Автор: Лысенко Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 15
Населённый пункт: город Берёзовский,Кемеровская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно
необходимо для успешного обучения ребенка.
В младшем дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий у детей происходит очень
интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе
их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в
процессе различного рода действий с этими предметами.
Основная задача сенсорного развития малышей, ознакомления со свойствами предметов – это
обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания
детей, развития их сенсорных способностей. В процессе таких игр дети учатся решать
познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной
игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его
умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и
явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения)
Проект сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Использование метода проекта предполагает реализацию конкретного замысла. Проект
позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и
применять их на практике.
Работа по реализации проекта позволяет внедрять новые методы работы, технологии, которые
можно освоить и усовершенствовать, а сама проектная деятельность относится к разряду
инновационных работ.
Проект «Сенсорное развитие детей 3-4 лет»
В структуру проекта входят: цели, задачи, содержание, формы и методы, обеспечивающие
воспитание интереса детей к занятиям по сенсорному развитию, к совместным дидактическим
играм; а также развивающие мышление, воображение, внимание, память малышей. В ходе
реализации проекта происходит развитие органов чувств: обоняние, осязание, слух, зрение и
вкусовые ощущения.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, с
привлечением родителей дошкольников.
Проект может быть полезным воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Паспорт проекта
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и
восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем
мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько
совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной
деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу
ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит
значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет воспитателям
расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для
развития самостоятельной познавательной активности.
Цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
· развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать
их чувственный опыт;
· развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения,
микро и макромоторику воспитанников;
· повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у
педагогов.
Выполнение первых двух задач основывалось на следующей идее: сенсорное развитие
дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего
мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования «жизненной
обстановки» в целом – помещений детского сада и его территории.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:
· создание сенсорного уголка в группе;
· игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
· фронтальные и подгрупповые занятия;
· развлечения;
· сенсорный маршрут на участке детского сада;
· занятия «Предметы вокруг нас»;
нятия «Наши помощники».
В группе создан уголок сенсомоторного развития детей. Сенсомоторный уголок предназначен:
· для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
· развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
· снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и
комфортного самочувствия детей;
· создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
· активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
· повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений: шишки, жёлуди,
грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.
Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под
общим названием «Разноцветная мозаика». Упражнения проводятся с помощью материалов
уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в
природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует
предложенной цветовой карточке.
Следующий раздел уголка – «Кладовая природы». Для развития всех органов чувств. Здесь
подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из
различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют
композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором,
связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих
материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения (Приложение 1).
Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа
своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много
радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках
получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных
занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.
Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий
для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей,
эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Оформление
сенсорного уголка для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь
организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в
сенсорном уголке не регламентируется.
Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств
предметов, которые окружают дошкольников.
Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на
развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Так же
проводится цикл занятий «Предметы вокруг нас» и «Наши помощники».
В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного
опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных,
доступных чувственному восприятию детей.
Воспитание сенсорной культуры осуществляется в процессе ознакомления детей с
многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота
природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. В этом помогает сенсорный
маршрут на участке детского сада. Сенсорный маршрут на участке детского
сада небольшой, используется в основном в летнее время. Проходя по сенсорному маршруту
на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование и
сенсорные модули. Воспитанники идут по дорожке здоровья босыми ногами, определяют ее
поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия.
Планирование и методика проведения занятий по сенсорному развитию
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса
воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при
правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу
всестороннего развития личности ребенка.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов
учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию проводятся с детьми в возрасте от 3 лет и старше. Данные
занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям.
Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на
занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания
им может быть предложено большее количество дидактического материала.
Число занимающихся может быть разным – от 3-4 до 6-8, в зависимости от возраста и степени
обученности.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных
задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях
дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах
деятельности.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами
работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом
предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка.
Прежде всего,
это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию,
выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного
воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Детей увлекают
действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание
предметов и т. д. Задачи сенсорного характера являются на данном возрастном этапе
ведущими.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством
приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная
фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют
накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями,
с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать
красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и
дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на
лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками.
Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными
окнами домов.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой,
величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий
постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на
группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению
разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в
изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне
осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно
обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет,
ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными
свойствами предметов (круглой – квадратной формой, красным – синим цветом), затем с более
близкими признаками (круглой – овальной формой, желтым – оранжевым цветом).
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе
дошкольного детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить
систематически.
Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводятся с детьми 1 раз в неделю. Ввиду
того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость
закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично
на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по
изобразительной деятельности и др.
Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период дошкольного детства
характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному
микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно
быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же
заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к
поступательному развитию умственной активности на занятиях. Однако не следует думать, что
при обучении детей не нужна повторность. Повторное предъявление одних и тех же задач
предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на
занятиях.
Первоначально детям даются задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд
занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети
группируют предметы по величине,
потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и
более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко
различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном
занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они
оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина,
фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии
единственно новым.
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному
воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в
повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх
постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети
узнают температурные свойства воды, во время прогулки – свойства снега, в процессе игр, при
катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши,
одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети
учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия
«занимательной коробки» и т. д.
После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам
и для самостоятельных игр.
Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых
осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном
освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов,
который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический
материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и
снижают эффект постукивания.
Основная задача ознакомления младшего дошкольника со свойствами предметов – это
обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка
лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой,
величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение
не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом
случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.
Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний,
маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь
представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего
значения.
Выделение свойств вначале, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными
представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком
уровне развития детей распознавание цвета, формы, величины достигается в процессе
соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.
Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования
многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.
I. Задания на выполнение предметных действий.
1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы,
цвета.
Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у
них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета.
Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе
обучения детям сообщаются слова, необходимые для
регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.
Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину)
разнородных предметов.
Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими
отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.
II. Элементарные продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со
словесным заданием.
Цель обучения: фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть
признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей
осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.
Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется
прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики
разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми
цветов.
2. Рисование красками.
Цель обучения: закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным
признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи
специфики хорошо знакомых предметов.
Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых
меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание
объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в
большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных
и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.
III. Тактильно-двигательное восприятие
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться
без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного
познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) – осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств
объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления,
температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными
покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или
шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-
двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов,
расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно
способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
· лепка из глины, пластилина, теста;
· аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
· аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
· конструирование из бумаги (оригами);
· макраме (плетение из ниток, веревок);
· рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
· игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым,
кнопочным);
· собирание пазлов;
· сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки),
разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает
снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов
массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной
чувствительности.
Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная
развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность
сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные
качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и
создают особый эмоциональный настрой.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов,
каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса
обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его
основных признаках:
· ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с
закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание,
постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств
используемых материалов, признаков предмета;
· нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств
материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5
предметов);
· нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);
· определение по контуру с закрытыми (завязанными глазами)
· нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми
(завязанными) глазами.
Таким образом, через многократное последовательное использование практических
упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки,
геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на
ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая
и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его
признаки: длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, узкий – широкий и
т.д.
«Платочек для куклы»
(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети
поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают
в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы:
стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая
игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке.
Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка,
мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и
непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы
и назвать их.
«Найди пару»
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом,
фланелью.
«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом,
шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также
приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь
определить, какой ящичек от какого коробка.