Напоминание

Программа по предмету «Графика и письмо» для учащихся с умеренной умственной отсталостью


Автор: Нахашева Людмила Викторовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ коррекционной школы-интерната
Населённый пункт: Станица Полтавская, Краснодарский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа по предмету «Графика и письмо» для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Программа по предмету

«

Графика и письмо» для учащихся с умеренной

умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы:

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.

Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Создание программы определяется необходимостью обучения данному

предмету учащегося 8 класса ----------------с более выраженными

интеллектуальными нарушениями, не имеющего возможности освоить

базовый уровень программного материала в рамках основной

образовательной программы, находящегося на индивидуальном обучении.

Объем данной программы скорректирован по отношению к базовому в

сторону уменьшения материала и его содержательного потенциала. При

разработке программы учитывались индивидуальные психофизические

особенности учащегося.

Цели:

воспитание и развитие стремления обучающегося устанавливать

коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и

совершенствовать средства общения. Максимальное включение

обучающегося в образовательный процесс, в формировании доступных им

видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной

учебной, общения, трудовой).

Задачи:

Организовать речевую среду.

Пробудить речевую активность учащегося, его интерес к предметному

миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия),

сформировать у учащихся предметные и предметно-игровые действия,

способность к коллективной деятельности.

Научить учащегося понимать соотносящие и указательные жесты.

Развитие коммуникативной функции речи.

Обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и

естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний

человека.

Сформировать предметные и предметно-игровые действия.

Научить понимать соотносящие и указательные жесты.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На основании индивидуального учебного плана на обучение графике и

письму в 8 классе выделено 68 часа (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Обучение учащегося с умеренной умственной отсталостью следующим

вариантам «письма»:

— Рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам.

— Рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых

и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности

(манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или

нюансное соотношение.

Рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих

смысловые единицы.

Обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей

изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета.

На уроках по предмету «Графика и письмо» учащийся овладевает

элементарными

изобразительными

и

графо

моторными

навыками,

пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой

форме.

Работа

осуществляется

на

основе

предметно-практической

деятельности,

дающей

возможность

познать

объект,

используя

все

анализаторы.

Практическая

деятельность

включает

оперирование

различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрыванию

различного рода действий с использованием реальных предметов и их

аналогов, а также пиктограмм. Учитывая индивидуальные возможности

учащегося, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.

Обучение носит

сугубо практическую направленность

и не

требует

соблюдение четких правил. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с

различными

учебными

предметами

и

направлениями

коррекционно-

развивающей области.

Программа включает следующие разделы

«Упражнения для развития тонкой моторики рук»

Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью

статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.

Упражнения на развитие конструктивного праксиса и зрительно-моторной

координации в

процессе манипулирования предметами (конструктор, пазлы, мозаика).

Развитие двигательных

стереотипов и графических способностей (штриховки, дорисовки,

графические ряды).

Упражнения на развитие артикуляционной моторики, закрепление навыков

правильного воспроизведения артикуляторных укладов звуков речи.

Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся.

Упражнения на закрепление связи действий и движений с предлогами и

местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Самомассаж рук с использованием различных массажеров.

Пальчиковая гимнастика.

«Рисуночное письмо»

Упражнения на закрепление навыков работы с ножницами:

вырезание деталей (индивидуально) и использование их в предметно-

практической деятельности.

На основе наблюдений и этюдов обучение рисованию дуба, связывая образ с

«характером» дерева.

После совместного с учащимся предварительного рассматривания и

обсуждения картин-натюрмортов (например, И. Грабаря «Натюрморт с

грушами», П. Кончаловского «Клубника. Натюрморт», П. Кузнецова

«Цветы») обучение рисованию натюрмортов (цветы, грибы, овощи

и фрукты) с помощью трафаретов и самостоятельно. Произнесение учителем

слова, написанного на листе бумаги. Рисование учащимся (самостоятельно

или с использованием трафаретов) картинок, соответствующих этому слову.

Упражнения в тетрадях.

