Автор: Анусина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3
Населённый пункт: г. Орлов, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в форме КВН
Раздел: дошкольное образование
Формирование элементарных математических
представлений у детей старшей группы в форме КВН
Цель: поддерживать у детей интерес к играм с математическим содержанием, проявляя настойчивость,
целеустремленность, находчивость, смекалку.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать навыки счета в пределах 10;
Закрепить умение решать задачи;
Закреплять знание геометрических фигур;
Закреплять навыки количественного счета;
Закрепить знания о последовательности частей суток, времен года, зимних месяцев.
Развивающие:
Развивать логическое мышление;
Развивать сообразительность;
Развивать память;
Развивать соревновательные качества.
Воспитательные:
Воспитывать умение взаимодействовать и общаться в процессе совместной деятельности;
Воспитывать умение аргументировано высказывать свое мнение, предложение.
Материал и оборудование:
Технические средства обучения: магнитофон, ноутбук для показа презентации, проектор, презентация.
Дидактическая игра «Живые числа»; 8 карточек с кружочками; 8 вееров с цифрами; дидактическое пособие «Блоки
Дьенеша»; счетные палочки 2 набора; коробка с сюрпризом; эмблемы команд; кубки; дидактические карты с заданиями
«Раздели деревья от зайцев», «Отдели линиями каждую уточку»; простые карандаши; линейки.
Форма организации: подгрупповая
Вид: комплексный
Тип: тематический
Метод: игровой, словесный, наглядный, практический, метод повышение познавательной активности с помощью ИКТ.
Место в программе: тематическое планирование
Предварительная работа: рядовые и индивидуальные занятия по формированию элементарных математических
представлений., беседы о временах года, о днях недели, решение математических и логических задач, отгадывание
загадок, решение конструктивных задач, разучивание частушек про цифры, математические игры с цифрами и
геометрическими фигурами.
Индивидуальная работа: активизировать стеснительную Варвару, дать активному Климу и Ване дополнительное
задание.
Теоретическая значимость заключается в том, что форма проведения занятия в виде КВН способствовало высокой
плотности и прошло как итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений.
Практическая
значимость
заключается в том, что НОД разработано и
внедрено с учетом тематического
планирования основной образовательной программы ДОУ.
Этап НОД.
Примерное время
проведения
Деятельность воспитателя
(содержание учебного материала,
прямая речь)
Деятельность воспитанника
(виды деятельности, прямая
речь)
Интегрированные
образовательные
области
Организационный
момент
3 мин.
Под музыку дети входят в зал и исполняют
танец.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте наши
гости!
- Вы проснуться все успели?
А теперь вперед за дело.
Будьте все внимательны.
А еще старательны
Ждет нас математика.
Под музыкальное
сопровождение дети
выполняют движения.
-
Дети
здороваются
с
воспитателем
Социально –
коммуникативное
развитие
Вводный
этап
(актуализация
знаний).
2 мин.
- Мы начинаем КВН. Сегодня у нас
соревнуются две команды, уважаемые
капитаны прошу представить свои команды.
Приветствие команд:
- Команда «Умники» приветствует команду
«Знайки».
- Команда «Знайки» приветствуют команду
«Умники»
Дети
говорят
название
команды,
приветствие
и
девиз.
- «Умники»
-
«Мы
умные
детишки,
детишки-шалунишки,
Любим
в
КВН
играть
и,
конечно побеждать»
Клим: - Наш девиз.
Дети: - «Один ум хорошо, а
много лучше»
(проговаривают
все
дети
вместе)
Дети
говорят
название
команды,
приветствие
и
девиз.
Социально –
коммуникативное
- Начнем наш КВН с «Разминки». Вопросы
буду задавать по очереди каждой команде,
будьте внимательны!
1. Назовите части суток?
2. Назовите дни недели.
3. Сколько дней недели?
4. Назовите, какое сейчас время года?
5. Назовите геометрические фигуры, у которых
нет углов?
6. Назовите геометрические фигуры, у которых
четыре угла?
(За каждый правильный ответ воспитатель
на доске каждой команде дает фишки)
- Молодцы!
- «Знайки»
- «Мы ребята знайки, знайки
не зазнайки,
В игры разные играем, в КВН
мы побеждаем».
- Ваня: наш девиз.
Дети: « Знание – это сила»
(проговаривают
все
дети
вместе)
Ответы детей.
развитие
Познавательное
развитие
Основной этап.
(развивать внимание,
сообразительность,
мышление)
20 мин.
- Следующее задание «Живые числа».
«Вы - числа, а какие – вам подскажет карточка.
