Напоминание

Урок технологии (художественный труд)


Автор: Ткаченко Людмила Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Аксайская СШ"
Населённый пункт: село Аксай Волгоградская область Октябрьский район
Наименование материала: открытый урок
Тема: Урок технологии (художественный труд)
Раздел: начальное образование





Назад





Урок технологии (художественный труд) 1 класс

По программе авторы: Т.Я.Шпикалова и др.

Тема раздела.

Весна-красна – праздник света и тепла. Практикум

Детство не должно быть постоянным

праздником – если нет трудового напряжения,

посильного для детей, для ребёнка останется

недоступным и счастье труда.

В.А. Сухомлинский

Тема урока.
Художественное конструирование из бумаги поздравительной открытки.
Цель урока.
Научить складыванию элементарных оригамских фигурок. Изготовление поздравительной открытки к празднику Международному Женскому дню
Задачи урока
1.Формирование умений и навыков работы с бумагой, по технике художественного конструирования (складывать бумагу пополам, делать объемную поделку из геометрических форм). Развивать творческое воображение. 2. Знать свойства декоративного узора и особенности его оформления. Уметь выполнять работу с бумагой в новой технике (оригами); совершенствовать навыки работы с ножницами. 3. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к материалам; умение и стремление экономно, по-хозяйски относиться к расходованию бумаги.
Оборудование:
- демонстрационный материал (рабочие тетради, таблицы, инструкционные карты); - показательная работа; Условные обозначения: -ЭРМ – экономное расходование материалов; - ОРМ – организация рабочего места; - ПБ и ЛГ – соблюдение правил безопасности личной гигиены - РШ – работа по шаблону; - РЭ – работа по эскизу; - РИК – работа по инструкционной карте
Знать
1. О назначении бумаги 2. Конструирование предметов квадратной формы 3. Сгибание бумаги, резание бумаги, склеивание бумаги и картона, 4. ЭРМ, ОРМ, ПБ и ЛГ
Уметь
1. Умения классифицировать бумагу и картон по свойствам и назначению, 2. Уметь конструировать по РЭ, сгибать и размечать на бумаге основные изгибы; 3. Уметь закреплять детали на основу 4. Соблюдать ПБ и ЛГ.
Тип урока
Урок – практикум (закрепление знаний и умений по теме)
Структура урока
Урок обобщение материала и совершенствования умений и навыков. 1. Оргмомент: корректировка осанки, информация о необходимых инструментах и материалах на рабочем столе. 2. Введение в тему (рефлексия). 3. Тематическая разминка (вопросы, вводящие в суть урока, расширяющие понятия, беседа создающая мотивацию). 4. Практическая (складывание по заданию; самостоятельная работа). 5. Творческая работа (оформление изделия). 6. Подведение итогов.

Ход урока
№ п/п Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1.
Органицация урока
Прежде чем на место сесть Посмотрите, все ли есть! Музыка. Дети проходят в класс и встают около своих рабочих мест. -Проверка к уроку: ОРМ (рабочее место, папка с инструментами и материалами) 2.
Введение в тему
У нас в гостях Самоделкин. Он очень любит трудиться. Сам он изготавливает различные поделки для дома, для своих друзей. И вам он приготовил
Задание на внимание.

РЕФЛЕКСИЯ.

Игра

«Вот умелец я какой!»
Все предложения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны в столбик, вторая часть предложений на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны. Задача обучающихся – разложить полоски по смыслу. 1.Игрушки из фанеры… шил иголкою(3) 2.Карандаш чинил… дрелью(7) 3.Рубашку, брюки… выпиливал лобзиком(1) 4.Быстро завинчивал винты…острой пилкою(5) 5.Бревно пилил… ключом гаечным (4) 6.Гвоздь забивал… тонким ножом (2) 7.Сверлил отверстие в доске…молотком (6) Это что за ералаш? Заточите карандаш! Я приказываю вам Все расставить по местам!  Молодцы
Весна

