Автор: Майорова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №15 Журавушка
Населённый пункт: Кемеровская область г.Берёзовский
Наименование материала: публикация
Тема: ,,Развитие речи детей в младшей группе"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей во второй младшей группе
Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной
речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков, слов и т.д.) и в отношении
богатство словаря, точности словоупотребления, грамматически правильности, связности.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается
ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная
активность ребёнка в различных видах его деятельности.
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимных
моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Большое значение для
своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему отношение взрослого. Внимательное,
бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и
разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его
речь. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это
такое взаимоотношение взрослого с ребёнком, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответ
ребёнка на его обращение.
Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых
развиваются действия с предметами , движения. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы
(как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность.
Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с окружающим – наблюдение, на занятиях с
картинками –рассматривание. В процессе наблюдения за живыми объектами детей знакомят с
особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. На повторных занятиях целесообразно
активизировать речь детей, воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными,
воспитатель всё время дополняет ответы детей, а в случаи затруднения сам ведёт рассказ, призывая детей
повторят за ним.
Для развития речевой активности у детей широко используются картинки с изображением
отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено,
помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется
умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Особое значение имеет чтение книг с иллюстрациями. На последующих занятиях воспитатель
побуждает детей не только рассматривать картинки, но и рассказ о том, что написано в книге. Это развивает
память, заставляет ребёнка размышлять.
При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т.д.,
дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь:
существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный
словарь постепенно переходит в активный.
Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным
формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других,
привлекают их внимание к чему –либо интересному, необычному, договариваются о совместной
деятельности. Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок, и повторять за нем
все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае
необходимости даём образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех
слов и фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном
звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приёмы договаривания
(потешка , стихотворение) и подсказывания нужного слова ( ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть
может испытывать затруднение в употребление какого- нибудь слова, воспитатель вовремя помогает ему).
Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи
детей.