Автор: Филиппова Марианна Филипповна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОДО
Населённый пункт: с. Хонуу Момского улуса Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: обмен опытом
Тема: Программа летней площадки «Рассадушка»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Детский дом творчества»
678860, Момский район, с. Хонуу, ул. Молодежная,18/2,тел: 8-411-21273
Программа летней площадки «Рассадушка»
Работа педагога дополнительного образования
Филипповой Марианна Филипповна
Содержание программы:
1.Пояснительная записка
2.Принципы,
используемые
при
планировании
и
проведении
летней
площадки (проектная деятельность):
3. Цель программы
4.Основные задачи программы
6.Этапы реализации программы
7.Потенциалы развития
8.Педагогические условия
9.Критерии эффективности программы
10.Ожидаемые результаты.
Пояснительная записка
С наступлением летних каникул у каждого школьника возникает
вопрос; чем заняться в свободное время Летние каникулы составляют
значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более
благоприятен для развития экологического воспитания детей на летнем
лагере на учебно-опытном участке МБОДО ДДТ. Значение учебно-опытного
участка
сводится
не
только
к
производству
сельскохозяйственной
продукции-это естественная живая эколого-биологическая лаборатория, где
проводится опытническая и природоохранная работа во всех формах учебно -
воспитательного процесса. Исследовательской подготовке детей в процессе
сельскохозяйственных
работ
имеет
свои
дидактические
особенности.
Заключаются они в том, что дети должны не только усвоить определенный
круг биологических, агротехнических знаний, но и научиться применять эти
знания на практике, владеть рядом трудовых умений и навыков по
выращиванию и уходу за растениями, обращению с ручным инвентарем,
лабораторным оборудованием. В начале весенне-летних работ составляется
план учебно-опытной работы на участке. На уровне восприятия детьми
способов
действий
наилучший
результат
дают
объяснение
с
использованием натуральной наглядности, обучающая беседа, литература и
упражнения по заданному образцу;
На уровне осмысления и первичного применения знаний в процессе
практической работы-поэлементное объяснение способов с практическим
показом их в работах на учебно-опытном участке, инструктивная беседа,
демонстрация
педагогом
приемов
работы,
решение
задач
эколого-
экономического содержания;
На уровне закрепления знаний и умений – обобщающая беседа,
наблюдение опыта, доказательство изучаемого обработка приемов уход за
культурами.
На уровне самостоятельного выполнения исследовательских действий
работа справочной литературой, составление плана и выполнение по нему
работ, самостоятельная постановка опыта или же проведение наблюдений и
составление производственных задач и упражнений с последующим их
выполнением. Совершенствования личностных возможностей, приобщения к
ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения
собственных
планов,
удовлетворения
индивидуальных
интересов
в
личностно значимых сферах деятельности.
Летняя площадка – это новый образ жизни детей, новый режим с его
особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это,
наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной
песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить
ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых с
было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий,
снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных
сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей,
разрешение этих противоречий. Программа деятельности летней учебно-
опытного
участка
ориентирована
на
создание
социально
значимой
психологической
среды,
дополняющей
и
корректирующей
семейное
воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться
для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста,
уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление – это главная основа его существования и
непременное условие развития.
Летняя площадка проводится на 3 смены с охватом 36 учащихся.
Возраст учеников от 7 до 16 лет (1-10 классы). Продолжительность 1 смены с
3 по 28 июня, 2 смена 1 июля по 28 июля, 3 смена с 1 августа до 25 августа, с
продолжительностью 4 часа в день, суббота воскресенье – выходные дни.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной
смены:
1.Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
2.Принцип творческого отношения к делу;
3.Принцип добровольности участия в делах;
4.Принцип учета возрастных особенностей детей;
5.Принцип доступности выбранных форм работы.
Цель программы
1. Формировать натуралистические умения (определение видового
состава
растений,
наблюдение,
эксперимент)
и
трудовые
умения
(выращивание сельскохозяйственных культур).