(8 Марта.)
Постановка задачи урока.
* Дети, о каком времени года говорится в стихотворении С.Я.Маршака? Рыхлый снег темнеет в поле, Тают льдинки на окне. Зайцы бегают по парте И по карте на стене. *А какой праздник самый радостный с наступлением весны? В марте есть такой денек С цифрой, словно кренделек, Кто из вас, ребята, знает, Цифра что обозначает? – Правильно! А что это за праздник? – Это Международный женский день. Праздник бабушек, мам, сестренок – всех женщин на земле. Без женщин не может быть жизни на земле. Они покоряют космос, лечат людей, учат детей… И, конечно же, все вы, ребята, любите своих мам, об этом говорят ваши удивительные рисунки к выставке «Наши милые мамочки». Сегодня мы на уроке будем мастерить своими руками подарок для мамы. *А вы любите праздники? У нас в гостях Самоделкин. Он очень любит свою маму и бабушку. Для них он приготовил подарки и своим мастерством хочет поделиться и с вами. Но в начале, нам нужно узнать, какими материалами и инструментами мы будем пользоваться сегодня на уроке.
2 РЕФЛЕКСИЯ. Игра «Вот умелец я какой!» Самоделкин любит трудиться. Он изготавливает различные поделки для дома, для своих друзей. И вам он приготовил
Задание на внимание.
Все предложения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны на листе ватмана, вторая часть предложений на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны. Задача учащихся – разложить полоски по смыслу. 1.Игрушки из фанеры… шил иголкою(3) 2.Карандаш чинил… дрелью(7) 3.Рубашку, брюки… выпиливал лобзиком(1) 4.Быстро завинчивал винты…острой пилкою(5) 5.Бревно пилил… ключом гаечным (4) 6.Гвоздь забивал… тонким ножом (2) 7.Сверлил отверстие в доске…молотком (6) Это что за ералаш? Заточите карандаш! Я приказываю вам Все расставить по местам!  Что вы приготовили на рабочем месте? Дети внимательно рассматривают полоски, находят правильный ответ. Сосредотачиваются на урок. Дети перечисляют материал и инструменты и повторяют свойства бумаги и картона. 3. *Самоделкин часто катается на своем самокате. Вот такие надписи он прочитал недавно на задних бортах грузовых автомашин : «Не уверен – не обгоняй!», «Соблюдай рядность!», «Не занимай левый ряд!». *Кто разъяснит эти надписи? *Молодцы! Но порядок, дисциплина – основа безопасности урока технологии. (показ учебной таблицы работы с бумагой, при помощи ножниц) *Укажите на этой таблице рисунки и надписи, которые тоже призывают соблюдать правила безопасности труда. Повторение правил техники безопасности, санитарии и гигиены -учащиеся обязаны соблюдать осторожность при работе с очень острым и опасным инструментом – ножницами; -должны сесть подальше друг от друга, чтобы не толкнуть и нечаянно не поранить соседа по парте; -должны помнить о правилах передачи друг другу острых и колющих инструментов; -должны неуклонно соблюдать правила хранения инструментов, чтобы исключить возможность случайных травм; -вырезание деталей очень напрягает зрение, устают глаза. Чтобы не испортить зрение, надо время от времени давать глазам отдых. Очень важно сидеть во время работы прямо, не сгорбившись, и держать лист бумаги на определенном расстоянии от глаз 25-30 см. Ответы детей: - Эти надписи призывают водителей соблюдать определённый, обязательный для всех порядок во время движения по улице или по шоссе. - На дороге нужна дисциплинированность и порядок. - Коллективно устанавливается, что об этом говорят следующие рекомендации учебных таблиц: соблюдай порядок на рабочем месте; во время работы садись подальше от соседа (соседки); передавай ножницы правильно (кольцами вперед); не бери острые предметы в рот. 4.  Беседа Сколько красивых, полезных и приятных вещей можно сделать из бумаги, сколько неизвестного об
известном можно с ее помощью узнать. С бумагой можно экспериментировать, познавая ее свойства; ее можно резать, мять, скручивать; из нее можно вырезать силуэты, животных, и т.д. На предыдущем уроке мы изготавливали лодочки, в стиле оригами. А сегодня мы продолжаем работать в этой технике. Посмотрите, какая у Самоделкина прекрасная поляна из цветов. Вы тоже сможете приготовить такие же цветы, если будете внимательны. 5. Показ способов выполнения работы.  Рассматривание эскиза в рабочей тетради  Какие приемы работы с бумагой мы должны вспомнить?  Чтение инструкционной карты  Показ учителем поэтапного выполнения работы. - сгибание бумаги; -сложение пополам по диагонали; 6. Выполнение работы учащимися. (оказание индивидуальной помощи) -дети работают по инструкционной карте 7. Изготовление первого цветка. (отдых для глаз) Те, у кого получился цветов, работают самостоятельно 8. Продолжение работы (самостоятельно) 9. Игра «Что изменилось» Технологическая операция приклеивание деталей – требует внимания и аккуратности. Заготовив три детали необходимо красиво расположить их на листе. После показа правильного приклеивания цветка звучит команда: «А сейчас все минуточку поспим». Дети наклоняют голову на руки, закрывают глаза. В это время цветы с помощью магнитов прикрепляются в разные стороны листа. Звучат слова: «А теперь мы все проснулись! И внимательно посмотрели, как и где расположены цветочки на картоне лучше и красивее. Почему? - Дети сами определят место расположения цветов на картоне и добавляют недостающие детали (листочки и стебельки) 10. Оценка работы Учитель отмечает умения детей (кто хорошо умеет сгибать лист бумаги, выполнял работу последовательно, аккуратно пользовался клеем, проявил творчество в оформлении работы.) 11. Самоделкин приготовил для вас поздравительные слова, которые вы можете написать на своей открытке.
Мониторинг наблюдения умений учащихся применять приёмы и способы