Сосчитаете, сколько на ней кружков!».
Воспитатель дает команду: «Числа встаньте по
порядку, слева на право, начиная с самого
маленького»
(Если правильно построились обе команды, то
Дети: (ответы детей).
Дети встают по порядку и
показывают карточки.
Познавательное
развитие
воспитатель на доске каждой команде за
победу выдает фишки)
- Уважаемые команды прошу вас пройти на
свои места.
- Следующий раунд «Домашнее задание».
Каждая команда для своих соперников
подготовила задачки. Первые начинают
команда «Умники».
- Команда «Знайки»
Команды проходят на места в
сопровождении музыки
- Команда «Умники»
Настя:
Отвечает
команда
соперников.
-Ёжик по лесу шёл
На обед грибы нашёл:
Два - под берёзой,
Один у осины
Сколько их будет в плетёной
корзине?
Отвечает команда
соперников. (Ответ 3гриба)
- Команда «Знайки»
Варя:
- На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Отвечает команда
соперников. ( Ответ 2 щенка)
- Команда «Умники»
Миша:
- Ну-ка сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
Отвечает команда
Речевое развитие
соперников. ( Ответ 4
ребенка)
- Команда «Знайка»
Дима:
- На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?
Отвечает команда
соперников. (Ответ 3 гриба)
- Команда «Умники»
Катя:
- Утка морковку в корзине
несла,
Этой покупкой довольна
была.
Если морковку еще ей
купить,
Сколько их будет?
Ты сможешь сложить?
Отвечает команда
соперников. (Ответ 3
морковки)
- Команда «Знайки»
Настя:
- Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Отвечает команда
- Молодцы! Все задачи решили.
(За каждую правильно решенную задачу
воспитатель на доске каждой команды
выдает фишки)
А сейчас мы отдохнем руки, ноги разомнем.
Физкультминутка под музыку «Буги-вуги»
- Следующий раунд «Собери геометрические
фигуры»
- На столе лежат геометрические фигуры.
Команды, по очереди перенося на другой стол
фигуры, но сначала фигуры, у которых нет
углов, затем фигуры с углами.
(Звучит музыка по окончании раунда, под
музыку дети проходят за столы)
(та команда которая выполнит задание
первыми получает фишку)
- Объявляю конкурс капитанов (звучит
музыка выходят капитаны)
«Сложи фигуру»
На экране появляется видео от зрителя: «Ребята
на столах лежат счетные палочки, вам нужно
сложить такие геометрические фигуры какие я
вам назову».
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
-Молодцы ребята и с этим задание справились
и обе команды получают фишки!
- А сейчас «Супер тур!» и без помощи наших
гостей нам не справиться.
На столе у вас лежит листок с изображением
соперников. (Ответ 4
кошечки)
Под музыкальное
сопровождение дети
выполняют движения.
Дети кто быстрее переносят
геометрические фигуры.
Дети из счетных палочек
составляют геометрические
фигуры.
Физическое
развитие
Познавательное
развитие
Познавательное
развитие
деревьев и зайцев.
Внимание задание: - нужно тремя линиями
отделить деревья от зайцев.
На это задание дается одна минута. Время
пошло (отчет времени на экране)
Время закончилось. Итак, ответы, сверяем,
правильный ответ смотрим на экране.
За правильный ответ каждая команда получает
по фишке.
Дети выполняют задание на
время.
Познавательное
развитие
Заключительный этап.
Подведение итогов.
2 мин.
- Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился, в КВНе
отличился?
- Обратите внимание на магнитную доску.
По подсчёту фишек - результат игры дружба.
(Каждой команде за победу под музыку вручаю
кубок).
В группу заходит корреспондент с интервью, у
детей задавая следующие вопросы:
- В какой игре вы принимали участие?
- Понравилась ли вам соревноваться?
- Какие задания вам показались легкими?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание, по вашему мнению, было
сложным?
- Сегодня на нашем КВНе победила дружба, но
что эта за коробочка, неужели еще одно
задание для команд. (Музыка черного ящика)
(Воспитатель поднимает салфетку, а под ней
коробка)
- Ребята, чтобы узнать, что лежит в этой
коробке нужно отгадать загадку
Предлагаемые ответы детей
Конфеты.
Социально –
коммуникативное
развитие
И так внимание:
Мы в кондитерской шуршим
Фантиками яркими
И на праздник мы хотим
К вам попасть с подарками (конфеты)
Правильно, конфеты.
Угощайтесь и про гостей не забывайте.
Фотография на память с корреспондентом и
воспитателем.