2. Учить к навыкам по посадке растений в учебно-исследовательской
работе.
3. Расширять познания и делать открытия для себя, учить научному
подходу в изучении теоретических и производственных вопросов.
Основные задачи программы
1. Научить детей правильно распределять между собой роли выполнять
в совместной деятельности.
2. Формировать натуралистическую подготовку у детей в процессе
практической деятельности.
4. Пропаганда здорового образа жизни;
5. Освещение деятельности в СМИ, связь с общественностью.
6. Формировать теоретические знания на лабораторных занятиях и
практических навыков и умений детей на учебно-опытном участке.
7. Развитие у подростков потребности в самовоспитании экологической
культуры,
обеспечения
собственного
экологического
благополучия,
оздоровление и физическое развитие участников лагеря, привитие навыков
полезного труда.
Этапы работы
1. Организационный этап
Основной деятельностью этого этапа является:
знакомство участников лагеря с программой (цели, задачи, план работы);
знакомство
с
правилами
жизнедеятельности
лагеря;
проведение
инструктажей по технике
безопасности.
2. Основной этап
- Восприятие детьми способов трудовых действий;
- Осмысление первичного применение знаний в измененной
производственной ситуации;
- Закрепление знаний и практических умений;
- Самостоятельное выполнение трудовой деятельности;
-
Проектирование:
планирование,
наблюдение
и
проведение
разнообразных опытов и мероприятий;
3. Заключительный этап.
Подведение итогов работы учебно-опытного участка ДДТ: анализ
работы и определение перспективы её внедрение в своем районе.
Потенциалы развития
- Связь с редакцией газеты «Индигир уоттара» и «Истин»;
- Привлечение родителей к проведению различных учебно-опытных работ;
- Организация встреч с сотрудниками природоохраны парка Момского
района;
- Организация экскурсии на производственных и в частных участках
сельского хозяйства;
- Проведение мероприятия с родителями;
- Использование информационных стендов, листовок, плакатов.
Педагогические условия.
1.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2.
Организация различных видов деятельности.
3.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4.
Создание ситуации успеха.
5.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Материально-техническое обеспечение в учебно-опытного участка
Приусадебный участок:
1.
Огород
2.
Теплицы
3.
Цветочные клумбы
4.
Парники
5.
Инвентарь: шланги для работы на огороде; лопаты; ведра; тележка;
тяпки; лейки; перчатки; грабли т.д.
Критерии эффективности
программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия,
чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с
удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью
участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий
разработаны следующие критерии эффективности:
1.Постановка реальных целей и планирование результатов учебно-опытном
участке по программе;
2.Заинтересованность
педагогов
и
детей
в
реализации
программы,
благоприятный психологический климат;
3.Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
4.Творческое сотрудничество взрослых и детей.
5. Организация летней учебно-опытной площадки с дневным пребыванием.
6.Повышение степени адаптации в окружающем мире несовершеннолетних,
участвующих
в
программе,
посредством
развития
коммуникативных
навыков, творческих способностей, уверенности в себе.
7.Улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве.
8.Улучшение физического и психического здоровья воспитанников.
9.Развитие творческой активности каждого ребенка, проявление устойчивого
интереса к исследовательской деятельности.
10.Улучшение детско-родительских отношений в процессе реализации
совместных учебно-опытных замыслов.
Ожидаемый результат
1. Вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную
общественную жизнь;
2. Увеличение числа публикаций и выступлений;
3.
Заинтересованность
общественности
проблемами
экологии,
нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи;
4. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического
совершенствования.
5. Организация игры, диспуты и культурно-эстетические развлекательные
мероприятия;
6. Активное участие в пропаганде ЗОЖ;
7. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и
приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.
8. Подготовка исследовательских материалов для участия в научно-
практической конференции, на конкурсах и семинарах;
9.
Подготовка
продукции
и
заготовок
для
участия
на
районной
сельскохозяйственной ярмарке.