«Жестово-образные игры»

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния

(

радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием

приемов дорисовывания пиктограмм

«Письменные упражнения»

«Письмо» по трафаретам и по точкам букв А, О, У, И, Э, Ы, П,

Б, М, Т, Д, Н (размер букв — 1-2 см).

Письмо слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей

карточкой-словом или выбор буквы в слове.

Копирование букв и знакомых слов печатными буквами (если

индивидуальные возможности учащегося позволяют, то предлагаются

письменные варианты).

Практические действия учащегося с принадлежностями для письма.

Основные требования к знаниям и умениям учащегося.

К концу учебного года у учащегося могут сформироваться следующие

универсальные учебные действия:

Владеть приемами самомассажа рук с использованием различных

массажеров, выполнять пальчиковую гимнастику.

Выполнять упражнения с внутренними и внешними трафаретами из

дерева, пластмассы, картона; обводить и штриховать простыми и цветными

карандашами, шариковыми ручками.

Рисовать красками, используя различные приемы: мазки,

примакивание, касание кончиком кисти (например, рисование кроны

деревьев мазками, которые накладываются друг на друга, примакиванием,

касанием кончиком кисти); составлять узоры (совместно с учителем и по

образцу) в полоске, квадрате, круге, овале.

Выражать эмоциональные состояния и соотносить их с пиктограммами.

«Письмо» букв по трафарету.

Рисовать горизонтальные, вертикальные, ломаные линии по двум и

нескольким опорным точкам, «письмо» стрелок: —>, <— по точкам и

пунктирным линиям.

Содержание программы

8 класс

«Упражнения для развития тонкой моторики рук» 11ч.

Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела,

головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по

словесной инструкции.

Массаж рук с использованием различных массажеров.

Практические

упражнения

с

сыпучими

материалами:

пересыпание,

переливание, перекладывание, открывание.

Пальчиковая гимнастика.

«Рисуночное письмо» 20ч.

Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы,

картона.

Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, ручкой.

Совместное рисование красками, используя различные приемы: мазки,

примакивание, касание кончиком кисти. Составление узоров из точек и

мазков на бумажной полоске.

Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по

величине (снеговик, неваляшки, пирамидки из трех шаров).

Рисование (совместно с учителем по образцу) узоров в полоске, квадрате,

круге, овале.

«Жестово-образные игры» 12ч.

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния:

спокойствие, злость, радость, печаль. Соотнесение с пиктограммами.

«Письменные упражнения»:

«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П задания предлагаются

исходя из индивидуальных возможностей ученика. Письмо стрелок:←, ↑,→,

↓.

Знакомство с музыкальными произведениями, во время слушания которых

рисуются на листе бумаги разные линии.

Создание ситуаций, в которых учащийся знакомится с приемами стирания

рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком и убеждается в

невозможности сделать это, если написано ручкой. Пиктограмма «ластик»,

«карандаш», «ручка», «тетрадь».

«Письменные упражнения» 25ч.

«Письмо» по трафаретам и по точкам букв А, О, У, И, Э, Ы, П,

Б, М, Т, Д, Н (размер букв — 1-2 см).

Письмо слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей

карточкой- словом или выбор буквы в слове.

Копирование букв и знакомых слов печатными буквами (если

индивидуальные возможности учащегося позволяют, то предлагаются

письменные варианты). Практические действия учащегося с

принадлежностями для письма. Рисование горизонтальных, вертикальных,

ломаных линий по двум и нескольким опорным точкам, «письмо» стрелок:

—>, <— по точкам и пунктирным линиям.

Индивидуальные упражнения в тетради.

Таблица тематического распределения количества часов

п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во

практическ

их работ

Кол-во

контрольных

работ

1

Упражнения для развития тонкой

моторики рук

11

Тренировочные упражнения на

развитие кинестетической основы

движений пальцев рук.

1

Упражнения на развитие произвольной

регуляции моторики рук.

Пальчиковая гимнастика.

1

Штриховка предметов цветными

карандашами. Обводка слов по точкам.

