Автор: Болдырева Оксана Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Уссурийский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование дистанционных технологий в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Использование дистанционных технологий в образовательном процессе.
Современное образование направлено на всестороннее удовлетворение образова-
тельных потребностей граждан. Для реализации данной цели образовательные организа-
ции стремятся применять в учебном процессе дистанционные образовательные техноло-
гии. По мнению исследователей, данные технологии предоставляют потребителям «воз-
можность получения образования посредством инновационных форм с применением об-
разовательных ресурсов: электронных библиотек, научных центров с удаленным досту-
пом к открытым образовательным ресурсам предоставляют возможность потребителям
выстраивать индивидуальные траектории обучения, развивать способности и личностные
качества, осваивать профессиональные компетенции в различных сферах деятельности,
обучаться в течение всей жизни».
Не смотря на то, что дистанционные образовательные технологии применялись в
системе отечественного образования достаточно давно, процесс формирования норма-
тивно-правовой базы еще далек от стадии завершения. Статья 16 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «Под электронным обучением по-
нимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в ба-
зах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и
обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а так-
же информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям
связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работни-
ков. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникаци-
онных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педаго-
гических работников».
Дистанционные образовательные технологии - это технологии передачи знаний,
основанные на применении современных информационных и телекоммуникационных тех-
нологиях. Они могут органично сочетать различные методы обучения, такие как самосто-
ятельная работа, тренинги, лабораторные работы. Основной аргумент в пользу примене-
ния дистанционных образовательных технологий в процессе обучения в системе непре-
рывного образования – это существенное расширение сегмента потребителей образова-
тельных услуг. Дидактические особенности применения дистанционных образовательных
технологий обусловливают новое понимание и коррекцию целей их внедрения, которые
можно обозначить следующим образом:
• стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей
изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и
организацию учебного материала;
• усиление мотивации обучаемого, что достигается путем четкого определения ценностей
и внутренних причин, побуждающих учиться;
• развития компетенций обучения и самообучения, что достигается расширением и углуб-
лением учебных технологий и приемов.
Опыт использования дистанционных образовательных технологий выявил ряд спе-
цифических дидактических принципов применения дистанционных образовательных тех-
нологий в системе непрерывного образования. Андреев А.А. выделяет некоторые из них:
- Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения.
- Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному об-
разовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обуче-
ния в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д.
Важным «показателем гибкости» является не критичность образовательного про-
цесса, осуществляемого с использованием дистанционных образовательных технологий к
расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образова-
тельному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости со-
здания информационных удаленных распределенных сетей знаний для применения ди-
станционных образовательных технологий, позволяющих обучающемуся достаточно про-
сто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом
направлении при отсутствии соответствующих услуг в образовательной организации, где
он учится.
Эффективное обучение с использованием дистанционных образовательных техно-
логий требует определенного набора знаний, умений, навыков.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на
использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта меж-
ду преподавателем и обучающимся.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, сре-
ди которых можно назвать:
1. потребность в интерактивном взаимодействии обучающихся и преподавателей;
2. работа с часто болеющими обучающимися;
3. работа с обучающимися во время карантина;
4. работа с одаренными детьми;
5. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.);
6. участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
7. подготовка к экзаменам.
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме преподавателю необхо-
димо использовать:
∙ электронную почту (с её помощью налаживается общение между преподавателем и обу-
чающимся: рассылка учебных заданий и материалов; получение преподавателем уведом-
лений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и
др.);
∙ ресурсы мировой сети Интернет (можно использовать в процессе обучения как иллю-
стративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и вы-
грузка собственных разработок заданий/ тем).
Среди технологий, применяемых в процессе дистанционного обучения, наи-
большее распространение получили - кейсовая технология - это форма дистанционного
обучения, основанная на предоставлении обучающимся информационных образователь-
ных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов с ис-
пользованием различных видов носителей информации (кейсов);
- интернет-технология - это способ дистанционной передачи информации, основан-
ный на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения до-
ступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования
совокупности методических, организационных, технических и программных средств реа-
лизации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъек-
тов;
- телекоммуникационная технология - это технология, основанная на использова-
нии преимущественно спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также гло-
бальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподава-
телем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресур-
сам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обуче-
ния.
Дистанционное образование имеет целый ряд неоспоримых преимуществ, получае-
мых как потребителями образовательных услуг. Так, студент, обучающийся дистанцион-
но, может самостоятельно принимать решения о том когда, где и сколько ему уделять вре-
мени на изучение материала, поскольку он сам составляет индивидуальный график обуче-
ния. При этом на изучение дисциплин, которые у студента не вызывают затруднений (в
силу определённых способностей, склонностей или ранее полученных знаний), он может
потратить небольшое количество времени, избавив себя от необходимости изучения дан-
ного материала в течение всего семестра (как при очной форме обучения). На изучение
наиболее сложных дисциплин или отдельных разделов можно потратить гораздо больше
времени, возвращаясь к просмотру видеолекций, прослушивая несколько раз аудиозапись,
перечитывая переписку с преподавателем.
Преимущества и недостатки дистанционных образовательных технологий (ДОТ):
-Возможность обучаться в любое время;
-Возможность обучаться в любом месте;
-Возможность обучаться в своём темпе;
-Возможность обучаться без отрыва от основной деятельности;
-Возможность обучаться в спокойной обстановке;
-Уменьшение стоимости обучения;
-Доступность преподавателей-консультантов.
Недостатки:
- Не подходит для развития коммуникативных навыков и навыков коллективной работы
-Не подходит для развития практических навыков;
-Недостаточно развитые технологии;
-Недостаточная мотивация;
- Недостаток контроля;
-Недостаточная компьютерная грамотность;
-Зависимость учебного процесса от информационных технологий.
Немаловажной проблемой развития дистанционного образования является недоста-
точный уровень технической оснащённости многих образовательных учреждений (отсут-
ствие высокоскоростного интернета, а также технических средств и специалистов для со-
здания качественных аудио- и видеолекций). Данная проблема характерна и для многих
потенциальных получателей услуг дистанционного образования, которое предполагает на-
личие современных технических средств для эффективной двухсторонней связи, а также
соответствующего программного обеспечения для просмотра презентаций, видеофильмов,
выполнения заданий.
Для того чтобы дистанционное обучение было эффективным необходима сильная
мотивация обучающегося. Поскольку весь учебный материал студент осваивает самостоя-
тельно, он должен обладать для этого необходимыми качествами: силой воли, чувством
ответственности, способностью к эффективному самоконтролю. Поддерживать необходи-
мый ритм занятий, сохранять работоспособность и воспринимать большое количество но-
вой информации без внешнего контроля удаётся далеко не всем.
Значительной проблемой дистанционного образования является недостаточный
уровень контроля качества знаний обучающихся со стороны преподавателей. Работы, при-
сланные по электронной почте, не являются надёжным средством контроля, т.к. препода-
ватель не может быть уверен в том, что студент выполнил их самостоятельно, и при их
подготовке он не использовал учебные пособия, информацию с интернет-сайтов и другие
источники.
При удалённом обучении неизбежно происходит так называемая теоретизация изу-
чаемых дисциплин. В случае если обучающийся не слишком заинтересован в усвоении
учебного материала и применении полученных знаний на практике, процесс обучения
превращается в механическое заучивание теоретических положений ради правильных от-
ветов на итоговой или промежуточной аттестации (когда предусмотрена очная форма ат-
тестации студентов).