при работе с бумагой и ножницами

№ п/ п Фамилия, имя учащегося Работа с бумагой Работа с ножницами последовательность работы аккуратность творческое оформление сгибание наклеивание складывание по диагонали ТБ вырезание 1. Андреев Дмитрий + + +- + +- +- +- +- 2 Акопян Мариам + + + + +- + + + 3 Антонова Анна +- + +- + +- + + +- 4 Дмитриева Елена +- +- + + + +- +- + 5 Герасимов Ярослав + + + + +- + + + 6 Ильясова Асиль + + + + +- + + + 7 Касымова Саадат +- +- +- + + + + +- 8 Катарага Игорь + + + + + + + + 9 Кияшко Кирилл + + + + + + +- + 10 Киселёв Евгений + + + +- +- + +- + 11 Княжев Дмитрий + + + + + + + + 12 Крючкова Авилина +- + +- + + + + + 13 Латыпов Денис + + +- +- + + + + 14 Литовченко Карина + +- + + +- + + + 15 Романенко Даниил + + + + + +- + + 16 Ромашкина Анастас. +- +- +- + + + + +- 17 Савченко Даниил + + + + + + + + 18 Стёпкин Никита + +- +- + + + + +
73,68%

73,68%

63,15%

89,

47

%

63,15%

84,21%

78,97%

78,97%

Обозначения: + -
освоили в полной мере;
+-
- наблюдались недочеты.
Общие выводы:
по данному мониторингу можно

проследить усвоение приёмов и способов учащихся при выполнении данного изделия. Справка о проведении урока художественный труд (1 класс)
По программе авторы: Т.Я.Шпикалова и др.

Тема раздела.
Весна-красна – праздник света и тепла. Практикум
Тема урока.
Художественное конструирование из бумаги поздравительной открытки.
Цель урока.
Научить складыванию элементарных оригамских фигурок. Изготовление поздравительной открытки к празднику Международному Женскому дню
Задачи урока
1.Формирование умений и навыков работы с бумагой, по технике художественного конструирования (складывать бумагу пополам, делать объемную поделку из геометрических форм). Развивать творческое воображение. 2. Знать свойства декоративного узора и особенности его оформления. Уметь выполнять работу с бумагой в новой технике (оригами); совершенствовать навыки работы с ножницами. 3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к материалам; умение и стремление экономно, по-хозяйски относиться к расходованию бумаги. Все дети любят праздники, ждут их, с волнением готовят подарки. Работа над подарками захватывает детей, требует от них мобилизации различных трудовых навыков, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства.
Реализация задач, поставленная учителем