1

Упражнения на зрительно-

пространственную ориентировку на

листе бумаги. Упражнение на действия

с предлогами и местоимениями.

2

Упражнения на развитие

артикуляционной моторики.

1

Штриховка, обводка предметов.

1

Упражнение на действия с предлогами

и местоимениями. Упражнения на

развитие артикуляционной моторики.

1

Пальчиковая гимнастика. Развитие

кинетической основы артикуляторных

1

движений.

Дорисовывание предметов.

Раскрашивание предметов

карандашами.

1

Обводка, штриховка предметов.

1

2

Рисуночное письмо

20

Упражнения в рисовании пятен и линий

под музыку.

2

Выполнение

учащимся

с

помощью

учителя узоров в круге.

учащимися с помощью учителя узоров

в круге.

помощью

учителя

узоров

в

круге.

учителя узоров в к

2

Выполнение учащимися с помощью

учителя узоров в полоске.

1

Выполнение

учащимся

с

помощью

учителя узоров в круге и в полоске.

2

Рисование ёлки красками по образцу.

1

Рисование карандашами деда Мороза.

1

Рисование с помощью трафарета

6

Рисование животных

с помощью

трафарета

1

Рисование цветов с помощью

трафарета

1

Рисование овощей

с помощью

трафарета

1

Рисование фруктов с помощью

трафарета

1

Рисование картинок, соответствующих

слову, с использованием трафаретов.

2

1

Рисование мишки по образцу.

1

Изготовление

книжек-самоделок

по

бытовым ситуациям.

1

Предметная

аппликация

из

частей

1

фигуры человека по образцу.

Рисование домика красками.

1

Рисование дорожек, используя разные

линии.

1

3

Жестово-образные игры

12

Формирование представлений об

эмоциях

1

Игровые этюды для развития движений

мимической мускулатуры.

3

Игры-пантомимы на развитие

эмоционального состояния

2

Игры-пантомимы и этюды,

выражающие эмоциональное состояние

грусть.

1

Игры-пантомимы и этюды,

выражающие эмоциональное состояние

печаль.

1

Игры-пантомимы и этюды,

выражающие эмоциональное состояние

радость.

1

Совершенствование движений

мимической мускулатуры по

подражанию учителя.

2

Формирование представлений об

эмоциях

1

4

Письменные упражнения

25

Письмо» букв по трафарету.

Упражнения в написании букв и слов

по контурным линиям (точкам).

4

1

Запись своего имени (фамилии) по

контурным ориентирам и

самостоятельно. Списывание значимой

информации о режиме дня.

2

Запись числа и названия месяца по

точкам в тетради.

1

Уточнение усвоения учащимися знаний

о дне, месяце и годе рождения и их

запись.

4

Копирование слов. Запись числа и

названия месяца по точкам в тетради.

2

Списывание (записывание) значимой

для учащихся информации о

спецслужбах.

1

Запись числа и названия месяца по

образцу .

2

Обводка слов.

1

Копирование слов и коротких

предложений в тетрадь.

1

Самостоятельное списывание с образца

предложений. Списывание с печатного

текста.

1

1

Упражнения в написании букв и слов

по контурным линиям,

точкам. Списывание коротких

предложений.

1

Списывание длинных слов с

письменного образца.

3

1

«Письмо» по образцу с печатного

текста.

2

Итого

68ч.

4

0

Список методической литературы. Материально-техническое

обеспечение образовательной деятельности

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.

Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

«Весёлая пальчиковая гимнастика» Н. В. Нищева. ДЕТСТВО – ПРЕСС 2016

Альбом по развитию мелкой моторики. В.Г.Дмитриева. Издательство АСТ

Москва 2018

«Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и

самомассажа». Л.П. Воронина , «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018г.

РАССМОТРЕНО

На заседании методического

объединения специалистов

коррекционной службы №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель по

коррекционной работе

руководитель МО

________________

от «» года

______________

«» августа года

Календарно-тематическое планирование по предмету «Графика и

письмо» (68

ч).

