Напоминание

Использование дистанционных технологий в образовательном процессе


Автор: Болдырева Оксана Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Уссурийский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование дистанционных технологий в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование дистанционных технологий в образовательном процессе.

Современное образование направлено на всестороннее удовлетворение образова-

тельных потребностей граждан. Для реализации данной цели образовательные организа-

ции стремятся применять в учебном процессе дистанционные образовательные техноло-

гии. По мнению исследователей, данные технологии предоставляют потребителям «воз-

можность получения образования посредством инновационных форм с применением об-

разовательных ресурсов: электронных библиотек, научных центров с удаленным досту-

пом к открытым образовательным ресурсам предоставляют возможность потребителям

выстраивать индивидуальные траектории обучения, развивать способности и личностные

качества, осваивать профессиональные компетенции в различных сферах деятельности,

обучаться в течение всей жизни».

Не смотря на то, что дистанционные образовательные технологии применялись в

системе отечественного образования достаточно давно, процесс формирования норма-

тивно-правовой базы еще далек от стадии завершения. Статья 16 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «Под электронным обучением по-

нимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в ба-

зах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и

обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а так-

же информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям

связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работни-

ков. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные

технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникаци-

онных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педаго-

гических работников».

Дистанционные образовательные технологии - это технологии передачи знаний,

основанные на применении современных информационных и телекоммуникационных тех-

нологиях. Они могут органично сочетать различные методы обучения, такие как самосто-

ятельная работа, тренинги, лабораторные работы. Основной аргумент в пользу примене-

ния дистанционных образовательных технологий в процессе обучения в системе непре-

рывного образования – это существенное расширение сегмента потребителей образова-

тельных услуг. Дидактические особенности применения дистанционных образовательных

технологий обусловливают новое понимание и коррекцию целей их внедрения, которые

можно обозначить следующим образом:

• стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей

изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и

организацию учебного материала;

• усиление мотивации обучаемого, что достигается путем четкого определения ценностей

и внутренних причин, побуждающих учиться;

• развития компетенций обучения и самообучения, что достигается расширением и углуб-

лением учебных технологий и приемов.

Опыт использования дистанционных образовательных технологий выявил ряд спе-

цифических дидактических принципов применения дистанционных образовательных тех-

нологий в системе непрерывного образования. Андреев А.А. выделяет некоторые из них:

- Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения.

- Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному об-

разовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обуче-

ния в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д.

Важным «показателем гибкости» является не критичность образовательного про-

цесса, осуществляемого с использованием дистанционных образовательных технологий к

расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образова-

тельному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости со-

здания информационных удаленных распределенных сетей знаний для применения ди-

станционных образовательных технологий, позволяющих обучающемуся достаточно про-

сто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом

направлении при отсутствии соответствующих услуг в образовательной организации, где

он учится.

Эффективное обучение с использованием дистанционных образовательных техно-

логий требует определенного набора знаний, умений, навыков.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на

использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,

позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта меж-

ду преподавателем и обучающимся.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, сре-

ди которых можно назвать:

1. потребность в интерактивном взаимодействии обучающихся и преподавателей;

2. работа с часто болеющими обучающимися;

3. работа с обучающимися во время карантина;

4. работа с одаренными детьми;

5. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.);

6. участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;

7. подготовка к экзаменам.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме преподавателю необхо-

димо использовать:

∙ электронную почту (с её помощью налаживается общение между преподавателем и обу-

чающимся: рассылка учебных заданий и материалов; получение преподавателем уведом-

лений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и

др.);

∙ ресурсы мировой сети Интернет (можно использовать в процессе обучения как иллю-

стративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и вы-

грузка собственных разработок заданий/ тем).

Среди технологий, применяемых в процессе дистанционного обучения, наи-

большее распространение получили - кейсовая технология - это форма дистанционного

обучения, основанная на предоставлении обучающимся информационных образователь-

ных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов с ис-

пользованием различных видов носителей информации (кейсов);

- интернет-технология - это способ дистанционной передачи информации, основан-

ный на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения до-

ступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования

совокупности методических, организационных, технических и программных средств реа-

лизации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъек-

тов;

- телекоммуникационная технология - это технология, основанная на использова-

нии преимущественно спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также гло-

бальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподава-

телем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресур-

сам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обуче-

ния.

Дистанционное образование имеет целый ряд неоспоримых преимуществ, получае-

мых как потребителями образовательных услуг. Так, студент, обучающийся дистанцион-

но, может самостоятельно принимать решения о том когда, где и сколько ему уделять вре-

мени на изучение материала, поскольку он сам составляет индивидуальный график обуче-

ния. При этом на изучение дисциплин, которые у студента не вызывают затруднений (в

силу определённых способностей, склонностей или ранее полученных знаний), он может

потратить небольшое количество времени, избавив себя от необходимости изучения дан-

ного материала в течение всего семестра (как при очной форме обучения). На изучение

наиболее сложных дисциплин или отдельных разделов можно потратить гораздо больше

времени, возвращаясь к просмотру видеолекций, прослушивая несколько раз аудиозапись,

перечитывая переписку с преподавателем.

Преимущества и недостатки дистанционных образовательных технологий (ДОТ):

-Возможность обучаться в любое время;

-Возможность обучаться в любом месте;

-Возможность обучаться в своём темпе;

-Возможность обучаться без отрыва от основной деятельности;

-Возможность обучаться в спокойной обстановке;

-Уменьшение стоимости обучения;

-Доступность преподавателей-консультантов.

Недостатки:

- Не подходит для развития коммуникативных навыков и навыков коллективной работы

-Не подходит для развития практических навыков;

-Недостаточно развитые технологии;

-Недостаточная мотивация;

- Недостаток контроля;

-Недостаточная компьютерная грамотность;

-Зависимость учебного процесса от информационных технологий.

Немаловажной проблемой развития дистанционного образования является недоста-

точный уровень технической оснащённости многих образовательных учреждений (отсут-

ствие высокоскоростного интернета, а также технических средств и специалистов для со-

здания качественных аудио- и видеолекций). Данная проблема характерна и для многих

потенциальных получателей услуг дистанционного образования, которое предполагает на-

личие современных технических средств для эффективной двухсторонней связи, а также

соответствующего программного обеспечения для просмотра презентаций, видеофильмов,

выполнения заданий.

Для того чтобы дистанционное обучение было эффективным необходима сильная

мотивация обучающегося. Поскольку весь учебный материал студент осваивает самостоя-

тельно, он должен обладать для этого необходимыми качествами: силой воли, чувством

ответственности, способностью к эффективному самоконтролю. Поддерживать необходи-

мый ритм занятий, сохранять работоспособность и воспринимать большое количество но-

вой информации без внешнего контроля удаётся далеко не всем.

Значительной проблемой дистанционного образования является недостаточный

уровень контроля качества знаний обучающихся со стороны преподавателей. Работы, при-

сланные по электронной почте, не являются надёжным средством контроля, т.к. препода-

ватель не может быть уверен в том, что студент выполнил их самостоятельно, и при их

подготовке он не использовал учебные пособия, информацию с интернет-сайтов и другие

источники.

При удалённом обучении неизбежно происходит так называемая теоретизация изу-

чаемых дисциплин. В случае если обучающийся не слишком заинтересован в усвоении

учебного материала и применении полученных знаний на практике, процесс обучения

превращается в механическое заучивание теоретических положений ради правильных от-

ветов на итоговой или промежуточной аттестации (когда предусмотрена очная форма ат-

тестации студентов).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!