамиран” рассмотренного

подхода, по свидетельству педагогов и родителей обучающихся, позволило повысить

привлекательность и заполняемость кружка, способствует выявлению у школьников уже на

ранних

стадиях

обучения

таких

качеств

как

трудолюбие,

целеустремленность,

взаимопомощь, сопереживание и истинную удовлетворенность от достигнутого успеха.

Включение элементов основного образования в творческие занятия и чередование

различных форм проведения занятия позволяет снизить

утомляемость,

повысить

эффективность проведения занятий. Введение детей в мир взрослых вызывает восторг и

психологическую разрядку, способствует глубокому и осмысленному изучению школьной

программы, формированию широкого кругозора с раннего детства, что в свою очередь

позволит в будущем более осознанно подойти к вопросу профессиональной ориентации

школьников.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!