урока

Кол-

во

часов

Дата проведения

Тема

Оборудование

План

Факт

11

Упражнения для развития

тонкой моторики рук

1

Тренировочные упражнения на

развитие кинестетической

основы движений пальцев рук.

Деревянная

развивающая игрушка

«Шнуровочка азбука»

Aalatoys/2019г.

2

Упражнения на развитие

произвольной регуляции

моторики рук.

Пальчиковая гимнастика.

«Весёлая пальчиковая

гимнастика» Н. В.

Нищева. ДЕТСТВО –

ПРЕСС 2016.-32с.

3

Штриховка предметов цветными

карандашами. Обводка слов по

точкам.

Карточки,

дидактический материал

4

Упражнения на зрительно-

пространственную ориентировку

на листе бумаги

Карточки,

дидактический материал

5

Упражнение на действия с

предлогами и местоимениями.

Карточки,

дидактический материал

6

Упражнения на развитие

артикуляционной моторики.

Л.П. Воронина

«Картотеки

артикуляционной и

дыхательной

гимнастики, массажа и

самомассажа».

«Издательство

«ДЕТСТВО- ПРЕСС»,

2018г. Карточки.

7

Штриховка, обводка предметов.

Карточки,

дидактический материал

8

Упражнение на действия с

предлогами и местоимениями.

Упражнения на развитие

артикуляционной моторики.

Карточки,

дидактический материал

9

Пальчиковая

гимнастика. Развитие

кинетической основы

артикуляторных движений.

«Весёлая пальчиковая

гимнастика» Н. В.

Нищева. ДЕТСТВО –

ПРЕСС 2016

10

Дорисовывание предметов.

Раскрашивание предметов

карандашами.

Карточки,

дидактический материал

11

Обводка, штриховка предметов.

Карточки,

дидактический материал

20

Рисуночное письмо

12

1

Упражнения в рисовании пятен и

линий под музыку.

Принадлежности для

рисования.

Музыкальное

сопровождение.

13

1

Упражнения в рисовании пятен и

линий под музыку.

Принадлежности для

рисования.

Музыкальное

сопровождение.

14

1

Выполнение учащимся с

помощью учителя узоров в

круге.

Образцы узоров

15

1

Выполнение учащимся с

помощью учителя узоров в

круге.

Образцы узоров

16

1

Выполнение

учащимися

с

помощью

учителя

узоров

в

полоске.

Образцы узоров

17

1

Выполнение

учащимся

с

помощью учителя узоров в круге

и в полоске.

Образцы узоров

18

1

Выполнение учащимся с

помощью учителя узоров в круге

и в полоске.

Образцы узоров

19

1

Рисование ёлки красками по

образцу.

иллюстрации

20

1

Рисование карандашами деда

Мороза.

иллюстрации

21

1

Рисование животных с помощью

трафарета

Трафареты ,

иллюстрации

22

1

Рисование цветов с помощью

трафарета

Трафареты ,

иллюстрации

23

1

Рисование овощей с помощью

трафарета

Трафареты ,

иллюстрации

24

1

Рисование фруктов с помощью

трафарета

Трафареты ,

иллюстрации

25

1

Рисование картинок,

соответствующих слову, с

использованием трафаретов.

Трафареты ,

иллюстрации

26

1

Рисование картинок,

соответствующих слову, с

использованием трафаретов.

Трафареты ,

иллюстрации

27

1

Рисование мишки по образцу.

Иллюстрации

28

1

Изготовление книжек-самоделок

по бытовым ситуациям.

Картинный материал

29

1

Предметная

аппликация

из

частей

фигуры

человека

по

образцу.

Картинный материал

30

1

Рисование домика красками.

Иллюстрации

31

1

Рисование дорожек, используя

разные линии.

Иллюстрации

12

Жестово-образные игры

32

1

Формирование представлений об

эмоциях

Карточки,

дидактический материал

33

1

Игровые этюды для развития

движений мимической

мускулатуры.

Карточки,

дидактический материал

34

1

Игровые этюды для развития

движений мимической

мускулатуры.