¥ Одна из задач, поставленная учителем – воспитывать у учащихся бережное отношение к материалам, умение и стремление экономно, по-хозяйски, относиться к расходованию бумаги.  Все учащиеся данного класса, хранят бумагу, картон, ткань и другие материалы в специальных папках: материалы хорошо сохраняются, не мнутся, не пачкаются. В этих паках имеются специальные конверты для хранения отходов, обрезков, которые могут пригодиться в дальнейшей работе.  Объясняя на уроке приемы разметки каждой детали, учитель обязательно показывает, как надо расположить деталь, чтобы получились минимальные отходы материала.  Прежде чем вычертить деталь на классной доске, учитель показывает детям лист материала, а затем изображает на нем нужную деталь; делая это для того, чтобы было наглядно видно, что учитель использует материал экономно, стараясь, чтобы отходов, обрезков получилось как можно меньше.  После окончания урока был проведен конкурс «Кто потратил бумагу экономнее». Учащиеся привыкли по окончании урока критически просматривать все остатки и обрезки материала – все, что может в дальнейшем пригодиться, аккуратно разглаживаются и складывают либо в конверты, либо в специальную коробочку. Эти материалы потом используются при изготовлении мелких деталей аппликации или при оформительских работах. Коробочка эта в классном шкафу места занимает немного, а ребят выручает часто. ¥ Очень интересно были повторены правила техники безопасности, санитарии и гигиены. Дети подбирали к картинкам надписи (по правилам безопасности труда). Связь с тем, что учащиеся многократно наблюдали в жизни, на улице помогла учительнице добиться понимания значимости и более прочного усвоения учащимися требований безопасности труда. Чтобы в дальнейшем дети постоянно тренировались в дисциплинированном, сознательном выполнении этих правил и приобретали привычку следовать этим правилам. Таблицы по технике безопасности, которые прочитали еще раз учащиеся, были четко сформулированы и помогали в работе: -учащиеся на уроке технологии обязаны соблюдать осторожность при работе с очень острым и опасным инструментом – ножницами; -должны сесть подальше друг от друга, чтобы не толкнуть и нечаянно не поранить соседа по парте; -должны помнить о правилах передачи друг другу острых и колющих инструментов; -должны неуклонно соблюдать правила хранения инструментов, чтобы исключить возможность случайных травм; -вырезание деталей очень напрягает зрение, устают глаза. Чтобы не испортить зрение, надо время от времени давать глазам отдых. Очень важно сидеть во время работы прямо, не сгорбившись, и держать лист бумаги на определенном расстоянии от глаз 25-30 см. В течение урока учитель следила за рабочей позой, посадкой школьников. Периодически делались перерывы для отдыха, менялись рабочие позы, давался отдых глазам. Это делалось в игровой форме (герой урока Самоделкин часто уставал и предлагал детям отдохнуть). Один из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемых программой, - работа с бумагой на основе конструирования. Сколько красивых, полезных и приятных вещей можно сделать из бумаги, сколько неизвестного об известном можно с ее помощью узнать. С бумагой можно экспериментировать, познавая ее свойства; ее можно резать, мять, скручивать; из нее можно вырезать силуэты, животных, и т.д. ¥ Показ способов выполнения работы был основан на повторении предыдущего урока (изготовление лодочки). Педагог показал в рабочей тетради эскиз работы (РЭ),
готовую поделку, еще раз нацелил детей, что этим работам будут очень рады бабушки и мамы, поэтому нужно приложить все своё старание и любовь. Дети рассматривают эскиз и намечают последовательность работы (РИК – работа по инструкционной карте): сначала сложить лист бумаги пополам. Нижнюю часть аккуратно отрезать (получился квадрат). Учитель помогает детям сложить квадрат, совмещая углы и стороны. Хорошо прогладить сгиб. Квадратный лист цветной бумаги сложить по диагонали, развернуть и сложить так, чтобы получился двойной треугольник. Отгибаем концы и треугольников, и получается цветок. Готовый цветок дети приклеивают на середину листа. Следующие два цветка дети делают самостоятельно. Учитель оказывают индивидуальную помощь. ¥ Расположение деталей (цветков на картоне) было предложено детям в виде игры «Что изменилось?». ¥ Оценка работы Учитель отмечает умения детей (кто хорошо умеет сгибать лист бумаги, выполнял работу последовательно, аккуратно пользовался клеем, проявил творчество в оформлении работы.). Самоделкин предложил учащимся написать на открытке самые дорогие пожелания для мам и бабушек. Использование сделанных своими руками поделки значительно повысили у учащихся интерес к их созданию, побудили детей добиваться лучшего качества работы. Именно поэтому предлагаемый процесс обучения конструированию, содержание урока и его структура были построены таким образом, чтобы удовлетворить насущную потребность ребёнка, обеспечить связь с игрой, открывая привлекательную перспективу – подарить продукт своего труда любимым мамам и бабушкам.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!