Карточки,

дидактический материал

35

1

Игровые этюды для развития

движений мимической

мускулатуры.

Карточки,

дидактический материал

36

1

Игры-пантомимы на развитие

эмоционального состояния

Карточки,

дидактический материал

37

1

Игры-пантомимы на развитие

эмоционального состояния

Карточки,

дидактический материал

38

1

Игры-пантомимы и этюды,

выражающие эмоциональное

состояние грусть.

Карточки,

дидактический материал

39

1

Игры-пантомимы и этюды,

выражающие эмоциональное

состояние печаль.

Карточки,

дидактический материал

40

1

Игры-пантомимы и этюды,

выражающие эмоциональное

состояние радость.

Карточки,

дидактический материал

41

1

Совершенствование движений

мимической мускулатуры по

подражанию учителя.

42

1

Совершенствование движений

мимической мускулатуры по

подражанию учителя.

43

1

Формирование представлений об

эмоциях

Карточки,

дидактический материал

25

Письменные упражнения

44

1

«Письмо» букв А, О, У по

трафарету. Упражнения в

написании букв и слов по

контурным линиям (точкам).

Карточки,

дидактический материал

45

1

Письмо» букв И,Э,Ы по

трафарету. Упражнения в

написании букв и слов по

контурным. линиям (точкам).

Карточки,

дидактический материал

46

1

Письмо» букв П,Б, М по

трафарету. Упражнения в

написании букв и слов по

контурным. линиям (точкам).

Карточки,

дидактический материал

47

1

Письмо» букв Т, Д,Н по

трафарету. Упражнения в

написании букв и слов по

контурным. линиям (точкам).

Альбом по развитию

мелкой моторики. В.Г.

Дмитриева.

Издательство АСТ

Москва 2018

48

1

Запись своего имени (фамилии)

по контурным ориентирам и

самостоятельно. Списывание

Карточки,

дидактический материал

значимой информации о режиме

дня.

49

1

Запись своего имени (фамилии)

по контурным ориентирам и

самостоятельно. Списывание

значимой информации о режиме

дня.

Карточки,

дидактический материал

50

1

Запись числа и названия месяца

по точкам в тетради.

Магнитный календарь

51

1

Уточнение усвоения учащимися

знаний о дне, месяце рождения .

Магнитный календарь

дидактический материал

52

1

Уточнение усвоения учащимися

знаний о дне, месяце и годе

рождения.

Магнитный календарь

дидактический материал

53

1

Уточнение усвоения учащимися

знаний о дне, месяце и годе

рождения и их запись.

Магнитный календарь

дидактический материал

54

1

Уточнение усвоения учащимися

знаний о дне, месяце и годе

рождения и их запись.

Магнитный календарь

55

1

Копирование слов. Запись числа

и названия месяца по точкам в

тетради.

Карточки,

дидактический материал

56

1

Копирование слов. Запись числа

и названия месяца по точкам в

тетради.

Карточки,

дидактический материал

57

1

Списывание (записывание)

значимой для учащихся

информации о спецслужбах.

Карточки,

дидактический материал

58

1

Запись числа и названия месяца

по образцу .

59

1

Запись числа и названия месяца

по образцу .

Карточки,

дидактический материал

60

1

Обводка слов.

Карточки,

дидактический материал

61

1

Копирование слов и коротких

предложений в тетрадь.

Карточки,

дидактический материал

62

1

Самостоятельное списывание с

образца предложений.

Списывание с печатного текста.

Карточки

63

1

Упражнения в написании букв и

слов по контурным линиям,

точкам. Списывание коротких

предложений.

Карточки,

дидактический материал

64

1

Списывание длинных слов с

письменного образца.

Карточки,

дидактический материал

65

1

Списывание длинных слов с

письменного образца.

Карточки,

дидактический материал

66

1

Списывание длинных слов с

письменного образца.

Карточки,

дидактический материал

67

1

«Письмо» по образцу с

печатного текста.

Карточки,

дидактический материал

68

1

«Письмо» по образцу с

печатного текста.

Карточки,

дидактический материал



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!